Папки-передвижки

Проект «Русская изба»

Наталья Иннокентьевна Апёнышева
Проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Краткая аннотация проекта

Вид проекта : Творческий - коллективный

Сроки реализации проекта : долгосрочный, 2 года.

Участники проекта :

• дети дошкольного возраста;

• воспитатель групп;

• родители воспитанников, администрация ДОУ;

• Музей имени Н. М. Мартьянова.

Актуальность проекта.

Публикация «Проект „Русская изба“» размещена в разделах

Одной из задач по духовно - нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. В настоящее время дети мало получают информации о русской культуре, быте, старине и традициях. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки старины.

Проблема.

Работая на протяжении более 25 лет в системе дошкольного образования, я заметила, что дети испытывают трудности в рассказах о своей семье, семейных традициях; имеют не четкие представления о символике Российской Федерации; демонстрируют низкий уровень знаний о своей родине, истории и культуре своего народа; нравственными идеалами являются мультяшные герои (Черепашки-Ниндзя, Том и Джерри, Шрек и т. п.); некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель проекта :

воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников, на культурных традициях своего народа.

Задачи.

• Познакомить детей с устройством русской избы;

• Познакомить с традициями русского народа;

• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

• Познакомить с новым словом «оберег», формировать умения, навыки детей по изготовлению оберега;

Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

• Знакомство с русскими народными хороводными играми;

Гипотеза.

Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа.

Предмет исследования.

Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский костюм и др.)

Методы исследования:

• фото экскурсии и экскурсия с родителями в краеведческий в музей Мартьянова г. Минусинска.

• Беседы с детьми.

• Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

• Чтение художественной литературы.

• Продуктивная деятельность (изготовление оберега)

• Театрализованные игры.

• Рассматривание предметов быта и посуды.

• Заучивание потешек, прибауток, закличек.

• Использование русских народных песен и танцев.

• Проведение русских народных игр.

• Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

• Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

• Рассказ о народных обычаях и традициях.

Результат проекта.

Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись). Позволит использовать дополнительные площади (коридор) для пополнения ППС детского сада, которая в дальнейшем будет использоваться при планировании ВОП.

Этапы работы.

1этап. Подготовительный:

1. Изучение литературы по музейной педагогике.

2. Диагностика знаний детей о русской культуре.

3. Беседы с детьми о русском народном творчестве.

4. Сбор материала для музея.

2этап. Реализация проекта :

1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.

2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.

3. Организация предметно – развивающей среды.

3этап. Заключительный.

1. Презентация мини-музея «Русская изба»

2. Итоговое мероприятие: Посиделки в русской избе

Работа планируется через

Познавательно – речевое развитие.

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

«Коммуникация»

Беседы:

-«Русский народный костюм»

-«Гости в горнице»

-«Русская изба»

Рассказы воспитателя:

русской печи;

-о традициях русского чаепития;

русской матрешке;

-о дымковских игрушках;

-о деревянных ложках.

Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов.

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Заучивание пословиц, поговорок.

Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.

-Д/и «В русской горнице»

-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»

-Пальчиковая игра «Маланья»

«Чтение художественной литературы»

Рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам в соответствии с требованиями программы и возраста

Чтение стихотворений.

Социально – личностное развитие.

«Социализация», «Труд», «Безопасность».

«Социализация»

Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей»

Игры — драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

Труд

Ручной труд:

-Изготовление народных кукол «Мастерская старинных кукол» (куклы-закрутки, кукла оберег, кукла –пеленашка, кукла - Масленица и т. д)

-Изготовление хлебобулочных изделий «Игрушек — тестушек», «Просвирки», «Печенюшки на Рождество».

«Безопасность»

Беседы:

-«Огонь-друг, огонь-враг», «В нашей светелки»

Художественно – эстетическое развитие.

Лепка:

«Посуда»

Аппликация:

«Русская изба», «Русский костюм», «Кокошник»

Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек», «Досок».

Физическое

Подвижные игры:

-«Ручеек»

-«Салки»

-«Сидит Яша»

-«Горелки»

Необходимо создание условий для самостоятельной деятельности детей.

В книжном уголке: Рассказы и сказки: «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка», «Зимовье зверей», «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», «Теремок»

Музыкальный уголок: деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.

Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно — развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста: баранки, сушки, крендели.

Центр продуктивной деятельности.

Материалы для рисования, лепки, художественного труда. Все доступно для детей.

Взаимодействие с семьей.

С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Быт русского народа». Родители принимают участие в организации экскурсии в музей им. Н. Ф. Мартьянова, в организации Мини-музея «Русская изба» и пополнение его предметами старины. Изготовляют своими руками деревянные игрушки, куклы, костюмы, кокошники.

-Сбор предметов для музея «Русская изба».

Предполагаемый результат.

1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.

4. У детей расширятся знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке).

5. Узнают русские народные игры

6. Традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.

7. Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.

8. Положительная динамика взаимодействия с родителями.

9. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

Взаимодействие групп в рамках проекта

Объединяясь в проведении, посиделок, вечеров развлечений…. в мини – музее позволит детям ближе общаться друг с другом. (Дети младшего и старшего дошкольного возраста учатся общаться. Дети группы ТНР раскрепощены и не стесняются в общении со взрослыми).У детей развито наглядно – образное мышление, через тактильное ощущение, а так же создание комфорта и непринужденной обстановке. Объединяясь с воспитанниками и педагогами других групп, в тесном контакте мы сможем постоянно пополнять и видоизменять мини –музей. Проводить совместные мероприятия вместе с музыкальными руководителями.

А так же планируется реализация проекта с помощью тематического плана проведения игровых экскурсий. (Приложение 1)

Приложение 1.

Тематический план проведения игровых экскурсий в мини – музее «Русская изба» в группе раннего возраста (1 младшая и 2 младшая группы)

Дата. Тема.

Цель.

Использование атрибутов музея. Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь. «Милости просим в избу» Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой. Народная игра «Катя, Катя маленька»

Октябрь. «Сорока-сорока» Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска Обыгрывание потешки «Сорока»

Ноябрь. Ай, качи, качи. Знакомство с колыбелькой, зыбкой. Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи»

Декабрь. Водичка-водичка. Знакомство с рукомойником. Пение попевки «Вода-водица»

Январь. С гуся вода, с Ваня худоба. Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике. Исполнение потешек об умывании, колыбельных.

Февраль. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок. Народная игра «Лады»

Март Наша –то хозяюшка умела была. Закрепить представление об использовании веника, голика, Разучивание потешки «Наша-то хозяйка»

Апрель Колобок – румяный бок. Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка. Инсценирование сказки

Май. Идёт коза рогатая. Познакомить с назначением крынки, подойника. Использовать потешки о корове и козе

Тематический план проведения игровых экскурсий в мини – музее «Русская изба» в средней группе

Дата. Тема.

Цель.

Использование атрибутов музея. Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь. «Дорогим гостям рады» Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла. Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень»

Октябрь. «Как Иванушка на ярмарке был» Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы) Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари»

Ноябрь. «Пошла млада за водой» Рассмотреть вёдра, коромысло. Инсценирование песни. Украшение коромысла

Декабрь. «Из бабушкиного сундука» Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки) Изготовление куклы-скрутки

Январь. «Приходите во горницу» Скалка, печь, чело, подтопок Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»

Февраль. Наши подружки -ложки, миски, кружки Знакомить со старинной деревянной утварью.

Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. Продуктивная деятельность «Укрась посуду»

Март «Эх, лапти мои» Показать лапти, познакомить с их назначением. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Апрель «Хозяйкины помощники» Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар Отрывок из сказки «Федорино горе»

Май. «Курочка в избушке веником метёт Веник, голик, совок. Народные загадки

Тематический план проведения игровых экскурсий в мини – музее «Русская изба» в старшей и подготовительной группе

Дата. Тема.

Цель.

Использование атрибутов музея. Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь. «Как Марьюшку бельё стирала и гладила» Показать утюги (жаровой и угольный, рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска, Народные загадки об утюге. Стирка платочков.

Октябрь. «Волшебные спицы» Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся» Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи»

Ноябрь. Золотое веретено Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено) Народная игра «Прялица»

Декабрь. Волшебная иголка Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики) Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки

Январь. Как Марьюшка детей растила. Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой. Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады»

Февраль. Сверху пар, снизу жар-это русский самовар Познакомить с традицией чаепития. За самоваром знакомимся с докучными сказками.

Март Весна пришла, сороки привела. Сито, скалка, ларь Печём жаворонков.

Апрель Одежда наших предков Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник, особенностями её изготовления. Пение «Уродись, бел ленок»

Май. Прощание с избой Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов. Народные загадки

Литература.

1. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.

2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.

3. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.

4. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.

5. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.

6. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.

7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.

8. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.

9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект НОД «Русская изба».Конспект НОД «Русская изба». Конспект НОД "Русская изба". Программное содержание: • Продолжить знакомство детей с традициями русского народа, рассматривание русской.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Цель: развитие представлений детей о русской культуре, воспитание патриотических чувств. Задачи: познакомить детей с предметами быта, постройками,.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Добрый, дорогие коллеги и гости моего блога! Чтобы донести до понимания детей особенности жизни русских людей прошлого, как они жили и.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Предлагаю вашему вниманию макет русской избы своими руками. Хотя мои дети маленькие, первая младшая группа, но мне очень захотелось сделать.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Скачайте готовый макет на МААМ Мы его.

Макет «Русская изба»Макет «Русская изба» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет "Русской избы», для воспитания у детей интереса к истории жизни и быта русского народа.

Музей «Русская изба»Музей «Русская изба» Вот прекрасная изба- Теплотой она полна. У окна скамья стоит, Прялочка на ней лежит. Только скажем чок-чок-чок И открылся сундучок! Полон.

Педагогический проект «Русская изба» Педагогический проект «Русская изба» Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Русская изба»
Опубликовано: 24 января 2023 в 15:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Русская изба»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Иннокентьевна Апёнышева (УИ 1349013) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД