Оксана Анишкевич
Проект «Русская народная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
По количеству участников: групповой.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители, учитель – логопед, музыкальный руководитель.
По продолжительности: среднесрочный.
1. Проблема.
В последние годы наблюдается резкое снижение интереса у детей и родителей к чтению произведений устного народного творчества, а именно русских народных сказок. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов, в которых зачастую искажены представления о нравственных качествах: доброте, милосердии, справедливости и т. д.
Публикация «Проект „Русская народная сказка“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Причиной снижения является недостаточная осведомленность родителей в вопросе воспитательного значения русских народных сказок в развитии детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома уделяется очень мало времени чтению русских народных сказок, дети затрудняются назвать распространённых героев русских народных сказок, не могут отличить русскую народную сказку от авторской, не могут отгадать сказку по словам.
2. Актуальность.
Русские народные сказки являются эффективным средством обучения и воспитания, так как они доступны для понимания детьми дошкольного возраста. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны.
Русские народные сказки являются неотъемлемым элементом нравственного воспитания детей, которое основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки понятен ребенку, позволяет просто и доступно объяснить разницу между плохим и хорошим.
Отношения между персонажами и сказочный сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения.
Детские сказки расширяют словарный запас ребёнка, помогают правильно строить диалог, развивать связную речь. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, в его речь органично входят пословицы и поговорки.
Русские народные сказки развивают психические процессы: мышление, внимание, все виды памяти; творческие способности.
Сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни; они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Цель проекта – Приобщить детей к культуре своего народа через развитие интереса к различным формам устного народного творчества.
3. Задачи проекта :
Дети
• Познакомить детей с русскими народными сказками.
• Расширять представления детей о жанровых особенностях русских народных сказок, её видах (кумулятивная, бытовая, волшебная, о животных) и структуре.
• Учить понимать смысл и образный язык русских народных сказок, их познавательное значение.
• Формировать представления о добре и зле; продолжать учить оценивать поступки героев.
• Учить сопереживать героям, откликаться на эмоциональное состояние героев сказок.
• Развивать речь детей, активизировать словарный запас; упражнять в пересказе знакомых сказок, в сочинении сказок при помощи карт Проппа.
• Формировать и закреплять знания детей о культуре, обычаях и традициях русского народа.
• Развивать умственные и творческие способности детей.
• Познакомить с художниками - иллюстраторами русских народных сказок - Виктором Васнецовым и Иваном Билибиным.
Педагоги
• Составить единую модель планирования работы педагогов и специалистов ДОУ по работе в проекте.
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта.
• Привлекать родителей к совместному участию в проекте.
Родители
• Создать условия для знакомства ребенка с русскими народными сказками в домашних условиях, поддерживать традицию семейного чтения.
• Участвовать в совместной реализации проекта.
4. Этапы проекта
4.1. Организационный этап
• Подбор наглядного и дидактического материала;
• Подбор художественной литературы (русских народных сказок)
• Подготовка материала для творческой деятельности
• Подготовка атрибутов для драматизации, сюжетно-ролевых игр
• Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»
Календарный план реализации проекта (краткий)
4 неделя Марта - Вводная
- Информирование родителей о начале проекта.
- Анкетирование родителей.
- Получение письма от сказочных героев – вхождение в проблемную ситуацию
- Консультация для родителей «Воспитание сказкой»
- Подбор материала.
- Оформление книжного уголка по теме.
Ответственные: Воспитатели группы
Март - 5 неделя, Апрель – 1 неделя: «Кумулятивные сказки. Смоляной бычок»
1. Раскрытие особенностей и структуры кумулятивных сказок.
2. Знакомство с кумулятивной сказкой «Смоляной бычок» и работа над ней:
- пересказ сказки,
- эмоциональное проживание сказки,
- дидактические и развивающие игры и упражнения по сказке,
- продуктивная деятельность.
3. Знакомство с другими сказками этого вида.
4. Участие в конкурсе Театрального представления «В гостях у сказки»
5. Сюжетно-ролевая игра «В театре» Книги с иллюстрациями.
Оснащение развивающей среды:
- Атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
- Атрибуты для работы над эмоциональным проживанием сказки.
- Картотека пальчиковых игр по русским народным сказкам.
- Дидактические игры.
- Раскраски к сказке «Смоляной бычок», лабиринты, пазлы.
Ответственные: Воспитатели группы, логопед, музыкальный руководитель
Апрель - 2 неделя: «Сказки о животных. Лиса и журавль»
1. Раскрытие особенностей и структуры сказок о животных.
2. Знакомство со сказкой «Лиса и журавль» и работа над ней:
- пересказ сказки,
- эмоциональное проживание сказки,
- дидактические и развивающие игры и упражнения по сказке,
- продуктивная деятельность.
3. Знакомство с другими сказками этого вида.
4. Мастер-класс «Журавль»
5. Экскурсия в Сказкин дом, представление «Там, на неведомых дорожках»
Оснащение развивающей среды:
- Книги с иллюстрациями.
- Атрибуты для работы над эмоциональным проживанием сказки.
- Настольный театр.
- Дидактические игры.
- Раскраски к сказке «Лиса и журавль», лабиринты, пазлы.
Ответственные: Воспитатели группы, логопед, музыкальный руководитель
Апрель - 3 неделя: «Бытовые сказки. Колосок.»
1. Раскрытие особенностей и структуры бытовых сказок.
2. Знакомство со сказкой «Колосок» и работа над ней:
- пересказ сказки,
- эмоциональное проживание сказки,
- дидактические и развивающие игры и упражнения по сказке,
- продуктивная деятельность.
3. Знакомство с другими сказками этого вида.
4. Знакомство с традициями русского народа, с убранством русской избы, русским народным костюмом.
4. Мастер-класс «Народная кукла «Бессонница»».
5. Экскурсия в Этнографический музей по теме «Делу – время, потехе – час».
Оснащение развивающей среды:
- Книги с иллюстрациями.
- Атрибуты для работы над эмоциональным проживанием сказки.
- Настольный театр.
- Дидактические игры.
- Раскраски к сказке «Колосок», «Каша из топора» и др, лабиринты, пазлы.
Ответственные: Воспитатели группы, логопед, музыкальный руководитель
Апрель - 4 неделя: «Волшебные сказки. Гуси-лебеди.»
1. Раскрытие особенностей и структуры волшебных сказок.
2. Знакомство со сказкой «Гуси-лебеди» и работа над ней:
- пересказ сказки,
- эмоциональное проживание сказки,
- дидактические и развивающие игры и упражнения по сказке,
- продуктивная деятельность.
3. Знакомство с другими сказками этого вида.
4. Знакомство с художниками – иллюстраторами В. Васнецовым и И. Билибиным. Оснащение развивающей среды:
- Книги с иллюстрациями.
- Атрибуты для работы над эмоциональным проживанием сказки.
- Настольный театр.
- Дидактические игры.
- Раскраски к сказке «Гуси-лебеди».
- Альбом с иллюстрациями к сказкам.
Ответственные: Воспитатели группы, логопед, музыкальный руководитель
Май - 1,2,3 недели
1. Знакомство с картами Проппа.
2. Пересказ сказок при помощи карт Проппа.
3. Сочинение сказок детьми с опорой на карты Проппа.
4. Сочинение сказок родителями и детьми.
5. Сочинение коллективной сказки
6. Изготовление родителями героев сказок для настольного театра.
7. Досуг по сказке «Гуси – лебеди»
8. Оформление книги (продукта проекта).
9. Лэпбук «Русские народные сказки» Карты Проппа.
Оснащение развивающей среды:
- Настольный театр.
- Дидактические игры.
- Раскраски по русским народным сказкам.
- Альбом с иллюстрациями к сказкам.
Ответственные: Воспитатели группы, логопед, музыкальный руководитель
4.2. Планирование деятельности.
Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта :
1. Социально-коммуникативное развитие
Формировать у детей коммуникативные умения и навыки. Развивать общение и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками.
Воспитывать любовь и интерес к сказкам, как средству формирования положительных взаимоотношений между детьми и познания окружающего мира.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживания, умение работать в коллективе, желание делиться информацией, высказывать свою точку зрения, слышать и слушать друг друга, участвовать в совместной деятельности.
Способствовать развитию игровой деятельности детей.
2. Познавательное развитие
Познакомить детей с историей возникновения русских народных сказок.
Расширять знания детей о культуре и традициях русского народа.
Формировать представления о добре и зле; продолжать учить оценивать поступки героев.
Познакомить с художниками иллюстраторами В. Васнецовым и И. Билибиным.
Развивать мышление, воображение, внимание, память.
3. Речевое развитие
Познакомить детей с русскими народными сказками, их видами и структурой; пословицами и поговорками, загадками по теме.
Продолжать учить самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста, использовать в пересказе выразительные средства.
Продолжать учить придумывать сказку.
Обучать навыкам диалогической речи (спросить, ответить, подать реплику, выслушать, закреплять умение полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Обогащать словарь детей, воспитывать звуковую сторону речи (интонационную выразительность, дикцию, силу голоса).
Развивать речевое дыхание.
4. Художественно – эстетическое развитие
Развивать у детей эстетическое восприятие образа через художественное слово, музыку, картины.
Развивать сценические навыки для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений.
Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности (лепка, аппликация, рисование, оригами).
5. Физическое развитие
Становление ценностей здорового образа жизни.
Обучать подвижным играм с правилами.
Развивать мелкую и крупную моторику.
Методы:
• словесные: чтение художественной литературы, рассказ (пересказ, творческий рассказ, беседа;
• наглядные: рассматривание иллюстраций, картин, презентаций, мнемотаблиц,
• практические: упражнения на эмоциональное проживание сказки,
• интерактивные: экскурсии в этнографический музей, Сказкин дом.
Виды детской деятельности:
• Коммуникативная (отгадывание загадок, беседы, пересказ, словесные игры);
• Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение русских народных сказок, инсценирование русских народных сказок, использование настольного театра);
• Двигательная (русские народные подвижные игры);
• Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
• Музыкальная (музыкальное творчество, пение, танец, игра на инструментах)
• Самообслуживание и элементарный бытовой труд (Оригами)
• Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры);
• Познавательно-исследовательская (проблемные ситуации, образовательные ситуации).
4.3. Заключительный этап
Ожидаемый результат по проекту :
Совместная работа педагогов и родителей в этом направлении позволяет
у детей:
• Сформировать интерес к чтению художественной литературы;
• Познакомиться с русскими народными сказками; с устаревшими словами;
• Расширить представлений детей о культуре, традициях и быте русского народа; о художниках-иллюстраторах;
• Развить связную речь детей, обогатить словарный запас, совершенствовать выразительность речи.
• Развить у детей познавательную активность, творческие способности.
у педагогов:
• Разработан методический и практический материал по проекту
• Пополнены картотеки загадок, пословиц и поговорок, дидактических игр, подвижных игр на данную тему
• Пополнена развивающая предметно-пространственная среда наглядными материалами и игровыми пособиями,
• Привлечены родители к совместной реализации проекта.
у родителей:
• Пополнение домашней библиотеки русскими народными сказками
• Популяризация семейного чтения;
• Развитие совместного творчества родителей и детей.
Рефлексия проекта (выводы)
• У детей сформировался интерес к чтению русских народных сказок.
• Расширились знания детей о русских народных сказках, их видах, особенностях, о художниках-иллюстраторах, о культуре и быте русского народа.
• Дети понимают смысл сказок, правильно характеризуют действия сказочных героев.
• Связно и последовательно пересказывают сказки; в самостоятельной игровой деятельности инсценируют их, используя средства выразительности.
• Дети более грамотно и образно выражают свои мысли.
• В процессе совместной деятельности у детей возник более тесный контакт с родителями и сверстниками.
5. Продукт проекта
Продуктом проекта является сказка, сочинённая детьми старшей группы с учётом структуры и особенностей русских народных сказок и оформленная в виде книги (совместное творчество родителей и детей).