Любовь Орешкина
Проект «Русская потешка» c детьми младшей разновозрастной группы
Характеристика проекта:
По виду – музыкально –творческий По длительности –краткосрочный Тема проекта-развитие ритмического слуха у детей. Участники проекта- воспитатель, родители и дети младшей группы.
Проблема:
Половина детей имеют низкие диагностические показатели по виду деятельности «музыкально- ритмические движения», многие имеют также проблемы с речью, не позволяющие овладеть навыком ритмичного слаженного пения.
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Русская потешка“ c детьми младшей разновозрастной группы» размещена в разделах
С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. У них хуже сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Для успешного решения этих проблем нужны совместные усилия родителей, воспитателя. Но особо следует отметить роль музыкального сопровождения.
Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коррекционную функцию в отношении детей с различного рода проблемами. Особенно такими, как задержка речи и нарушение восприятия ее ритмической структуры.
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений, связанных с сокращением мышц языка, головы, челюстей, пальцев ног; с напряжением и расслаблением, возникающим в гортани, грудной клетке и конечностях; с одновременной стимуляцией мышц - антагонистов, вызывающих смену напряжения и расслабления. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Цель проекта:
Способствовать развитию ритмического слуха, координации движений и формированию навыка ритмически слаженного пения у детей.
Задачи проекта:
-Разнообразить игровой досуг детей вне ООД. -Продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами. -Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей. -Более подробно знакомить с русскими народными потешками, пополняя словарный запас детей.
Ожидаемые результаты:
-Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей игровым процессом. -Овладение новыми словами. -Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне. -Улучшение диагностических показателей по таким видам деятельности, как музыкально-ритмические движения и пение.
Этапы проекта :ЭтапыДеятельность педагога
1 этап-целеполагание (констатация проблемы и необходимости ее решения, определение целей и задач проекта, а также его продукта):
2 этап –разработка проекта (подбор музыкального материала, составление логоритмических игр и плана занятий):
3 этап –выполнение проекта (непосредственная его реализация совместно с родителями группы): .
4 этап –подведение итогов (подготовка и проведение презентации, обобщение и диагностика результатов):
Формы и методы реализации проекта
Формы: В своей работе я использовала разнообразные формы музыкально-игровой деятельности: пляска, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально-логоритмическим играм. Материалом для них я выбрала русские народные потешки как наиболее доступный для детей 3-х летнего возраста вариант текста.
Потешки прекрасно развивают речевой слух ребенка: умение различать близкие по звучанию звуки, слушать ритмичность и плавность речи, ее выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса. Логоритмические игры, созданные мной на основе русских потешек, предполагали также использование разнообразных шумовых инструментов как стандартных (ложки, марокасы, колокольчики, погремушки, так и нестандартных (еловые и сосновые шишки, гимнастические мячи) (см. приложение 1,2)
Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение.
Продукт проекта (презентация):
Развлечение «Русская потешка» (см. приложение 3)
Режим реализации проекта:
-Музыкально-игровая деятельность с детьми осуществлялась каждый день в свободное от НОД время (либо в группе, либо во время прогулки) в течении10-15 минут. –
После презентации была проведена диагностика музыкальных способностей и подведены итоги
.
Список используемой литературы:
1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие. - Тверь, 2002. - 92 с.
2. Ветлугина Н. А. «Музыкальный букварь» - М., 2002.
3. Горошкова С. В. «Развитие у дошкольников чувства ритма средствами логоритмики»
4. «Музыкальный руководитель» /Методический журнал для музыкальных
руководителей/ ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника».
5.«Музыкальная палитра» /журнал для музыкальных руководителей.
6. Т. Сауко «Топ-хлоп, малыши»
7. Сборник русских народных потешек «Ладушки»
8. Т. Э. Тютюнникова «Бим-бам-бом»
Приложение№1
Планирование музыкально-игровой деятельности :
№недели Музыкальный материал Дидактические задачи
1
1.10 -5.10 «Ладушки-ладошки» (муз. Иорданского, «ладушки», «Петушок», «на зеленом лугу»,«Бабка-Ёжка» р. н. потешки Развивать умение сопровождать текст ритмичными хлопками, продолжать знакомить с такими инструментами, как ложки и погремушки, учить правильно на них играть.
2
8.10 -12.10 «Кошкин дом», «Пошел котик по дорожке» (муз А. Соболевой, «Совушка-сова» р. н. потешки, «Погуляем»(парная пляска, муз. Т. Сауко) Развивать навык парной пляски, умение ритмично двигаться в паре, продолжать обучать игре на ложках и погремушках, знакомить с игрой на колокольчиках, побуждать детей к творческой активности, используя такую форму работы как свободная импровизация.
3
15.10 -19.10 «Мишка косолапый», «У медведя во бору» р. н. игры и потешки, «Ежик и барабан» Т. Тютюнниковой «Божья коровка»(муз. Ю. Энтина) Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей путем знакомства их с нестандартными шумовыми инструментами (шишки, гимнастические мячи)
4
22.10 – 26.10 «Светит месяц» р. н. п. ,игра «Шишки и ветерок»(А. Соболевой, повторение пройденного. Закрепление навыков игры на шумовых инструментах, побуждение детей к творческой активности, обогащение эмоционального опыта.
Приложение №2
Логоритмические игры на материале русских потешек.
Игра «Петушок»
Дидактические задачи: Познакомить детей с одним из вариантов игры на ложках, развивать ритмическое чувство и координацию движений.
Оборудование: - деревянные ложки-по две на каждого ребенка -большой стол и стулья по количеству детей.
Ход игры: дети сидят за столом лицом друг к другу, в каждой руке у них по ложке, левая рука с ложкой лежит на коленях, правой дети тихонько (петушок клюет зернышки) стучат по столы в такт произносимым словам. Взрослый, показывающий игру, находится во главе стола, чтобы все дети его видели. По возможности дети тоже произносят слова.
Петушок, петушок, ритмично стучат одной ложкой по столу. золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка, что ты рано встаешь, ку-ка-ре-ку! Поднимают обе руки, стучат ложкой о ложку. Голосисто поешь, Одна ложка.
ку-ка-ре-ку! Две ложки. Деткам спать не даешь, Одна. ку-ка-ре-ку! Две.
Игра «Кошкин дом»
Дидактические задачи: Познакомить детей с вариантом одновременного использования разных шумовых инструментов. Развивать ритмическое чувство и речь.
Оборудование: -Погремушки -колокольчики разного размера -маракасы -бубны(2-3 шт.) общее количество инструментов соответствует количеству участников, и детей, и взрослых.
Ход игры: Дети сидят на стульях (если играют в группе) или стоят в кругу (если играют во время прогулки).Им показывают инструменты, объясняют, как играет каждая группа инструментов. Учат играть в ритм произносимых слов редко(1 удар на 2 слога) и часто (удар на каждый слог)
Тили-бом, тили-бом! Играют редко (пожарная тревога) Загорелся кошкин дом! Бежит курочка с ведром, играют часто (как бежит курочка) заливает кошкин дом. Раз! Раз, раз! Играют редко (помогаем курочке тушить пожар) И огонь погас.
Игра «Мишка косолапый»
Дидактическая цель: Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, развивать ритмическое чувство и речевую координацию.
Оборудование: -лавочка (достаточно длинная, чтобы уместились все дети) -еловые и сосновые шишки по две на каждого участника.
Ход игры: дети располагаются вдоль лавочки и присаживаются возле нее на корточки, в каждой руке у них по шишке. Если детей много, возможно располагать их по обе стороны лавочки. Стучим шишками по лавочке поочередно в ритм произносимых слов.
Мишка косолапый по лесу идет. Стучат в ритм слов(1 удар на 2 слога) Ух! Поднимают руки вверх и стучат шишкой о шишку. Шишки собирает, песенку поет. Стучат по лавочке. Ух! Руки ввер. Шишка отскочила, прямо мишке в лоб! По лавочке. Бац! Одной шишкой себе по лбу. Мишка рассердился и ногою топ! По лавочке.
Игра «Шишки и ветерок»
Дидактическая цель: Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, учить реагировать на смену темпа и динамики в музыке.
Оборудование: - сосновые и еловые шишки, -лавочка (как вариант: столики, пенечки, или просто стучать по полу)
Ход игры: Дети сидят на полу вдоль лавочки, в каждой руке по шишке. Поднимаем руки вверх (мы- елочки, наши руки-веточки) Играет медленная музыка (легкий ветерок)-дети плавно качают поднятыми руками (веточки качаются, играет быстрая музыка (сильный ветер)-дети стучат шишками по лавочке (шишки падают, чем быстрее музыка, тем чаще стучат, постепенно музыка снова замедляется (ветер стихает)-дети снова поднимают руки вверх и покачивают ими. Игра повторяется. Музыка используется любая, по выбору воспитателя.