Марина Малиновская
Проект с детьми среднего дошкольного возраста «Салатик на окошке»
Тип проекта – познавательно - исследовательский
Продолжительность: 2 месяца. Среднесрочный.
Место проведения: группа детского сада.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель Малиновская М. С.
Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию кресс-салата в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта. Повысить интерес детей младшего дошкольного возраста к здоровому питанию, сформировать умения получать ценную витаминную добавку к пище.
Публикация «Проект с детьми среднего дошкольного возраста „Салатик на окошке“» размещена в разделах
Проблема проекта : Как можно вырастить зелень (кресс-салат) на подоконнике? Чем может быть полезен кресс-салат? Что можно делать с кресс-салатом? Исследование полезных свойств салата.
Задачи:
- познакомить детей с посевом семян салата, научить дизайнерски оформить огород на окне;
- формировать познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность детей;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Актуальность: участие детей в проекте позволит им получить новые знания и умения, расширить кругозор, словарный запас. Помимо познавательной деятельности, участие в проекте способствует развитию у детей творческих способностей и позволяет удовлетворить потребность в получении новых знаний и самостоятельной деятельности.
Интеграция образовательных областей в реализации проекта : познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие.
Словарь: семена, рассада, почва, вырастить растение, бороздка, щепотка, росток
Оборудование: коробочки с землей, лейка с водой, семена салата, палочки для работы, грабельки, лопатки, тазы, топперы с именами детей.
Этапы проекта :
I. Подготовительный, теоретический.
II. Практический этап, исследовательский:
- посадка семян в почву;
III. Заключительный этап
Предполагаемый результат:
усвоение детьми элементарных представлений о развитии и росте растений, формирование бережного отношения к природе.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП:
Польза кресс-салата заключатся в содержании жизненно важных минералов: кальция, фосфора, йода, магния, серы, меди, калия, железа, наряду с витаминами K, E, C, B, D и A. Кресс-салат, также, содержит аскорбиновую кислоту, каротин, тиамин, рутин, рибофлавин, витамины группы B, горчичное эфирное масло. Именно горчичное масло дает кресс-салату этот приятный пряный вкус и «острицу».
Кресс-салат улучшает пищеварение, сон, возбуждает аппетит, оказывает антимикробное и мочегонное действие, снижает кровяное давление, незаменим при заболеваниях дыхательных путей. Соком, выжатым из травы, хорошо полоскать горло, пить его при кашле. Благодаря содержанию аскорбиновой кислоты имеет антицинготное действие. В последнее время кресс-салат причисляют к продуктам, которые обладают противораковыми свойствами.
Надземную часть и корни, содержащие горькое вещество лепидин, применяли от лихорадок; сок из листьев использовали при анемии, порошок из толченых семян — вместо горчичников. Мазь из высушенных толченых семян и травы на сале или топленом масле применяли в народной медицине при аллергии, как ранозаживляющее и бактерицидное средство.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
НОД «Посев семян кресс-салата в плодородную почву»
Цель:
Дать представление о пробуждении семян кресс-салата, приемах его возделывания.
Задачи:
• систематизировать знания детей о процессе посадки растений на примере кресс-салата;
• сформировать практические навыки посадки растений;
• развить связную речь детей, упражнять в счете;
• организовать деятельность, направленную на воспитание эмоционального, заботливого отношения детей к природе.
Ребята, я приехала к вам по. поручению ученых-исследователей. Они передали для вас письмо. Читаю.
«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому посылаем вам семена кресс-салата, предлагаем провести опыт в пробуждении семян. Результат, который получите, зарисуйте в своих дневниках наблюдений» Ученые-исследователи предлагают вам стать исследователями. Нам предстоит трудная работа. Пойдем к столам в нашу «лабораторию»
• Посмотрите, что вы видите? (семена)
• Я насыплю каждому семена на листок, а вы рассмотрите их внимательно, потрогайте их на ощупь.
• Какие они? (мелкие, овальные, коричневые, гладкие, твердые)
• Как вы думаете, они живые?
• Семен живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.
• Скажите, можем ли мы посадить в грунт в настоящее время года семена?
• Почему? (холодно, лежит снег)
• Но растения мы можем вырастить у себя в «лаборатории» Для этого семена нужно разбудить.
• Вспомните, что нужно для роста и развития живого существа, (почва, тепло, свет-солнце, вода. (модели выставляю)
Ребята, посмотрите, я привезла кресс-салат, который ученые-исследователи вырастили, только вместо почвы взяли влажную вату, прикрыли крышечкой. Наши семена проснулись. А как вы думаете, они смогут вырасти? Почему? Правильно: в почве есть питательные вещества, необходимые растениям, а в вате - нет.
Посмотрите, я приготовила для вас на столе баночки, в них будем пробуждать семена кресс-салата.
Но, прежде чем начать работу, мы разомнем наши пальцы (погреть ладошки, несколько раз согнуть и разогнуть пальцы с напряжением); обратимся к солнцу (упражнение «Здравствуй, солнце»)
Практическая часть.
Обратите внимание на схемы посадки семян в землю? Что необходимо сделать в начале работы? Что потом? И чем закончить работу?
Вопросы педагога и ответы детей:
• что нужно поместить в пустую баночку, прежде чем посеять семена? (землю)
• что нужно сделать, чтобы почва стала влажной? (полить)
• а потом нужно разместить семена так, чтоб они не прикасались (не мешали) друг другу просыпаться.
Идет работа детей.
Рассказ воспитателя о кресс-салате.
• Скажите, куда необходимо поставить баночки’? (на окно)
• Почему? (чтобы семена получили тепло, свет - ведь она живые существа)
В листах наблюдений вы будете отслеживать и фиксировать развитие кресс- салата.
В первом - нарисуйте семечко.
•
. Ребята, чтобы вырастить семена кресс-салата на улице, в открытом грунте, какие условия необходимы? (вода, свет, тепло)
• Предлагаю отразить это в рисунке, пальчиками.
• Пройдите к столу с краской. Вместо кисти у нас будут пальчики, берем краску и изображаем перечисленные условия.
Итог.
Чему вы научились сегодня? Как вы думаете, пригодятся вам ваши умения сеять семена?
Я рада, что помогла вам узнать новое и полезное.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Промежуточный отчё т:
Данный этап еще не подошёл к завершению, но могу сказать одно. Деткам нравится наблюдать за ростом салата и петрушки, которую мы тоже посадили, ведь у нас осталось место и семена. Каждый день детки с любовью поливают наш огород, рыхлят землю. А так же на протяжении 2х недель они зарисовывают изменения в дневник наблюдений.