Марина Яицкая
Проект «Семь я и я или семья — варианты соприкосновения»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Семь я и я или семья - варианты соприкосновения» Выполнила работу: Яицкая Марина Юрьевна
Тип проекта : творческий, долгосрочный - 04.09.20 -30.04.2021год
«Большое зло нашего времени… заключается в том, что наши отцы и матери почти полностью лишились осознания того, что… могут самостоятельно сделать для воспитания своих детей» Песталоцци
Оглавление. 1. Актуальность.
2. Цель проекта.
3. Задачи проекта.
4. Предполагаемые итоги проекта.
5. Этапы работы над проектом.
I
Публикация «Проект „Семь я и я или семья — варианты соприкосновения“» размещена в разделах
. Подготовительный этап
II. Основной этап
III. Заключительный этап
6. Результаты реализации проекта
7. Результаты решения задач 8. 8. Заключение Актуальность. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни.
Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывая у них любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Так, как в современных условиях приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества нельзя оставить без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения, как работа с семьей. Родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются рядом причин: ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
- социально-экономическими проблемами общества.
- личностными проблемами родителей: социально-психологической тревожностью, усталостью людей на фоне кризисов; психологическим и физическим перенапряжением, тревогой в связи со снижением безопасности жизни.
- глобальными проблемами, определяющими развитие взрослых и детей (экологическими проблемами, локальными войнами и т. д.).
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-другому, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к возрождению семьи, как социального института, где ребенок проходит этапы первичной социализации.
Семья является источником, дающим силу для духовного развития, помогающим ребенку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. И очень важно, какая это семья!
Жизненный идеал у россиян сегодня весьма расплывчат, в связи с чем, мировоззрение утратило прежнюю сущность и не обрело новую. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья!
"Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы нравственного, физического и интеллектуального развития личности". ("Закон об образовании").
А детский сад - первое общественное учреждение, с которым родители вступают в контакт и его деятельность направлена на оказание помощи семье в воспитании детей. (Закон РФ "Об образовании").
Основой же для сближения родителей и детского сада становится ребенок.
Поэтому обращение к неформальному общению с родителями в процессе воспитания дошкольников, оптимизация форм и методов совместной работы с семей продиктованы рядом причин:
- необходимостью осознания родителями важности повышения их педагогической культуры.
- поиском новых подходов в организации общения педагогов с детьми и их родителями.
- особой ролью семьи в процессе социализации ребенка. Именно в семье происходит идентификация (первичная, видовая, родовая, половая, этническая) ребёнка с людьми разного возраста и пола, устанавливаются нормы и правила поведения, характерные для общенациональной традиционной культуры. Цель проекта : Создание единого образовательного пространства детского сада и семьи. Укрепление семейных ценностей и традиций.
Развитие у детей чувства семейной сплочённости, воспитание интереса к истории своей семьи.
Формирование навыков общения, сотрудничества, сотворчества родителей и детей.
Формирование у родителей устойчивого интереса к различным видам взаимодействия со своими детьми в свете образования и воспитания будущих поколений с учётом современных потребностей, необходимых в связи с изменениями в жизни общества и в частности нашего государства.
Задачи проекта : Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов педагогов, родителей и детей;
Формировать у ребёнка представление о семье, её составе, о взаимоотношениях между членами семьи;
Способствовать осознанию ребёнком себя, как полноценного, любимого члена семьи;
Привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком и ДОУ;
Повысить степень осознанности родителями своих прав и обязанностей по отношению к своему ребенку.
Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях;
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Понимание и осмысление детьми значимости семьи в своей жизни и жизни каждого человека.
Умение организовывать сюжетно - ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье
Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи
Дать возможность родителям уточнить и расширить представление детей о семье.
Этапы работы над проектом :
I. Подготовительный этап.
II. Основной этап.
1. Совместная работа педагога и детей со своими родителями по теме проекта.
2. Реализация проекта в разных видах деятельности детей (по образовательным областям) в группе:
2.1. В социально-коммуникативном развитии.
2.2. В познавательном развитии.
2.3. В речевом развитии, в чтении художественной литературы.
2.4. В художественно-эстетическом развитии.
2.5. В физическом развитии, безопасности, трудовой деятельности
III. Завершающий этап.
1. Оформление фотоальбомов и проведение выставок творческих работ : «Моя семья», «Генеалогическое древо семьи».
3. Оформление газеты. «Как мы проводим свободное время вместе».
4. Досуг: «Наша семья», («Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня)
5. «Трудовой десант» родителей по благоустройству участка.
6. Родительское собрание, где организована дискуссия родителей за круглым столом по теме проекта «Семья – варианты соприкосновения».
Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги.
I. Подготовительный этап.
Беседы с детьми. Знакомство родителей и детей с темой проекта, с работой которую необходимо им проделать при участии в проекте.
II. Основной этап. 1. Совместная работа педагога и детей со своими родителями по теме проекта.
1. 1 Анкетирование для родителей: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».
1. 2 Тест для родителей: «Какие вы родители?».
1. 3 Тематические консультации для родителей: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Крепкая семья – сильная Россия», «Знакомство ребенка с историей и традициями семьи», «Воспитание любовью»,
1. 4 Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка», «Путешествие в прошлое семьи».
1.5 По данному проекту дети совместно с родителями изучают корни своей семьи, а также будут подбирать материалы: - для оформления фотоальбома:
«Я и моя семья»;
-для творческой работы: «Мое генеалогическое древо». Материал полностью подготавливают родители вместе со своими детьми. Работа выполняется в группе с педагогом.
- для газеты на конкурс – выставку «Как родители проводят своё свободное время с детьми» подборка фотографий родителями совместно с детьми.
1. 6 Выставка семейной исследовательской работы: «Генеалогическое древо семьи».
1.7 Участие в фотоконкурсах
1.8 «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».
1.9 Досуг «Наша семья» («Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня») и участие в спортивной эстафете.
В досуг вошли такие конкурсы как:
1.9.1 «Чей автопортрет?», родители угадывают автопортрет своего ребёнка;
1.9.2 «Чей рассказ о маме (папе?», родители угадывают рассказ своего ребёнка, который зачитывает педагог;
1.9.3 «Чья фотография?», каждый из детей пытается отыскать среди других фото своих родителей в юном возрасте.
1.9.4. Эстафета - «Мама, папа, я – спортивная семья» (соревнования между семьями воспитанников группы).
1.10. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
Родительское собрание: «Семья – точки соприкосновения». Дискуссии родителей за круглым столом по теме проекта. На собрании родители обсуждают проделанную работу над проектом, делятся мнениями о том, какие из вариантов были самыми интересными (легкими, трудными) при взаимодействии с ребёнком (педагогом, почему?
2. Реализация проекта в разных видах деятельности детей в группе. Разработано перспективное планирование по образовательным областям.
2.1. Социально-коммуникативное развитие.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей.
В этом помогли такие формы работы, как коллективная совместная деятельность при изготовлении атрибутов к сюжетно - ролевым и дидактическим играм. 1. Любимые сюжетно -ролевые игры среди детей «Семья», «Мой дом». Детям очень нравиться быть в роли «папы» и «мамы».
2. В процессе сбора информации в группе оформляем фотоальбом «Моя семья». Дети самостоятельно составляли рассказы о семье.
«Мое семейное генеалогическое древо «Моя семья, моя родословная», «Какая фотография сделана раньше других?» Рассмотреть фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь она, бабушка. «Дарю подарки», «Мое имя», «Кого как зовут?», «Расскажи о маме (папе, сестре)»
4. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Моя комната», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы».
Поговорить с ребенком о семье. Получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Провести работу на запоминание ребенком фамилии, имени и отчества членов своей семьи. На формирование умения рассказывать о родных и близких людях с любовью, нежностью и гордостью. «Моя семья, моя родословная» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад» Беседы: «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»
«Кто старше?» Кто самый младший, кто самый старший? Кто младше всех? Назови мужчин и женщин в своей семье. Чем занимается дома мама? А чем – папа? Что делает бабушка (дедушка, когда вы приходите к ним в гости?) 5. Создание альбомов: «Моя семья», «Мое семейное генеалогическое древо», «Что означает мое имя?».
6. Игры-драматизации по сказкам. 7. Инсценировки
«Кто старше?». «Кто младше всех?».
2.2. Познавательное развитие.
Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у тебя семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе».
Проведены познавательные, тематические занятия: «Моя дружная семья!», «Состав семьи», «Семь Я», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте» Дети с удовольствием рассказывают о своей семье. Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи»
Рассматривание сюжетных картин:1. «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин», «Поездка на дачу». 2. Заучивание пословиц о семье. 3. Отгадывание загадок о семье. «Коли вся семья вместе, так и душа на месте»
2.3. Речевое развитие.
1. Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, о том, как они провели выходные дни или праздники. Проведены тематические занятия; «Коли семья вместе, то и душа на месте», «В гостях у бабушки с дедушкой», и другие. «На кого я похож?», «Я и мое имя», «Я и моя семья», «Мое семейное генеалогическое древо», «Моя семья».
2. Беседы: «Как росли родители, дедушка, бабушка», «Кто такие - родные, друзья, соседи».
3. Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
4. Составление рассказов из личного опыта на тему:«Семейные праздники». «Как мы отдыхаем всей семьей», «Здравствуй мамочка моя», «Много у бабушки с нами хлопот».
5. Общение: «Чем можно порадовать, близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
6. Сотворчество детей и родителей по темам проекта.
7. Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково»,
Художественная литература Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает художественные произведения. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Знакомство и заучивание пословиц и поговорок о семье. Чтение рассказов о семье. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших.
1. Чтение произведений; С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», С. Баруздин «Мамина работа». Обсуждение прочитанного материала.
2. Заучивание стихотворений Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня». 4. Заучивание пословиц и поговорок о семье.
2.4. Художественно-эстетическое творчество
Наряду с другими занятиями, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет художественное творчество детей. В своих рисунках дети передают образ своей семьи. Рисование на тему: «Выходные в семье»
Темы – («Семейные праздники», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Моя семья», «Я - ребенок, член семьи», «Я – мальчик, будущий папа, а я – девочка, будущая мама»)
2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад». 3. Совместно с детьми оформление газеты - коллаж: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы, любим трудиться», «Наши занятия», «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я» 4. Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Дачный домик» 5. Плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.
2.5. Физическое развитие. Наша главная задача это здоровье и физическое развитие детей.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В данном направлении с детьми проведены беседы, игры, занятия. Полученные детьми на занятиях знания должны непременно подкрепляться в повседневной жизни.
Необходим также положительный пример взрослых, окружающих детей и, в первую очередь родителей, и что бы добиться положительных результатов были привлечены родители.
Проведём родительское собрание, родители будут принимать участие в спортивной игре, эстафетах.
1. Пальчиковая гимнастика «Семья» и др.
2. Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Как устроено наше тело?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло». Беседа «В здоровом теле – здоровый дух»
3. Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».
4. Совместно с детьми разработать правила чистюли.
5. Беседа о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний.
6. Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других.
7. Ситуативный разговор о правилах личной гигиены.
8. Физкультурные досуги и развлечения.
9. Разучивание сюжетных подвижных игр с музыкальным сопровождением. С детьми запланировано ряд бесед:
«Как мы отдыхаем на природе с семьей». Разбирали с детьми различные ситуации, где я использовала проблемный метод:1.«Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей». 2. Ситуация: «Что делать, если ты потерялся». 3. Словесная игра «Радио» 4. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.
Трудовая деятельность.
Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Часто наши дети имеют смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, кем работают мама и папа, чем занимаются.
Дети мало знают о труде взрослых, мало проявляют интереса к миру взрослых. Не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат.
Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей очень низкий. Надо больше уделять внимания знакомству детей с миром профессий.
Это способствует формированию устойчивого познавательного интереса малышей к труду и желание научиться трудиться как взрослый.
Начинать знакомство детей с различными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащать словарный запас.
Необходимо приучать ребенка к труду, давая ему посильное поручение, объясняя необходимость данной работы, описывая способы действия, следя за выполнением и оценивая по достоинству.
Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
Формируя у детей навыки самообслуживания, в группе проводятся беседы с родителями, в которых уделяется особое внимание тому, что нет необходимости чрезмерно опекать своих детей.
Мамы должны доверять дочкам, протереть пол, помыть посуду. Папы - организовать своих сыновей на чистку ковровых дорожек или на совместную починку вышедших из строя предметов.
Проведение «Трудового десанта» по благоустройству нашего участка. В присутствии своих детей папы носили песок, чинили скамейки. Мамы сажали рассаду на клумбы. Наш участок стал благоустроенным, дети с желанием не только играют, бегают на участке, но и активно трудятся на нем.
Трудовая деятельность в детском саду.
1. Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел».
2. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».
3. Беседы «Моё любимое занятие»
4. Мастерская - «Добрых дел».
5. Беседы: «Помоги другу»,
6. Знакомство с трудом взрослых.
Завершающий этап. 1. Оформление и проведение выставок творческих работ «Моя семья и я», «Мое семейное генеалогическое древо». 3. Газета: «Как мы проводим свободное время вместе». 4. Досуг: «Наша семья», («Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых хранит меня»). Участники досуга: родители с детьми и педагоги. В досуг вошли такие конкурсы как:
«Чей автопортрет?», «Чей рассказ о маме (папе?» «Чья фотография?», Эстафета - «Мама, папа, я – спортивная семья», короткая,но весёлая. (соревнования между семьями воспитанников группы).
5. «Трудовой десант» родителей по благоустройству участка. 6. Родительское собрание, где организована дискуссия родителей за круглым столом по теме проекта «Семья – варианты соприкосновения». «Моя семья» «Моё генеалогическое древо», Досуг «Моя семья и я», Родительское собрание: «Семья – варианты соприкосновения», «Трудовой десант» Результаты реализации проекта : 1) Появление семейных праздников, восстановление некоторых традиций в семье и появление новых традиций в группе.
2) Спортивный досуг - «Наша семья», «с эстафетой «Мама, папа, я – спортивная семья»,. 3) Сотворчество детей и родителей в оформлении и подготовки выставки рисунков, фото – выставки, выставки поделок.
4) Активное участие родителей в мероприятии, которое стало традицией группы - «Встреча с интересными людьми». Родители познакомят детей со своей профессией, увлечениями, семейными традициями.
5) Ответы детей, после совместной с родителями работы, на следующие вопросы: «Что означает мое имя? Как и кто, мне его выбрал?
«Традиции моей семьи»
«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых, хранит меня!» Усвоение детьми вечных ценностей: милосердия, взаимопомощи, любви к родным и близким, стремления к добру и неприятию зла.
7. Результаты решения задач проекта :
Дети получают необходимую информацию: о своей семье.
о том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
о родственных отношениях и о родословной, как истории семьи.
об уважительном, бережном отношении и любви к родным и близким.
Родители: Повышают: свою компетентность в вопросах семейного воспитания. Свой уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
Произошел обмен опытом семейного воспитания и традиций. Осуществлён поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
8. Рефлексивная записка (заключение).
В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам необходима и жизненно необходима ребёнку. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива.
Совместное участие в проектной деятельности помогает нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Родители становятся более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Устанавливаются доверительные детско-родительские отношения.
У родителей появляется заинтересованность в продолжительном сотрудничестве. Результатом проекта является удовлетворенность от общения, проделанной работы и совместных дел родителей, детей и педагогов. Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что родители превращаются из наблюдателей в активных участников образовательной и воспитательной жизни своих детей в детском саду.
Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от качества их общения со своими детьми и времени, которое они потратят на это!