Ольга Катаева
Проект «Семейная игротека»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «СЕМЕЙНАЯ ИГРОТЕКА»
Катаева Ольга Федоровна
музыкальный руководитель
• АКТУАЛЬНОСТЬ
Ведущая роль и ответственность родителей за воспитание и образование детей- это актуальная тема для взаимодействия дошкольного учреждения и семей воспитанников. Опрос родителей на тему: «Как вы играете с ребенком дома?» выявил бедность родительских знаний и умений в организации интересной, а главное полезной, игровой деятельности в семье. Беседа с детьми старшей группы на тему «Как ты играешь с мамой и папой в выходные и праздники» также показала нам важность проблемы приобщения родителей к совместной игре. Дети высказывались: «В выходной мы смотрим телевизор» или «Я играю один в конструктор, а мама занимается своими делами». На просьбы детей поиграть с ними, родители отвечают «Ты уже большая, поиграй сама». Было выявлено, что родители не только не знают как поиграть с ребенком, не умеют организовать игру, но и не понимают значения совместной игровой деятельности для ребенка-дошкольника. Без специального педагогического образования, достаточного объема знаний родителям сложно выстраивать полезные, развивающие и, в то же время, интересные формы взаимодействия со своими детьми дома, в часы досуга. Педагоги могут дать родителям необходимые знания, в совместной с детьми деятельности научить взрослых играть и общаться, а главное, заинтересовать и объяснить ценность совместной игры для развития коммуникативных, речевых, музыкальных, умственных способностей и формирования гармоничной личности ребенка в целом. Поэтому возникла идея разработки и реализации данного проекта.
Публикация «Проект „Семейная игротека“» размещена в разделах
• НОВИЗНА ПРОЕКТА
Взаимодействие ДОУ и семьи происходит, чаще всего в виде контактов педагогов и родителей через живое общение на собраниях и консультациях, через наглядную информацию и т. д. Общение же «родитель-ребенок» в стенах детского сада ограничивается ролью «гостей» на празднике или на открытом занятии. Новизной является равноправное творческое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (родителей, детей, педагогов) в условиях специально организованных совместных встреч (занятий) в детском саду.
• ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых с целью гармонизации детско-родительских взаимоотношений и обогащения игровой, развивающей деятельности в семье.
• ЗАДАЧИ:
1. Заинтересовать родителей совместной игрой, созданием семейной игротеки, как средства обогащения семейного досуга, раскрыть им значение совместной игровой деятельности для ребенка-дошкольника.
2. Приобщить детей к традициям семьи, семейным ценностям, вызвать желание участвовать совместно с родителями в игровой деятельности;
3. Создать условия для равноправного творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (родителей, детей, педагогов) на специально организованных совместных встречах (занятиях) в детском саду.
4. Познакомить родителей с народными, музыкальными, подвижными играми. Оказать помощь в создании семейной игротеки.
5. Создать настроение радости от совместной игры и общения, развивать у детей и родителей духовную потребность в межличностных взаимоотношениях.
• ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Родители и дети научатся играть в народные, музыкальные и подвижные игры, составят домашнюю картотеку любимых семейных игр, семейные часы досуга будут проходить в доброжелательной атмосфере совместной игровой деятельности.
• Содержание проекта
Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.
Время реализации проекта- январь, февраль, 1-я неделя марта 2017 года.
Проект реализуется в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный (аналитический). В основном этапе 4 занятия.
При реализации проекта за основу берется технология игровой деятельности : непосредственно в игре родители и дети разучивают правила, содержание различных игр, учатся взаимодействовать.
На подготовительном и заключительном этапе применяются беседы, опросы, анкеты.
• Участники проекта- дети и родители старшей группы детского сада (5-6 лет, воспитатель.
Организатор проекта –музыкальный руководитель.
• ПЛАН- ГРАФИК
Мероприятие Ответственные Сроки выполнения
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Изучить знания детей и родителей о семейных традициях, играх в семье, провести анкетирование для родителей и беседу для детей.
Воспитатель 3-я неделя января
Обследовать умения детей играть в русские народные и музыкальные подвижные игры Музыкальный руководитель 3-я неделя января
Разработать содержание и сценарии 4-х практических совместных с родителями занятий
Музыкальный руководитель 4-я неделя января
Собрать иллюстративный, литературный, музыкальный материал, атрибуты по теме проекта. Музыкальный руководитель, воспитатель 4-я неделя января
Результат 1 этапа Владение информацией об уровне развития игровой деятельности в семьях воспитанников.
Создано методическое, наглядное, литературное и музыкальное обеспечение 2-го (практического) этапа проекта.
2 ЭТАП- ОСНОВНОЙ
Провести организационную беседу с детьми, смотивировать их на проведение совместных с родителями занятий «Поиграем вместе»
Музыкальный руководитель 1-я неделя февраля
Организовать оповещение родителей о времени и месте встреч.
Воспитатель 1-я неделя февраля
Организовать и провести 1-ю встречу «Давайте дружить»
Музыкальный руководитель 1-я неделя февраля
Рефлексивная беседа с детьми, родителями и воспитателями о результатах 1-й встречи Музыкальный руководитель, воспитатель 1-я неделя февраля
Организовать и провести 2-ю встречу «Играем в саду»
Музыкальный руководитель 2-я неделя февраля
Рефлексивная беседа с детьми, родителями и воспитателями о результатах 2-й встречи
Музыкальный руководитель, воспитатель 2-я неделя февраля
Организовать и провести 3-ю встречу «Играем дома и в саду»
Музыкальный руководитель 3-я неделя февраля
Рефлексивная беседа с детьми, родителями и воспитателями о результатах 3-й встречи
Музыкальный руководитель, воспитатель 3-я неделя февраля
Организовать и провести 4-ю встречу «Играем на улице»
Музыкальный руководитель 4-я неделя февраля
Рефлексивная беседа с детьми, родителями и воспитателями о результатах 4-й встречи
Музыкальный руководитель, воспитатель 4-я неделя февраля
Результат 1 этапа У родителей сформировано ценностное отношение к совместной игровой деятельности в семье.
Дети и родители имеют навыки в организации разнообразных игр, умеют договариваться, выбирать ведущего, выполнять правила.
Родители заинтересовались созданием семейной игротеки, сделали фотоотчет.
3 ЭТАП - ИТОГОВЫЙ
Самоанализ реализации практической части проекта, формулировка выводов Музыкальный руководитель 1-я неделя марта
Опрос родителей на тему «Что нового узнали о совместных играх и чему научились Вы и Ваш ребенок?» Воспитатель
1-я неделя марта
Разработка, печать и распространение памятки для родителей «Давайте играть вместе!» Музыкальный руководитель 1-я неделя марта
Круглый стол для воспитателей «игра-главное для дошкольника» Музыкальный руководитель 1-я неделя марта
Оформление фотостенда «Мы играем всей семьей» Воспитатель, родители, музыкальный руководитель 1-я неделя марта
Планирование возможных мероприятий по расширению и углублению темы проекта :
- обмен опытом между семьями «Наша семейная игротека»
- игровой досуг «Мама, поиграй-ка»
- совместное развлечение «Папа может все, что угодно» музыкальный руководитель 1-я неделя марта
• ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- краткосрочные: большинство семей заинтересуются совместной игровой деятельностью, создадут семейную игротеку, будут играть со своими детьми в часы досуга, предоставят в ДОУ фотоотчет «Мы играем всей семьей». Дети повысят свою самооценку, приобретут уверенность в самостоятельной организации игры со сверстниками, научатся без споров выбирать ведущего и соблюдать правила игры, разовьют свою речь, музыкальность и физические качества.
- долгосрочные: взаимоотношения в семьях воспитанников гармонизируются на основе доброжелательной атмосферы в процессе регулярной совместной игровой деятельности. Наиболее активные родители поделятся опытом игры в семье с другими родителями группы. У родителей появится потребность расширять свои знания и умения в данном направлении.
• ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект имеет практическую значимость для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, не требует больших материальных затрат. Временные затраты, при соблюдении плана-графика, также оптимальны для достижения запланированных результатов.
Для успешной реализации проекта не требуется специальная музыкальная квалификация педагога, но необходимы знания дошкольной педагогики и психологии, а также культура общения с родителями.
Проект имеет значимость для дошкольного учреждения, с точки зрения совершенствования форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников.
Запланированные результаты проекта оцениваются по следующим показателям:
1. Активность и заинтересованность родителей игровой деятельностью ( инструментарий: опросник, анкета, индивидуальные беседы с родителями)
2. Умения родителей организовать игру в семье, поддержать детскую инициативу ( инструментарий: беседа с детьми, фотоотчет, рисование «Мы играем дома»)
3. Педагогическая диагностика музыкальных способностей, речевой и коммуникативной сферы ребенка.