Татьяна Бондаренко
Проект «Рука об руку»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Рука об руку»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Снежинка» с. Выдрино
Логопедический проект
«Рука об руку»
2019-2020г
Учитель-логопед
Бондаренко Т. Г.,
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.
Анализ ситуации
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
В ходе логопедической работы необходимо:
• помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
• разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
• подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта : учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Цель проекта : повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
• выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
• заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
• выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
3. Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов
Для детей Для родителей Для педагогов Для ДОУ
положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку. положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время. положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ
Возможные риски:
• трудности взаимодействия с родителями.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта : стратегия и механизм достижения поставленной цели
Тип проекта : творческий, среднесрочный, рассчитан на 1 год.
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
• Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
• Создание рабочих групп по интересам.
• Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
• Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
• Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
• разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта :
• проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
• проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
• создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
• Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
• подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т. п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
• Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
• Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района.
Перспективный план реализации проекта
N
п/п Срок Формы и
методы работы Содержание работы Результат Ответственный
1. Подготови
тельный этап
2 этап
3. Заключительный этап до 25
сентября
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Ежемесячно
Май
Май
Май
1. Анкетирова
ние родителей
2. Консульта
ция
Комплекс общей артикуляционной гимнастики
Мастер-класс
«Пальчиками играем речь развиваем»
Консульта
ция
«Речевое дыхание основа правильной речи»
«День открытых дверей»
Мастер-класс
«Научитесь слышать звуки»
«Домашняя игротека»
Индивидуальные консультации
Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда»
Мониторинг
(анкетирова
ние)
работы логопеда с родителями
Мониторинг детей
ООС «С золушкой на бал»
Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики
Тематическая консультация с практической частью.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.
Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей
Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.
Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам
Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей
Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей
Выявление уровня речевого развития детей
Демонстрация речевых умений и навыков, приобретен
ных на занятиях Анкета для родителей
отзывы родителей.
отзывы родителей
отзывы родителей
отзывы родителей
отзывы родителей.
Картотека игр и упражнений
Журнал регистрации консультаций для родителей
Анкета для родителей
Логопедическая диагностика
отзывы родителей
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед, воспитатели
Учитель логопед
Учитель
Логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Муз. рук-ль
Список литературы:
• Зырянова Л. Н. Лужбина Т. В. «Занятия по развитию речи в ДОУ», 2012.
• Курмаева Э. Ф. «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7лет». Издательство «Учитель»2012.
• Чиркина Г. В., Филичева Т. Б. Программа «коррекция нарушений речи».М, Просвещение 2010.
• Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
• Филичева Т. Б. «Основы логопедии» М. Просвещение 1989.