Анна Трошина
Проект с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет «Знакомство с татарским народом»
▼ Скачать + Заказать документы
• Тип проекта : Познавательно - творческий
• Продолжительность проекта : краткосрочный
• Сроки проведения: 14.03.2022 – 26.04.2022
• Участники проекта : воспитанники средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект с детьми среднего дошкольного возраста 4–5 лет „Знакомство с татарским народом“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Сегодня проблема воспитания толерантности в обществе становится особенно актуальной. Первые шаги ребенка в социуме связаны с приобщением его к культуре общества. Чтобы понять и принять каждого, другую национальную культуру.
Каждый народ нашей многонациональной страны богат своеобразными традициями. По своей социальной сущности, они были специфической формой передачи знаний и опыта предшествующих поколений, а именно особым педагогическим процессом, который охватывает в первую очередь, нравственные нормы, наколенную веками мудрость, жизненный уклад окружающей микросреды.
Соприкасаясь с народным искусством и традициями, участием в праздниках, ребенок духовно обогащается, воспитывается гордость за свой народ, поддерживается интерес к истории и культуре своего народа. Ребенок погружаясь в национальный быт, мелодику речи и песен, овладевает его народными традициями, укладом жизни и таким образом у ребенка формируется любовь к малой и большой Родине.
Цель проекта : Создание условий для приобщения детей к культуре татарского народа.
Задачи проекта :
- развивать нравственно-патриотические нормы поведения;
- систематизировать знания детей по теме «Россия – многонациональная страна»;
- развивать связную речь, обогащать активный словарь;
- развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства;
- развивать внимание, память, мышление и воображение;
- познакомиться с традициями республики и особенностями национального костюма татарского народа.
Ожидаемые результаты:
Для воспитанников:
• повышение качества уровня знаний во время непосредственно образовательной деятельности;
• положительная динамика в развитии интереса к социальному окружающему миру;
• активизация познавательной деятельности в жизни детей;
• проявление творческого, патриотического самовыражения.
Для педагогов:
• повышение уровня компетенции в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста;
• инновационные изменения в организации воспитательного процесса;
• творческое использование ИКТ в разных видах деятельности.
Для родителей:
• расширение знаний по проблеме патриотического воспитания детей;
• повышение статуса семейного воспитания
Формы реализации проекта :
- непосредственно-образовательная деятельность;
- видео-экскурсии;
- национальные татарские игры (подвижные);
- просмотр татарских мультфильмов;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;
Основные этапы реализации проекта :
1 этап – создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.
Цель: обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, атрибутов, наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно – образовательный процесс.
Содержание:
- Наблюдение за детьми при организации совместной и самостоятельной деятельности ( цель: определение уровня знаний по теме «Культура и традиции народов Татарстана);
- Ознакомление родителей, специалистов, социальных партнеров с темой, целью, задачами проекта;
- Сбор и обработка методических пособий, видео - материалов для ознакомления детей с традициями татарского народа.
- Подготовка элементов татарского национального костюма;
- Чтение художественных произведений (сказки, рассказы);
- Подбор художественной литературы (татарские народные сказки);
- Подбор музыкального материала для постановки татарского танца.
2 этап – практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области патриотического воспитания.
Цель: вовлечение в познавательную и творческую деятельность исполнителей проекта.
Работа с детьми : организация и проведение циклов занятий, совместных бесед, чтение художественной литературы, создание уголков краеведения в группах.
Работа с родителями (консультации, памятки, анкетирование, участие в конкурсах, досугах и развлечениях). Оформление информационного стенда для родителей по теме проекта. Привлечение родителей к подготовке костюмов и атрибутов к постановке.
Организация развивающей предметной среды, что является важным компонентом для развития у детей интереса к театрализованной деятельности.
III. Заключительный
Цель: Обобщение результатов работы, анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми.
– изучение и анализ результативности работы;
– презентация – отчет о реализации проекта.
Результативность проекта
В результате реализации проекта у детей сформированы:
- нравственно-патриотические чувства;
- основы национального самосознания;
- умение творчески применять имеющуюся информацию по различным элементам народной культуры;
- положительное эмоциональное отношение к произведениям татарских писателей, предметам народной культуры.
Развивающая среда :
1. Центр театрализованной деятельности.
2. Дидактические и настольно-печатные игры.
3. Наглядно-дидактические пособия.
4. Раздаточный материал
5. Центр художественно-эстетического развития.
6. Специальная методическая литература.
7. Художественная литература.
Литература:
1. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Г. Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2. М. П. Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3. Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4. О. В. Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5. Т. Н. Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6. В. Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина—Россия»
7. Интернет ресурсы.
8. Е. В. Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.
План мероприятий
Март:
1. Интегрированное НОД «Знакомство с татарским народом»
2. Художественное творчество. Аппликация «Флаг республики Татарстан»
3. Ознакомление с окружающим. НОД «Знакомство с национальным татарским костюмом».
4. Ознакомление с природой. НОД «Мир природы татарского края»
Апрель:
1. Речевое развитие. НОД «Чтение и обсуждение сказки «Шурале»
2. Художественное творчество. «Татарское народное искусство – рисование национального орнамента на блюде»
3. Интегрированное НОД «Татарский головной убор. Калфак и тюбетейка».
4. Художественное творчество. Аппликация «Украшение татарской тюбетейки».
В течение всего времени реализации проекта
Беседа о республике Татарстан.
Беседа и рассматривание государственных символов республики.
Чтение народных татарских сказок
Слушание песен на татарском языке
Рассматривание и беседа о национальной одежде и узоре
Народные подвижные игры
Взаимодействие с родителями:
1. Анкетирование родителей «Республики нашей страны»
2. Беседы с детьми о родном крае.
Условия реализации:
Ресурсное обеспечение проекта : информационные ресурсы (научная и педагогическая литература, материальные ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические и развивающие пособия).
Реализация проекта : подбор видеоматериалов, беседы с детьми о татарском творчестве, экскурсия в краеведческий музей города, разучивание песен, танцев, пословиц, поговорок, чтение татарских народных сказок, слушание народной музыки, рассматривание картин, предметов быта, оформление выставок детских работ, изучение карты городов Татарстана.
Результат проекта :
На протяжении всего проекта осуществлялась работа по реализации задачи содержания практически всех образовательных областей. Данный проект способствовал формированию не только познавательного интереса, художественно – эстетического вкуса у детей, но и имел социальное значение.
В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т. к. у детей возникнет интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного села.
В дальнейшем проект может быть основой для проекта «Моя Родина - Россия», «Моя планета».
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.
1. Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья», «Мой дом».
2. Потребность детей само выражаться в творческой деятельности.
3. Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
4. Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности.
5. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
Формы реализации проекта :
- непосредственно-образовательная деятельность;
- видео-экскурсии;
- национальные татарские игры (подвижные);
- просмотр татарских мультфильмов;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;
Продукты проекта :
1. Создание интеллект – карты «Республика Татарстан». 2. Выступление на фестивале республик России с татарским танцем Туган – Як.