Наталья Ефимова
Проект «Русская и карельская выпечка — объединение традиций»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Русская и карельская выпечка
(объединение традиций)»
Ефимова Н. В. - преподаватель карельского языка.
Устинова А. В. - воспитатель.
МОУ «Средняя школа №2 п. Мелиоративный».
Тип проекта :
Творческий, информационно-познавательный, краткосрочный.
Цель: Повышение интереса и воспитание уважения к культурным традициям русского и карельского народа.
Задачи:
Публикация «Проект „Русская и карельская выпечка — объединение традиций“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Республика Карелия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Познакомить детей с многообразием карельской и русской выпечки, ее сходством и некоторыми различиями.
Развивать у детей познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы при сравнении блюд карельской и русской кухни.
Формировать у детей умение представлять свой опыт друг другу, сверстникам других групп и сотрудникам детского сада.
Вызвать интерес к карельской и русской кухне и связанными с ней народными традициями.
Развивать познавательную активность дошкольников (желание получать новые знания по данной теме самостоятельно).
Воспитывать уважение к кулинарным традициям и культуре карельского, русского и других народов.
Способствовать формированию конструктивного взаимодействия педагогов и других сотрудников детского сада с семьями воспитанников.
Актуальность проблемы: Сейчас в мире остро стоит национальный вопрос. Развитие добрососедских отношений между народами, изучение культуры и истории своего народа, почитание и уважение традиций других народов очень важно для развития личности современного человека. Данная проблема имеет большой нравственный аспект, который необходимо закладывать в дошкольном детстве.
Участники проекта : дети и воспитатель старшей группы «Василёк», преподаватель карельского языка, родители.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования: Во время проведения познавательного занятия «Из печи всё на стол мечи», где дети знакомились с особенностями карельской кухни, с некоторыми блюдами, в том числе с наиболее популярным из них – «Калитки», которое постепенно стало популярно в русской кухне, дети стали интересоваться, какая еще карельская выпечка стала популярной в русской кухне?
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения педагогов с детьми, бесед детей с родителями) : выпечка – это вкусное, питательное изделие, поднимающее настроение, объединяющая людей. Она является важной частью праздничных мероприятий. У русских, карелов и других народов имеется много разных рецептов выпечки и способов их приготовления. Интересно узнать об этом!
Мы обсудили с детьми как можно это узнать? Ребята выдвинули свои варианты поиска информации. В этом нам могут помочь: книги, альбомы, журналы, работники библиотеки, интернет, родители, родственники, знакомые, повара детского сада.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования дети с помощью педагогов поставили задачи для дальнейшего исследования:
1. Изучить разнообразие русской и карельской выпечки, их особенностей, связанных с традициями народа и с местом проживания.
2. Познакомиться с рецептами и способами (технологией) приготовления некоторых из них (калитки, пирог с брусникой, рыбник, сырники, блины и другими).
3. Познакомиться со старинными предметами посуды и домашней утвари, связанными с приготовлением выпечки и сравнить их с современной посудой и кухонной техникой.
4. Подобрать пословицы фото к созданию сборнику загадок, стихов и пословиц, народных игр о выпечке, процессе её приготовления, кухонной утвари «С пылу, с жару из печи!» (с рисунками, иллюстрациями, фотографиями).
5. Подобрать картинки, фото для создания дидактической игры «Поварёнок».
6. Научиться представлять свой опыт по изучению данной проблемы сверстникам, педагогам и родителям детей группы.
7. Совместно с родителями выбрать блюдо для создания своей странички в групповом альбоме.
Затем мы решили по желанию разбиться на 2 группы и найти информацию с помощью родителей. Первая группа детей ищет информацию о карельской выпечке, которая пришла в русскую кухню от карелов, а вторая группа – о выпечке русской кухни, которая перешла к карельскому народу.
На родительском собрании воспитатель ввела в курс дела родителей, предложила им помочь своим детям, принять участие в проекте, не нарушая самостоятельности детей.
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1 Сбор, анализ и систематизация информации о разнообразия русской и карельской выпечки, их особенностей, связанных с традициями народа и с местом проживания.
• Просмотр мультимедиа презентации «Русская и карельская выпечка» и беседа о разнообразии выпечки, использование в ней даров природы России и Карелии и пользе их для здоровья человека.
• Просмотр мультимедиа презентации «Изготовление калиток».
• Экскурсия детей на кухню детского сада, с целью наблюдения за процессом изготовления сырников поварами.
• Проведение занятия «Добро пожаловать в горницу», где дети знакомятся интерьером горницы, старинными предметами домашней утвари, в том числе со старинной посудой и предметами, связанными с приготовлением выпечки.
• Рассматривание книг: «Карельская кухня», «Русская выпечка», «Булочки, пирожки, пирожные» и др.
• Ознакомление и разучивание с детьми народных игр на русском и карельском языках : «Пирог», «Каравай», «Калачи».
• Ознакомление и разучивание песен на русском и карельском языках : «Ой, блины», «К нам гости пришли».
2. Творческая познавательная деятельность детей:
• Аппликация на тему: «Пирожки на тарелочках». (Карельская и русская выпечка).
• Создание сборника «С пылу, с жару из печи!» (Сбор загадок, стихов, пословиц, поговорок о выпечке, подбор картинок, фото, рисование рисунков).
• Обмен информацией, презентация своей странички альбома «Культурные традиции русского и карельского народов».
• Подбор картинок, фото для изготовления атрибутов (карточек) для настольно печатной игры «Поварёнок», с целью изучения рецептов и последовательности приготовления некоторой выпечки.
• Организация и проведение настольно - печатной игры «Поварёнок». Учимся готовить: калитки, рыбник, пирог с брусникой, сырники, блины и другую выпечку. (Состав блюда, поэтапное приготовление).
• Изготовление выпечки дома совместно с родителями для последующей презентации.
• Проведение мастер-класса по изготовлению калиток.
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности детей.
Презентация альбома «Культурные традиции русского и карельского народов» детям других групп и сотрудникам детского сада.
• Выставка детских работ «Пирожки на тарелочках».
• Рассказывание стихотворений собственного сочинения, историй, семейных традиций о выпечке, подготовке к домашним праздникам, приёму гостей и другое.
• Вечер народных игр, связанных с данной тематикой. Обучение играм детей других групп.
• Проведение развлечения «Добрые соседи. Объединение традиций» (на русском и карельском языке) с презентацией выпечки, с чаепитием совместно с родителями.
• Презентация сборника загадок, стихов и пословиц, народных игр о выпечке, процессе её приготовления, кухонной утвари «С пылу, с жару из печи!»
Результаты исследования:
• Коллекция разных видов выпечки : фотографии, картинки, бутафорские выпечные изделия.
• Выставка детских работ (аппликация) на тему: «Пирожки на тарелочках».
• Групповой альбом «Культурные традиции русского и карельского народов», оформление своей странички, составленной детьми с помощью родителей (рецепт выпечки, историческая справка, рисунок и художественное слово).
• Сборник загадок, стихов и пословиц, народных игр о выпечке, процессе её приготовления, кухонной утвари «С пылу, с жару из печи!» (с рисунками, иллюстрациями, фотографиями).
• Выставка русской и карельской выпечки, приготовленной родителями совместно с детьми дома, с последующей презентацией, дегустацией и чаепитием.
• Настольно – печатная игра «Поварёнок».