Наталья Хайрзаманова
Проект «Секреты воды»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».
Антуан де Сент-Экзюпери
Тема: «Секреты воды»
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети средней группы, педагоги группы, родители.
Продолжительность проекта : средней длительности (декабрь 2020– март 2021)
Объект проекта : вода
Предмет исследования: свойства воды.
Темочки:
Цель проекта : Уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах;
Задачи проекта :
• создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
• расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть);
• формировать представления о значении воды в жизни человека.
Предполагаемый результат:
• расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
• развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
• формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
• воспитать бережное отношение к воде.
Работа с родителями:
-Информационный лист по теме проекта;
-Консультации на тему «Закаливание водой», «Игры с водой дома», «Бережное отношение к воде»;
-Просьба оказать помощь в подготовке проекта и принести из дома фотографии и иллюстрации по теме.
Игровая ситуация: Однажды мы с детьми решили понаблюдать из окна за осенними изменениями в природе. А поглядев в окно, дети обратили внимание, что через стекло ничего не видно, как будто все в «тумане». Они провели рукой по стеклу и увидели, что «туман» исчез. Гордей спросил: «Что такое на стекле?». Я ответила: «Это капельки воды.» «А откуда они там взялись?»- спросила Полина. И мы решили вместе найти ответы на эти вопросы, с помощью реализации экологического проекта «Секреты воды».
Проблемный вопрос: Откуда взялись капли воды на стекле?
Актуальность:
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли.
Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.
Модель трёх вопросов.
Что знают? Что хотели бы узнать? Что нужно сделать чтобы узнать?
Даша: Вода нужна нам, чтобы умываться
Артё м: Вода нужна, чтобы готовить кушать
Света: Вода бывает горячая и холодная
Ярик: В воде можно купаться Полина: Что ещё можно делать с водой?
Катя: Почему надо беречь воду?
Серё жа: Как может измениться вода?
Глеб: Что будет, если на земле закончится вода? Яна: Спросить у мамы.
Маша: Посмотреть в интернете, спросить у родителей.
Саша: Посмотреть в книге, в интернете. Провести опыт.
Данил: Спросить у папы, посмотреть в интернете.
План реализации проекта
Подготовительный этап проекта :
Задачи Формы работы
Разработка плана реализации проекта.
Выявить у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.
Подбор учебной литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок.
Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта
Составление безопасных опытов и экспериментов с водой.
Вовлечь родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте
Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, потешками, рассказами о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.
Беседы
Консультации
Планирование работы
Формы работы Задачи Время в режиме Место проведения
Рассказ воспитателя с опорой на иллюстрации «Вода-водица».
Беседа с опорой на иллюстрации
-«Где же спряталась вода?»
-«Что такое испарение?»
-«Что такое облака?»
-«Водоёмы»
-«Использование воды, для чего нужна вода»
- «Почему нужно беречь воду»
Рассматривание иллюстраций в альбоме
«Кому нужна вода»
Расширять знания детей о воде, её свойствах.
Расширять знания об изменении состояния воды при определённой температуре. 1половина дня
НОД Утро
1,2 половина дня
Самостоятельная деятельность
Группа
Центр книги
Экспериментирование
Опыт: «Секреты воды»
Опыт: «Путешествие капельки»
Опыт: «Таяние снега»
Опыт: «Окрашивание воды»
Опыт: «Пар –это тоже вода»
Практические работы:
«Постройки из снега»
«Пусть игрушки будут чистыми»
Наблюдение
«Куда исчезла лужа»
«Осенний дождь»
«Рождение сосульки»
«Облака- белогривые лошадки»
Игры с водой
«Купаем куклу Катю»
Развивать исследовательскую деятельность детей, закреплять знания о свойствах воды. Показать то, что вода льётся, она жидкая, может испаряться.
Расширять знания о разнообразии форм и цвета воды в различном состоянии.
Закреплять знания детей о свойствах воды и её использовании.
1 половина дня
НОД
Прогулка
1 половина дня Прогулка
1 половина дня Группа
На участке
Д/С
группа
На участке
Д/С
Группа
Центр познания
Игровое упражнение
«Сосчитай снеговиков»
«Собери снеговика из геометрических фигур»
«Когда это бывает?»
Закреплять навыки количественного счёта в пределах 5.
Закрепить знание геометрических фигур, развивать воображение.
Закреплять времена года
1,2 половина дня
Самостоятельная деятельность
1,2 половина дня
Центр науки
Чтение
В. Бианки «Купание медвежат»
М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды»
С. Погореловский «Берегите воду»
З. Александрова «Купание»
Т. Новицкая «Белый снег пушистый»
Н. Болтачёва «Сказка о круговороте воды»
Разучивание стихотворения
Босев «Дождь» Знакомить детей с разными авторами и произведениями о воде. Расширять кругозор детей.
Развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Развивать эмоциональную выразительность речи при рассказывании стихотворения.
2 половина дня
группа
Составление мини- рассказов из личного опыта
«Превращение воды в пар», «Замораживание воды дома». Развивать связную речь, умение составлять рассказ
из личного опыта. 1 половина дня
Утренний сбор,
НОД группа
Речевые игры
«Какая вода?» (прилагательные)
«Для чего нужна вода?»
«Узнай, какой звук в начале слова, в конце слова»
Развивать внимание, логическое мышление, закреплять знания о воде, её использовании.
Развивать фонетический слух, умение определять место звука в слове.
1,2 половина дня
Центр книги
Лепка из цветного пластилина
«Сосулька»
Рисование красками
«Снежинки»
Рисование восковыми мелками
«Ручейки»
Конструирование из бумаги
«Кораблик» Развивать творческие способности детей, умение правильно держать кисть, карандаш, использовать разные материалы для творчества, воплощать в своей работе задуманное.
Развивать мелкую моторику рук.
Закреплять умение работать с бумагой - делать линии сгиба, работать опираясь на показ воспитателя.
1 половина дня
НОД +
2 половина дня
Самостоятельная деятельность
НОД
Группа
Центр искусства
Сюжетно- ролевые игры
«Угостим куклу чаем»,
«Поможем кукле вымыть посуду»,
Настольные игры:
«Найди по силуэту»,
«Цветные капельки»
«Собери картинку»
Домино
Строительные игры
Конструирование из строительного материала «Водонапорная башня»,
мосты через реку
Конструирование из крышек «Ручейки»
Конструирование из кубиков «Бассейн для кукол»
Подвижные игры «Вот летят снежинки»,
«Морская фигура», «Ручеек».
Пальчиковые игры
«Мы с тобой снежок лепили…»,
«Мы посуду перемыли…»
Музыкальная деятельность
Прослушивание шума водопада
Использование музыки
Прослушивание треска снега и льда.
Развивать коммуникативные навыки,
Умение организовывать игру и вступать в ролевые взаимоотношения.
Закреплять умение делать постройки башен, мостов, используя разный строительный материал.
Использовать в качестве образца схемы и фотографии.
Развивать двигательную активность детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать умение слушать.
1,2 половина дня
Самостоятельная деятельность
в группе и на прогулке
Содержание центров
Была поставлена проблема - «Что случиться с водой, если её вынести на холод?», дети выдвигали разные гипотезы. Мы провели опыт, зарисовали схему, гипотеза подтвердилась. Сделали выставку из замороженных фигур.
В результате проводимого опыта дети смогли слепить снеговика.
Работа с родителями:
-Родители оказали помощь в проведении эксперимента с водой.
-Вместе с ребенком дома провели эксперимент по превращению воды в лёд,
воды в пар.
-Сделали картотеку «Эксперименты с водой»
-Приняли участие в театрализованной деятельности
Результаты:
- Нарисовали рисунки «Как мы бережём воду»
- Представлена фото выставка детских работ на тему: «Я и вода»
-Оформлена и представлена презентация проект «Секреты воды»
- Проект представлен на педсовете.
Вывод: В результате проведённой работы дети расширили и углубили знания и представления о воде, научились определять различные состояния воды;
Развился интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
У родителей сформировался интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
В целом проект с детьми и родителями, с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволяет не только познакомить детей со свойствами воды, но и даёт толчок для развития наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Тема проекта выбрана согласно возрасту детей.
Чтобы реализовать проект, мы использовали материал находящийся в центрах.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»,М. : М- СИНТЕЗ, 2014.
2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : М- СИНТЕЗ, 2014.
3. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: книга для воспитателей детского сада и родителей – 2-е издание, дораб. – М. : Просвещение: Учеб. Лит. 1996.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
5. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие под ред. Киселевой Г. М., Пономаревой Л. И. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: методическое пособие. – М. : М-СИТНЕЗ, 2012
7. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 5-7 лет. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2013.
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: средняя группа – МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
9. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.
10. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnyi-mir-vody.html
11. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/04/15/ekologicheskie-skazki