елена
Проект «Русская матрешка — символ Родины моей» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад №3 «Семицветик»
Проект
«Русская Матрешка-символ Родины моей»
(срок реализации – 2 недели, возраст детей – 4 - 5 лет)
Руководитель проекта:
Воспитатель: Петухова Елена Викторовна
Идринское, 2024г.
Пояснительная записка
Аннотация: проект разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно-патриотическому воспитанию в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства. Привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за родную страну, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережное отношения к традициям своего народа.
Форма и методы реализации:
Наглядные: рассматривание картин, иллюстрации альбомов, презентаций, просмотр мультфильмов, слушание литературных и музыкальных произведений;
Словесные: беседа, рассказ воспитателя, отгадывание загадок, заучивание стихов, песен;
Практические: исполнение песен, танцев, стихов, творческих заданий.
Возрастная группа: средняя.
Введение
Игрушка – важнейшее составляющее любой культуры. С помощью нее ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к ее истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Они идут в магазины и видят эти игрушки, и родители им покупают. К сожалению, очень редко встретишь таких родителей, которые покупают для своих детей народные игрушки, ценят их, объясняют детям, откуда пришли к нам такие игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнута полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.
Проблема.
Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа.
Я решила с помощью осуществления данного проекта, вызвать познавательный интерес через национальную игрушку.
Актуальность:
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки были первыми средствами воспитания, давали первый толчок дальнейшему направлению характера, складу ума. Поэтому так важно с самого раннего детства познакомить ребенка с народной игрушкой. Предназначение игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир, красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Матрешка - это одна из частей формирования у детей патриотизма, приобщение к русской народной культуре. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Задача особенно актуальная сегодня, так как родители не придают глубокому познанию духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Цель: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи:
-познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрешкой как символ русского народного искусства;
- воспитывать у детей эстетический и художественный вкус, бережное отношение к игрушке;
- развивать самостоятельность, фантазию в придумывании рисунка сарафане для матрешки;
- дать представление родителям о важности совместной деятельности с детьми.
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный
Возраст: 4-5 лет
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников.
Ожидаемый результат: дети имеют представления о русских народных игрушках, используя активной речи песенки, потешки, играют в русские народные игры, знают русские народные сказки и их персонажей, бережно относятся к игрушкам, произведениям русского народного творчества.
План реализации проекта:
этап - внедренческий
1Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Беседы с детьми на темы: «Русская игрушка - матрешка», «О цветовой гамме матрешек», «Из чего сделана матрешка».
Чтение художественной литературы: Л. Некрасов «Мы веселы матрешки», С. Маршака «О матрешках», В. Берестова «Матрешкины потешки»,
Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина,
Р. Карапетян, Л. Громовой, Н.
Выполнение творческих заданий по теме: раскрашивание разных видов матрешек, лепка, разрезные картинки
Пальчиковые гимнастики
Игровая деятельность.
Виртуальная экскурсия в музей русской матрешки.
Этап: заключительный
Оформление результата проекта: Оформление мини выставки «Русская Матрешка».
Оформление альбома с различными видами матрешек.
Коллективная творческая работа «Матрешка из папье маше»
Вывод:
Итак, в ходе проекта мы узнали, что эта веселая игрушка – расписная матрешка появилась более ста лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз ее – деревянную пустотелую куклу – художник увидел в Японии (Фукурума). И художник выдумал для детей похожую куклу. Кукла с сюрпризом внутри: внутри большей куклы сидели меньшие сестрицы. С. В. Малютин нарядил каждую куклу в расписной сарафан и яркий пестрый сарафан. В этой игрушке отразились народные представления о семье, мире, добре, красоте.
Список использованной литературы
1. Александрова Э. И. Система патриотического воспитания в ДОУ. – М., 2007.
2. Клиентов А. Е. две Матрёны, три Матрёшки и ещё Матрёшечка!: русская матрёшка. Народные промыслы. – М. : Белый город, 2003.
3. Комарова Н. Г., Грибова Н. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. – М., 2007.
4. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. – М. : Феникс,2003.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. – средняя группа. – М., 2009.
6. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект. – М., 2004.
7. Откуда ты, матрёшечка? // Жили-были. – 2000.
8. СкорлуповаО. Ф. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративным искусством. – М., 2003.
9. Сыпченко Е. А. Иновационные технологии. Метод проектов в ДОУ. – М., 2013.
10. Интернет – сайт «Дошколенок» - http://dohcolonoc.ru/
11. Интернет – сайт «Фестиваль педагогических идей – 1 сентября» - http://festival.1september.ru/
12. Интернет – сайт «Социальная сеть работников образования – наша сеть» - http://nsportal.ru/
13. Интернет – сайт «Русская матрешка» https://dou754.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/63386b1d8fd89.pdf