Светлана Бакина
Проект «Русские народные сказки»
Паспорт проекта.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «Русские народные сказки».
АВТОР ПРОЕКТА Бакина Светлана Васильевна
АНОТАЦИЯ Проект направлен на развитие образной речи детей разновозрастной группы раннего возраста через малые фольклорные формы-сказки. Данный проект-это поиск новых подходов нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей правильных представлений. Проект будет реализовываться через образовательную деятельность, осуществляемую на занятиях, во взаимодействии с семьёй воспитанников.
Публикация «Проект „Русские народные сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
№ Наименование Описание блока паспорта
1 Вид проекта Творческий
2 Участники проекта Дети средней группы, воспитатель, родители.
3 Тип проекта Творческий проект
По количеству участников: групповой,
по продолжительности: с октября2022-апрель 2023г. долгосрочный;
по типу деятельности: творческий.
4 Цель проекта Развитие образной речи детей с помощью малых фольклорных форм-сказок.
5 Задачи проекта 1. Развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связную и выразительную речь, воображение, память, обогащать словарь.
2. Формировать умение пересказывать сказки.
3. Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.
6 Риски проекта Отсутствие интереса детей и родителей
7 Механизм реалии зации 1 этап Подготовительный
-подготовка целей и задач, подбор литературы по теме.
2 этап Основной
-реализация проекта согласно плану мероприятий с детьми
3 этап Заключительный
- анализ деятельности по реализации проекта.
8 Ожидаемые результаты В ходе реализации проекта дети получили знания о русских народных сказках; развивалась познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки; активно участвуют в проведении театрализованных игр по русским народным сказкам; в выставке рисунков «Моя любимая сказка», в драматизации русских народных сказок.
Введение.
Актуальность проекта.
Актуальность проекта :
В современное время зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплины. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр – “Русская народная сказка».
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
Основное направление развития: Познавательно-речевое развитие.
Цель проекта : развитие образной речи детей с помощью малых фольклорных форм-сказок.
Задачи проекта :
1. Развивать звуковую культуру речи детей, грамматический строй, связную и выразительную речь, воображение, память, обогащать словарь.
2. Формировать умение пересказывать сказки.
3. Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации проекта :
- дети получили знания о русских народных сказках;
- дети принимали активное участие в театрализованных играх по русским народным сказкам;
- развивалась познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки;
-активно участвуют в выставке рисунков «Моя любимая сказка».
План реализации проекта.
Месяц Тема занятия,
Коллективные
просмотры Консультации
Октябрь Подготовительный этап.
Изучение и подбор специальной литературы, дидактического материала Консультация: «Влияние сказок на развитие личности ребёнка»
Ноябрь Чтение р. н. с. «Маша и медведь»
Конструирование «Домик для медведя»
Аппликация «Грибы для Маши»
Обыгрывание эпизодов сказки «Маша и медведь»
Консультация: «Развитие речи детей пятого года жизни»
Декабрь Рассказывание р. н. с. «Кот, петух и лиса».
Лепка «Петя-петушок, золотой гребешок»
Отгадывание загадок о домашних животных
Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток».
Январь Чтение р. н. с. «Лисичка сестричка и серый волк».
Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился».
Изготовление шапочек персонажей.
Февраль
Рассказывание р. н. с. «Теремок».
Рисование цветными карандашами (по замыслу) «Кто-кто в теремочке живёт»
Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Игра драматизация сказки «Теремок».
Консультация в уголке «Сказки для пятилеток»
Март Драматизация сказки «Репка»
Аппликация «Репка»
Дидактическая игра «Узнай сказку»
Консультация «Развиваем монологическую речь дошкольника»
Апрель Чтение сказки «Козлятки и волк»
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Подвижная игра: «Козлятки и волк».
Выставка детского художественного творчества «Любимая сказка».
План совместной деятельности с детьми
Октябрь Подготовительный этап.
Изучение и подбор специальной литературы, дидактического материала
Ноябрь Чтение р. н. с. «Маша и медведь»
Конструирование «Домик для медведя»
Аппликация «Грибы для Маши»
Обыгрывание эпизодов сказки «Маша и медведь»
Декабрь Рассказывание р. н. с. «Кот, петух и лиса».
Лепка «Петя-петушок, золотой гребешок»
Отгадывание загадок о домашних животных
Январь Чтение р. н. с. «Лисичка сестричка и серый волк».
Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился».
Изготовление шапочек персонажей.
Февраль
Рассказывание р. н. с. «Теремок».
Рисование цветными карандашами (по замыслу) «Кто-кто в теремочке живёт»
Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Игра драматизация сказки «Теремок».
Март Драматизация сказки «Репка»
Аппликация «Репка»
Дидактическая игра «Узнай сказку»
Апрель Чтение сказки «Козлятки и волк»
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Подвижная игра: «Козлятки и волк».
План совместной деятельности с родителями
Октябрь Консультация: «Влияние сказок на развитие личности ребёнка»
Ноябрь Консультация: «Развитие речи детей пятого года жизни»
Декабрь Памятка для родителей «Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи пятилеток».
Январь
Февраль
Консультация в уголке «Сказки для пятилеток»
Март Консультация «Развиваем монологическую речь дошкольника»
Литература:
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».