Надежда Ларионова
Проект «Русский народный костюм» в старшей группе общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: познавательно-продуктивный
Участники: родители, дети, воспитатели, музыкальный руководитель
Возраст детей: 5-6 лет
Проблема: реализуя тему «Одежда» был организован салон детской одежды, где ребята нашей группы совместно с родителями представили модели современной одежды. От детей прозвучал вопрос: а наши прабабушки и прадедушки тоже носили такую одежду? Кто-то давал положительные и отрицательные ответы, кто-то говорил, что не знает. И дети захотели узнать, в какой одежде ходили люди на Руси.
Актуальность
Публикация «Проект „Русский народный костюм“ в старшей группе общеразвивающей направленности» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты. Проектная деятельность
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.
Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.
Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
Цель: сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Задачи:
1. Привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма («Познание»)
2. Расширять и уточнять представления детей о деталях русского народного костюма посредством экскурсии в краеведческий музей и библиотеку; драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», просмотра мультфильма «Морозко»; НОД по теме «Русский народный костюм»; ситуативного разговора «Русский народный костюм», «Плетение лаптей» («Познание»+ «Коммуникация»+ «Социализация»)
3. Развивать мышление, зрительное, слуховое, целостное восприятие, внимание, память («Познание»)
4. Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных разговоров, продуктивной деятельности («Социализация»+ «Чтение художественной литературы»+ «Художественное творчество»+ «Коммуникация»)
5. Воспитывать интерес к русской народной культуре посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», просмотра мультфильма «Морозко», экскурсии в краеведческий музей и библиотеку («Социализация» + «Познание»)
6. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей, обсуждения русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам («Коммуникация»)
7. Разучить русскую народную подвижную игру «Наш платочек голубой», («Физическая культура»+ «Социализация»+ «Коммуникация»)
8. Обеспечить эмоциональное благополучие детей во время всех мероприятий («Здоровье»)
Предполагаемые результаты:
- расширены представления детей о русском народном костюме;
- сформирован интерес к русской народной культуре.
- у детей будет воспитано чувство гордости за русский народ;
План проекта
1. Вводная часть.
• Постановка проблемы, цели, задач.
• Актуальность темы.
• Составление схемы реализации проекта.
2. Практическая часть.
• Познавательно-исследовательская деятельность (экскурсия, НОД, изучение литературы по теме проекта)
• Продуктивная (рисование, аппликация) и конструктивная деятельность
• Игровая деятельность (дидактические игры)
• Восприятие русских народных сказок
• Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»
• Двигательная деятельность (подвижная игр)
• Ситуативный разговор по теме проекта
• Создание выставки рисунков «Русский платок», «Девочка в сарафане»
• Создание мини – музея «Русский народный костюм»
3. Заключительная часть.
• Культурно-досуговая деятельность на тему «Русские посиделки»
Реализация содержания проекта в интеграции образовательных областей
«Физическая культура»:
• Подвижная игра «Наш платочек голубой»
«Социализация»:
1. Игровая деятельность
• Дидактическая игра «Части - целое»
• Дидактическая игра «Найди отличия»
• Дидактическая игра «Собери картинку»
• Игра «Одень куклу»
2. Театрализованная деятельность
• Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»
3. Просмотр мультфильма «Морозко»
«Труд»:
Ситуативный разговор «Плетение лаптей»
«Познание»:
1. Экскурсия в краеведческий музей
2. Экскурсия в библиотеку
3. Непосредственно образовательная деятельность
• Формирование целостной картины мира по теме «Русский народный костюм»
• Конструктивная деятельность «Сарафан» (из бумаги)
«Чтение художественной литературы»:
Восприятие русской народной сказки «Царевна лягушка»
Восприятие русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть»
«Коммуникация»:
1. Ситуативный разговор «Русский народный костюм»
2. Заучивание стихотворений, загадок
«Художественное творчество»:
1. Продуктивная деятельность
• Аппликация «Сапоги для Ивана-царевича»» (из салфеток)
• Рисование «Укрась платок»
• Декоративное рисование «Девочка в сарафане»
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»
Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по реализации проекта.
Поездка в краеведческий музей
Создание мини-музея в группе
Продуктивная деятельность
Дидактическая игра "Одень куклу в русский народный костюм"
Выставка детских работ
Русская народная подвижная игра "Мой платочек голубой
"
Танец с платками
Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»
Защита проекта в форме культурно – досуговой деятельности на тему «Русские посиделки»
Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы»; «Музыка»
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой во время праздника («Социализация»);
- обобщить представления детей о русском народном костюме посредством игры «Одень куклу», рассказа о деталях русского народного костюма, драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», продуктивной деятельности («Познание»);
- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям русского народа («Социализация»);
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи («Коммуникация»);
- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память («Познание»);
- совершенствовать умение украшать кокошник посредством продуктивной деятельности, соблюдая правила безопасности («Художественное творчество»+ «Труд»+ «Безопасность»);
- развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством игры «Одень куклу», продуктивной деятельности («Познание»);
- развивать умение выразительного чтения стихотворений («Чтение художественной литературы»);
- развивать актерские способности посредством драматизации сказки («Социализация»).
Материалы и оборудование: скамейки; изба; русские народные костюмы для детей и ведущей; платки; голубой платок для игры «Наш платочек голубой»; рубаха и сарафан, стол, 2 стула, самовар, 2 чашки, сундучок для драматизации сказки «Сарафан в гостях у рубахи»; трещетки, бубен, ложки; игра «Одень куклу»; заготовки для продуктивной деятельности «Укрась кокошник».
Логика культурно-досуговой деятельности
Звучит русская народная мелодия. Под музыку входят дети, встают у скамеек.
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие.
Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли.
Дети делают поклон и садятся на стульчики.
Ведущий: Наша встреча посвящена русскому народному костюму. Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам и поиграть в игру «Одень кукол».
Игра «Одень куклу в русский народный костюм»
Дети из предложенной одежды выбирают русский народный костюм и одевают кукол.
Презентация мужского русского народного костюма.
Ведущий: Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.
Дети: На Руси мужчины носили порты и рубаху.
Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.
Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка.
Ребенок: Самой распространенной обувью были лапти и сапоги.
Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи.
А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.
Ребенок: Лапти деревенские, мастером сплетенные,
В прошлом были обувью до того мудреною.
Лапти, лыком шитые, - русская история!
Сколько ими хожено по России всей!
Ребенок: Лапти – лапоточки для сына и дочки,
Для девицы – подружки, для старика, старушки.
Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!
Танец «Кадриль»
Презентация женского русского народного костюма.
Ведущий: А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.
Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.
Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.
Звучит русская народная мелодия.
Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.
Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.
Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.
Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?
Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.
Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?
Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.
Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.
Ведущий: А теперь давайте вспомним, в каких головных уборах ходили женщины?
Ответы детей
Ведущий: Русь с давних пор славилась своими платками.
Девочки демонстрируют платки.
1. Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.
2. Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.
3. Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.
Ведущий: Раньше девушки, собираясь на посиделки, накидывали на плечи платки, пели песни и водили хороводы.
Танец-хоровод с платками.
Ведущий: На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Наш платочек голубой».
Подвижная игра «Наш платочек голубой».
Дети идут по кругу со словами:
Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.
Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.
В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит.
Ребенок: Кокошник - русский народный головной убор. Его носили и девушки, и замужние женщины.
Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.
Его носили царицы, боярыни и боярышни.
Кокошник - праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.
Ведущий: Наши девочки и их мамы тоже мастерицы. Я предлагаю устроить конкурс на самый красивый кокошник.
Мамы с дочками садятся за столы и украшают кокошники.
Девочки демонстрируют свои работы и получают оценку зрителей.
Ведущий: Какие же посиделки без частушек?
- Мы веселые девчата, интересно все живем,
Про народную одежду вам частушки пропоем.
- Шила милому рубаху – вышла рукавица.
Посмотри, мой дорогой, какая мастерица!
- Шила, шила сарафан. Исколола пальчики.
А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики!
- Сидит заяц на осине. Плетет лапти вечерком.
Чтобы наши дорогие не ходили босиком.
- Мы не все частушки спели, знаем много их еще,
Приходите в гости снова. Мы другие пропоем!
Ведущий: Вот замолкли инструменты. И тогда со всех сторон
Раздались аплодисменты, все выходят на поклон.
Дети встают полукругом, делают поклон.
Алина: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.
Андрей: Далеко ушла одежда от такой, какой была.
Лиля: Мы невежами не будем, историю русского костюма не забудем!
Ведущий: Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится…Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус, в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.
Дети под музыку уходят из зала.
Список литературы
1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Маслова И. В., Наумова Ю. И., Акимова Ю. А., Белова И. К., Кузнецова М. В. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей». – М. : Баллас, 2012г.
2. Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких». - Москва, «Лайда», 1994г.
3. «Русский дом».- Самара, СИПКРО, 1995г.
4. «ПедСовет», №8, 1999г.
5. «Ребенок в детском саду». №4, 2012г.
6. Интернет-ресурсы:
• 1september.ru;
• doshvozrast.ru;
• do.gendocs.ru;
• maam.ru;
• nsportal.ru.