Евгения Купрацевич
Проект «С ветерком играем — речь мы развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
«С ВЕТЕРКОМ ИГРАЕМ – РЕЧЬ МЫ РАЗВИВАЕМ»
Продолжительность: долгосрочный.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Участники проекта :
учитель-логопед,
дети среднего и старшего дошкольного возраста,
родители воспитанников;
воспитатели;
инструктор по физической культуре.
Актуальность.
Публикация «Проект „С ветерком играем — речь мы развиваем“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Без неё, даже при сохранной речевой моторике, постановка звука будет не продуктивна. Поэтому, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики, проводится работа по формированию направленной воздушной струи у детей.
Актуальность определяется так же необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе, повышение компетентности родителей в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений у детей.
Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и способствуют профилактике заболеваний ЛОР органов.
Проблема:
Без сильной направленной воздушной струи, даже при сохранной речевой моторике, постановка звука не продуктивна.
Цель проекта
Посредством дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Задачи:
1. Развивать сильный, плавный, направленный выдох, необходимый для чёткого звукопроизношения.
2. Формировать у детей навыки дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания;
3. Формировать у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
4. Привлечь педагогов к работе по профилактике и коррекции нарушений речи у дошкольников; пополнить предметно-развивающую среду групп играми для развития речевого дыхания.
5. Повысить компетентность родителей в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений у детей;
6. Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Гипотеза:
При правильном дыхании возрастает объём лёгких, сила и выносливость дыхательных мышц, улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Наличие у ребёнка сильной направленной воздушной струи является одним из необходимых условий постановки звуков.
Предполагаемый результат
1. Сформируется навык правильного дыхания – глубокий вдох и удлиненный выдох.
2. Дифференцируется ротовое и носовое дыхание.
3. Сформируется умение использовать речевой выдох экономично, что позволит правильно произносить звуки, слоги, слова и предложения на выдохе и плавно.
4. Приобретенный навык правильного речевого выдоха, дети смогут использовать в самостоятельной речи, при общении между собой, при общении со взрослыми.
5. Повысится уровень знаний родителей о правильной организации речевого дыхания.
Срок реализации проекта с сентября по декабрь 2020 года
Место реализации – МАДОУ детский сад № 25, г. Тавда.
Основные направления реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания.
2. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
3. Консультация для родителей «Научите ребёнка правильно дышать», «Развитие речевого дыхания»,
4. Буклеты и памятки для родителей «Формирование речевого выдоха» «Будем правильно дышать, «Игры на развитие речевого дыхания»
5. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.
6. Создание комплексов дыхательной гимнастики
7. Создание цикла занятий для работы над дыханием.
Обобщающий этап:
1. Выработка сильного направленного выдоха у детей; дифференциация ротового и носового выдоха у детей;
2. Оформление памятки «Упражнения на развитие речевого дыхания».
3. Проведение онлайн консультаций с родителями.
4. Консультация-тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников»
5. Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания»
6. Совместная деятельность детей и родителей по изготовлению игр на развитие речевого дыхания дома.
7. Выставка игр и игрушек, созданных в результате совместной деятельности и использование их на индивидуальных занятиях.
8. Консультация для педагогов «Речевое дыхание – энергетическая основа речи».
9. Посещение групповых занятий по развитию звуковой стороны речи.
10. Использование дыхательных упражнений на физкультурных занятиях.
11. Просмотр мультфильмов «Ветерок», «Новогодний ветерок»
12. Арт-салон: рисование воздушной струёй через соломинку на манке, конструирование из бумаги «Послушный ветерок»
Заключительный этап:
1. Участие детей, занимающихся на логопункте, в утренниках.
2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания.
3. Пополнение предметно-развивающей среды групп играми для развития речевого дыхания.
Результат.
• Выработан навык правильного дыхания, в результате чего речь стала более чёткой, разборчивой.
• Сформирована устойчивая мотивация детей к речевой самореализации.
• Повышение профессиональной компетентности воспитателей ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
• Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
По результатам проведенной работы можно отметить, что овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
Список литературы.
1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1999.
3. Леонова М. А., Крапивина Л. М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
4. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Санкт-Петербург, «Союз», 2001.
5. Лукьянов Л. А., Ермолаев О. Ю., Сергиенко В. П. Тренируем дыхание. М., Знание 1987.