Серова Ольга Александровна
Проект «Семейная академия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Полянка»
ПРОЕКТ
психолого-педагогического сопровождения семей
и повышения компетентности родителей
в вопросах развития и образования дошкольников
«Семейная академия»
Составила: педагог-психолог
Серова О. А.
г. Нижний Новгород
2020г.
ПАСПОРТ проекта
Раздел 1. Информационная карта проекта
1.1. Название проекта «Семейная академия»
1.2. Исполнители Педагог-психолог
Публикация «Проект „Семейная академия“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
1.3. Адресная направленность проекта Воспитанники, родители
1.4. Сроки и этапы реализации проекта Январь-сентябрь 2020г.
Раздел 2. Описание проекта
2.1. Основания для инициации проекта - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с последующими изменениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» № 1014;
- Федеральный закон РФ №120-ФЗ от24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
- Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,
- Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации»,
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 761 «О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012-2017 годы»,
- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»;
- Методические рекомендации Минобрнауки России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от г. 90/30-16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155.
2.2. Актуальность В Федеральном законе «Об образовании» и ФГОС ДО определен комплекс мер, направленных на развитие системы дошкольного образования в стране и повышение его качества.
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей. Многочисленными нормативными и концептуальными документами родители признаются полноправными субъектами педагогического процесса.
Новые модели сотрудничества ДОУ с семьей, основанные на доверии и партнерстве, направлены на поиск общих решений и способствуют вовлечению родителей в единое образовательное пространство и росту рейтинга ДОУ.
Мониторинг родителей МБДОУ деткого сада №11 «Полянка» г. Нижний Новгород по вопросу системы взаимодействия ДОУ с семьей позволяет выделить следующие затруднения:
- недостаточная информированность родителей со стороны педагогов о содержании и возможных формах организации детской деятельности, о развивающем эффекте всех видов детской деятельности и о роли семьи в процессе воспитания и развития ребенка,
- стереотипное представление родителей о деятельности образовательного учреждения и наличия мнения отдельных родителей о прямой зависимости «наличия занятия» и «развитием ребенка»;
- склонность родителей к привычным, менее затратным по времени и эмоциональным усилиям, формам работы;
- недостаточный уровень мотивации родителей к расширению форм взаимодействия с ДОУ.
2.3. Цель Разработка модели взаимодействия с семьями воспитанников на основе современных требований для обеспечения планомерной и целенаправленной работы по осуществлению психолого-педагогического сопровождения и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования дошкольников.
2.4. Задачи 1. Обеспечение высокого качества образовательной среды для развития детей в условиях совместной деятельности родителей (законных представителей) и педагогов ДОУ;
2. Повышение уровня педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития дошкольников и их родительской ответственности;
3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки между субъектами образовательного процесса;
4. Исследование теоретических и практических аспектов особенностей становления и развития процесса психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников и возможности реализации в практике сотрудничества детей и родителей.
2.5. Содержание проекта Проект реализуется в три этапа.
На первом, диагностическом (констатирующем) этапе (январь 2020 – февраль 2020 года) проводится анализ состояния проблемы проектирования модели психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников, обобщается положительный педагогический опыт по проектированию технологии психолого-педагогической поддержки дошкольников, формулируется первоначальная гипотеза исследования. На данном этапе проводится анализ философской, педагогической литературы; определяется теоретическая база Проекта.
На втором, основном (внедренческом) этапе (март 2020 – август 2020 года) планируется проведение основных мероприятий, в ходе которых анализируется практика педагогического взаимодействия Детского сада и семьи, разрабатывается проект психолого-педагогической поддержки в системе взаимодействия родителей и педагогов.
На данном этапе работа выстраивается по трё м основным направлениям:
- организация клуба для родителей «Я - компетентный родитель»,
- формирование детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы,
- работа детско-родительских пар.
На третьем, обобщающем (контрольном) этапе (сентябрь 2020) планируется уточнение направлений по проектированию технологии психолого -педагогической поддержки в процессе педагогического взаимодействия Детского сада и семьи и представление оценки результатов, проверки гипотезы исследования. На данном этапе прогнозируются выводы; основные идеи и положения Проекта. Распространение опыта реализации проекта. Оформление результатов Проекта.
2.6. Результаты проекта Родители :
- возрастание мотивации к улучшению взаимоотношений со своим ребенком;
- повышение уровня психоло - педагогической культуры;
- овладение техникой «активного слушания» при общении родителя с ребенком;
- приобретение и использование родителями навыков конструктивного общения с ребенком.
Дети:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками;
- формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
Семья:
- укрепление детско-родительских отношений в семье;
- появление детско-взрослой (семейной) развивающей и творческой общности;
- появление семейных ценностей и традиций как одной из возможностей членов семьи «быть вместе».
2.7. Практическая значимость Проекта - определение и разработка основных путей психолого-педагогической работы с семьей для решения проблемы проекта;
- организация и подтверждение эффективности такой перспективной формы работы с родителями как родительский клуб, позволяющей оказывать практическую помощь родителям в решении актуальных проблем семьи в рамках темы проекта;
- практическая реализация потенциальных возможностей совместной творческой и игровой деятельности детей и родителей, обеспечивающей формирование благоприятного семейного микроклимата в целом и навыков эффективной семейной коммуникации в частности;
- подбор методического обеспечения, разработка мероприятий, направленных на профилактику и преодоление трудностей в психолого-педагогической компетенции родителей;
- выработка рекомендаций для родителей по налаживанию межличностного общения с ребенком, позволяющих им (родителям) воспринимать своего ребенка как личность с определенными потребностями и особенностями.
2.8. Перспектива Проекта 1. Положительные отзывы со стороны родителей и детей.
2. Проект может быть реализован с минимальной коррекцией в условиях общеобразовательных учреждений в работе с семьей с целью формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
3. Проект может быть востребован специалистами Центров и Служб, занимающихся проблемами детства.
Приложение №1
Алгоритм работы по проекту «Семейная академия»
Работа по Проекту предполагает несколько этапов: диагностический, основной и обобщающий.
Описание деятельности всех субъектов Проекта в рамках каждого этапа представлено ниже.
1. Диагностический этап (январь-февраль 2020г.)
Формы работы:
определение ресурсной базы проекта;
анализ методологической литературы по проблеме исследования, включая интернет-ресурсы;
подбор и апробация диагностического инструментария;
организация диагностических процедур, включающая: наблюдение, беседы с родителями и детьми, диагностические методики;
Несмотря на имеющееся разнообразие методов и методик по выявлению детско-родительских отношений, ведущим диагностическим средством на данном этапе являлись:
- тест «Рисунок семьи» С. Бенс (выявление уровня детско-родительских отношений,
- опросник «Отношение родителей к детям» А. Я. Варга, В. В. Столина,
- методика «Рукавичка» по Г. А. Цукерману.
Большую помощь в определении уровней знаний родителей о воспитании и возрастных особенностях детей может оказать метод анкетирования.
анализ результатов первичной диагностики;
подбор и разработка основной части проекта, насыщение ее разнообразными активными формами и методами работы по вовлечению членов семьи в решение проблем психолого-педагогических родительских компетенций.
2. Основной этап (март –август 2020г.)
На данном этапе планируется проведение основных мероприятий, в ходе которых анализируется практика педагогического взаимодействия Детского сада и семьи, разрабатывается проект психолого-педагогической поддержки в системе взаимодействия родителей, детей и педагогов.
Работа выстраивается по трё м основным направлениям:
1. Организация клуба для родителей «Я - компетентный родитель».
Программа клуба предусматривает 1 занятия в неделю. Группа формируется на свободной основе (по желанию родителей). Каждое занятие для родителей рассчитано на 40-60 минут.
Формы работы:
- Тренинговые занятия:
• «Формирование правовой компетентности родителей».
• «Мир речи и общения».
• «Мир математики».
• «Социальное развитие и воспитание детей дошкольного возраста».
• «Шесть шагов к здоровью малыша».
• «Дети и мир природы».
• «Музыка и праздники в жизни семьи».
• «Играем вместе с ребенком».
• «Художественно-эстетическая деятельность» и т. д.
Общая структура занятия
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия. В нее входит комплекс психологических упражнений и приемов, продуктивная деятельность.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
- Индивидуальное и групповое консультирование по запросу родителей и инициативе педагогов:
• информирование родителей о проблемах ребенка;
• оказание методической помощи в организации эффективного детско-родительского общения;
• психологическая поддержка родителей в случае серьезных проблем у их ребенка либо связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.
- Реализация мини-проектов - совместные проекты с родителями.
2. Формирование детско-родительской группы «Ты да я, да мы с тобой» и организация её работы.
Формы работы:
- Совместные досуговые мероприятия, направленные на творческую семейную педагогику, традиции семейного воспитания и позитивного взаимоотношения с детьми в разных видах деятельности в интерактивных формах (творческие гостиные, тематические занятия, календарные праздники, семейные праздники, мастер – классы, открытые занятия ООД – совместная образовательная деятельность, игры).
- Проведение мероприятий, направленных на развитие способностей, склонностей, поддержки интересов (индивидуальные выставки, творческие коллективные и семейные выставки, участие в смотрах, конкурсах, соревнованиях).
- Декларирование успехов (награждение, определение номинаций «Музыкальная семья», «Семья художников», «Спортивная семья», «Театральная семья»).
3. Работа детско-родительских пар.
Формы работы:
Ведение занятий для снятия психологического напряжения и развитие эмоционально - чувственной сферы: «Сыпучие картинки», «Сказкотерапия», «Светотерапия», «Игротерапия», «Театральная терапия» и т. д.
3. Обобщающий этап (сентябрь 2020г.)
Формы работы:
• сравнительная диагностика и обработка результатов (для сравнительной диагностики используются те же методики, которые применялись при первичной диагностике);
• анализ результатов реализации проекта;
• подведение итогов работы над проектом;
• определение перспектив;
• разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по работе с семьями, по проблеме исследования.
• распространение опыта реализации проекта