Наталья Ивановна Симонова
Проект «Счастливый малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Счастливый малыш!» (игровое взаимодействие взрослого и детей в сенсорной комнате как средство успешной адаптации к условиям детского сада)
Актуальность проблемы.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо адаптироваться:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;
Публикация «Проект „Счастливый малыш!“» размещена в разделах
- к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у многих детей. Чтобы этого не произошло, мной и был разработан данный проект.
Пояснительная записка.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил.
Чаще всего, для облегчения течения адаптационного периода используются игровые технологии и приемы торможения отрицательных эмоций (переключение внимания; игры с бытовыми предметами, пальчиковые игры, однако они эффективны не для всех детей.
Возраст поступления детей в дошкольное учреждение 1,5 - 2 года, это сензитивный период сенсорного развития. Именно активизация ощущений и восприятия помогает ребенку в период адаптации справиться со стрессовой ситуацией.
В нашем детском саду есть сенсорная комната, посещение которой активно влияет на положительную динамику в адаптации малышей к детскому саду. Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Мягкое покрытие пола, пуфики, подушки оказывают расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки. В сенсорной комнате ребенок не подвергается никаким давлениям извне и ощущает себя в полной безопасности, что способствует развитию таких процессов как память, внимание, мышление, восприятие, органов чувств и коррекции личностных особенностей, а также релаксации.
Пребывание детей в сенсорной комнате способствует:
- нормализации адаптационного периода;
- улучшению эмоционального состояния;
- снижению беспокойства и агрессивности;
- снятию нервного возбуждения и тревожности;
- нормализации сна;
- активизации мозговой деятельности;
- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Преимущества сенсорной комнаты в адаптационный период заключается в изолированности, необычности обстановки, релаксации, уходе от стрессовых стимулов внешнего мира.
Цель: использование игровых технологий в сенсорной комнате для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада
Задачи:
- помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния, используя игровые технологии в сенсорной комнате;
- развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения через сенсорные игры;
- развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка посредством дидактической игры;
- сформировать первичные культурно-гигиенические навыки;
Средства достижения поставленных задач:
- сенсорная комната;
- применение различных игр, конструирования, чтение художественной литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование).
Участники проекта : воспитатели, дети 2-2,5 летнего возраста.
Срок реализации проекта : среднесрочный (2 - 4 месяца). На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Планируемый результат:
с детьми (легкой и средней степенью адаптации) :
- преодолено стрессовое состояние детей.
- развиты навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- развиты игровые навыки, навыки произвольного поведения;
- сформированы первичные культурно-гигиенические навыки
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации проекта.
Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков, задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск путей повышения безболезненной адаптации.
Основной этап
Заключительный этап
Создание картотеки игровых технологий в сенсорной комнате, анализ листов адаптации детей.
План реализации проекта
Перечень оборудования сенсорной комнаты:
1. Мягкое напольное покрытие
2. Тактильно- развивающая панель «Текстуры» (напольные сенсорные дорожки)
3. Тактильные панели
4. Воздушно- пузырьковая колонна
5. Фибероптические занавес, дождь и паучок
6. Зеркальный шар и проектор направленного света
7. Музыкальный центр
8. Мягкие пуфы
9. Сухой бассейн
Октябрь - Знакомство с «Волшебной комнатой» и игры в ней:
Сухой бассейн: «Море шариков, «Дыши и думай», имитация плавания.
Тактильно- развивающая панель «Текстуры» :
Игры «Кто за кем?», «Тепло- холодно», «Через речку», игры – путешествия, игры на воображение.
Зеркальный шар, проектор направленного света : упражнение «Солнечные зайчики», «Мы танцуем», сказкотерапия, копмлекс упражнений по релаксации.
Тактильные панели: игры «Открой- закрой», «Расстегни- застегни», «Волшебный круг», «Мастерская», «Узнай звук», комплекс заданий на определение: видов материалов, скорости движения шариков, упражнения с геометрическими фигурами.
Воздушно- пузырьковая колонна: игры «Поймай взглядом», «Вверх- вниз», «Прятки», «Назови цвет рыбки».
Фибероптические занавес, дождь и паучок: упражнения «Сжимаем в кулачке», «Наматывание», «Заплетем косу».
- Потешки при умывании, при кормлении, при одевании, во время сна.
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Назови имя друга»
- Подвижные игры: «Догони меня», «Поезд», «Пузырь», «У медведя во бору», «Веселые автомобили», «Карусели», «Кот и мыши», «Самолеты», «Воробушки и кот», «Заинька»;
- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка».
- Практическое упражнение «Чьи ботинки не спрятались в шкафчик», «Мы снимаем теплые вещи», «Где твой шкафчик», «Причешем и умоем куклу», «Вещи спрятались», «Раздеваемся по- порядку», «Научи куклу разуваться», «Вымой руки», «Одень куклу», «Кто разденется быстрее куклы» «Непослушные застежки», «Где твое полотенце?», «Накорми куклу», «Куда спряталась одежда», «Подари мишке платочек» «Чистим одежду и варежки от снега», «Вымоем руки с мылом», «Непослушные пуговицы», «Раздеваемся сами»
Ноябрь - Игры в «Волшебной комнате» :
Сухой бассейн: игры на воображение, игры на снятие агрессивности, упражнения на релаксацию.
Тактильно- развивающая панель «Текстуры» :
Игры «Пройди по дну ручья», «Быстро- медленно», «Кто быстрее?», игры – путешествия, игры на воображение.
Зеркальный шар, проектор направленного света : упражнение «Танцуй как можешь», игра «Путешествие к звезде, сказкотерапия, комплекс упражнений по релаксации.
Тактильные панели: игры «Кто живет в окошке», «Много – мало», «Шнуровка», «Включи свет», «Любимый звук», комплекс заданий на определение: видов материалов, скорости движения шариков, упражнения с геометрическими фигурами.
Воздушно- пузырьковая колонна: игры «Вверх- вниз», «Прятки», «Назови цвет рыбки», упражнения на сравнение формы и цвета рыбок, «Большая- маленькая».
Фибероптические занавес, дождь и паучок: упражнения «Фигуры», «Поймай нить», «Волшебные нити».
- Настольный театр «Колобок», «Теремок», «Три медведя».
- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит»;
- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»;
- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»
- Релаксация «Мячики отдыхают»;
- Пальчиковые игры «Пальчики»;
- Анализ листов адаптации детей к ДОУ. воспитатели
Таким образом, внедрив в практику сопровождения адаптации игровое взаимодействие взрослого и ребенка в сенсорной комнате, мы отметили, облегчение ее течения и сокращение сроков, относительно традиционных технологий. Проанализировав листы адаптации детей, мы сделали вывод, что из 14 поступивших детей у 10 – легкая степень адаптации, у 4 – средняя степень адаптации. Дети с тяжелой формой адаптации – отсутствуют.
Литература
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж. Учитель, 2004. - 236с.
3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68
4. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. - М. : АРКТИ, 2010.- 80с.
5. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. - М. : Эксмо, 2008 г.
6. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.
7. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель, 2011. – 240 с