Елена Александровна Пестрякова
Проект «С любовью к сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проект осуществляется, как игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Это позволяет развивать речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Паспорт проекта
Проект направлен на детей старшей группы дошкольного возраста
Руководитель проекта : воспитатели старшей логопедической группы
Публикация «Проект „С любовью к сказкам“» размещена в разделах
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель
Вид проекта : групповой, информационно-творческий.
Сроки реализации: октябрь 2015 г. - январь 2016 г.
Цель:
- создать условия развития речи детей
-развивать устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства;
- раскрыть ценности совместного творчества детей и их родителей
Задачи:
1. - познакомить детей с русскими народными сказками, сказками народов мира, понятиями авторская и народная сказка, видами сказок (волшебными, сказками о животных, бытовыми сказками)
2. Научить узнавать персонажей сказок, знать название сказки, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
3. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов.
4. Закреплять и совершенствовать умения использовать в инсценировке средства выразительности (жест, мимика, интонация, движения).
5. Воспитывать звуковую культуру речи, формирование грамматически правильной речи, образную выразительность, формирование предпосылок обучения грамоте.
6. Научить владеть грамматикой родного языка, развивать лексику (употребление в речи детей прилагательных, глаголов)
7. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
8. Способствовать формированию коммуникативных способностей.
Актуальность
Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, так как театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Через игру активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.
4. Проблема
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Именно поэтому в работе проекта активное участие принимают родители.
Стимулом для творческой деятельности ребенка служит театрализованная игра, доступная с самого раннего возраста. Увлечённость детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, общение взрослого и ребёнка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Предполагаемый результат
- научиться проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
-научиться называть прочитанные сказочные произведения, рассказывать сказки, оценивать поступки героев, давать им характеристику;
- уметь использовать различные средства выразительности;
- уметь изображать героев сказок на бумаге;
Основные этапы реализации проекта
Подготовительный этап
1. Составление плана реализации проекта и изучение методической литературы.
2. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»
3. Беседа с детьми «Моя любимая сказка»
4. Оформление уголка чтения в группе.
4. Пополнить фонд детской литературы в группе.
5. Подбор дидактических пособий, демонстрационного материала.
Пополнение предметно-пространственной развивающей среды
Основной этап (решаются поставленные задачи)
1. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок (Восприятие и формирование зрительных образов, воспитание эстетического вкуса)
2. Проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (Воспитывать звуковую культуру речи, формирование грамматически правильной речи. Обучать звукопроизношению, правильной артикуляции звуков речи)
3. Решение проблемы «Чему нас учат сказки?» через игровую ситуацию и дидактические игры (учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них)
4. Использование иллюстративного материала, художественной литературы. Слушание пословиц, поговорок, небылиц. Отгадывание загадок
5. Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой» (Расширение знания детей по сказке, развивать творческую самостоятельность через худ-эстетическое развитие при создании сказочного образа)
6. Выставка аппликаций, поделок, рисунков на тему «В гостях у сказки»
7. Создание картотеки русских народных сказок в соответствии возрасту (связь с реальной жизнью, семьей воспитанников.)
8. Викторина по сказкам «Отгадай сказку» (Научить узнавать персонажей сказочных произведений, знать названия сказок, пересказывать содержание и выражать свое к ним отношение.)
Заключительный этап
1. Оформление настольного театра. Игры в различные виды театров.
(Развивать творческую самостоятельность в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, совершенствовать средства выразительности через мимику, жесты. Формировать грамматически правильную речь., воспитывать звуковую культуру речи)
2. Презентация музыкальной сказки «Заячья избушка» (развитие творческой активности детей, совершенствование художественно-творческого умения. Формирование коммуникативных способностей. Возобновление традиций семейного чтения с помощью привлечения родителей к инсценировке)
Материалы и оборудование:
книги со сказками,
костюмы для театрализации,
изобразительные средства и материалы для рисования сказочных персонажей,
несколько видов кукольного театра (настольный, театр петрушек, деревянный,
мини-музей «Русская изба»
технические средства обучения (DVD проигрыватель, музыкальный центр и т. д.);
наглядно-методические пособия;
методическая литература.
Информационное обеспечение:
использование ИКТ- различные технические средства: компьютер, проектор, экран. (мультимедийные слайды с изображением сказочных персонажей, презентация «Знаешь ли ты сказки?», аудиозаписи со сказками, просмотр мультфильмов по теме и киносказок)
обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т. д.); (семинар «Сказка в жизни ребенка», Семинар-практикум для воспитателей "Нетрадиционные формы работы со сказкой», семинар — практикум по сказкотерапии для педагогов на тему: «Сказочный калейдоскоп»,
Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», Консультация по теме: "Сказка тихо в дом войдёт".
участие в конкурсах и выставках различного уровня (участие в муниципальной выставке поделок «Зимняя сказка», конкурс детских рисунков «Сказочный бал», Детский творческий конкурс на лучшую работу «Подарок для Золушки», Интеллектуальная олимпиада для дошкольников «Умка», Фестиваль народного творчества «Русские сказки»)
Условия развития речи детей:
Развитие речи достигается за счё т комплексного использования разнообразных методов и приемов:
1. Создание развивающей среды (обеспечение богатства сенсорных впечатлений, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможности для исследования и изучения)
2. Занятия в форме игр-инсценировок, игр-драматизаций. (театральный уголок с разными видами театров, сочинение нелепиц
3. Чтение художественной литературы с последующим пересказом текста
Создание библиотеки книг
4. Создание мини-музея «Русская изба»
5. Игры и упражнения, развивающие речевую активность. (Совместное приобретение и изготовление дидактических игр и пособий по развитию речи.)
6. Общение со взрослыми (подражание речи взрослого, задавание вопросов детям со стороны воспитателя и грамотные ответы детей)
Пути реализации проекта
1. Оформление и пополнение книжного уголка сказками. Ежедневное чтение сказок с рассматриванием иллюстраций художников к сказкам (русских народных, сказкотерапия, коррекционные сказки) .
2. Рисование иллюстраций к сказкам детьми.
3. Экскурсия в детскую библиотеку
4. Организация выставки рисунков детей по прочитанным сказкам в группе.
3. Разучивание пословиц, зачинов и концовки сказок.
4. Привлечение родителей к работе над проектом
5. Организация мини - музея
6. Защита проекта. Досуг «Путешествие по сказкам»
Перспективы дальнейшего использования :
Данный проект можно реализовать по любому литературному произведению, выбранному детьми.
Литература
1. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О. А. М., 2003г.
2. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. ,М. 2003г.
3. Ледяйкина Е. Г., Топникова Л. А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002г.
4. Панфилова М. А. Коррекционные сказки. Москва 2008
5. Петрова Т. Н., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
6. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 20011г.
7. Шорохова О. А. Играем в сказку. Москва 2006г.
8. Короткова Л. Д. Сказкотерапия. Москва, 2005г.