Татьяна Шитова
Проект «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям».
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Роль народных праздников
в приобщении дошкольников
к русским народным традициям».
Выполнила воспитатель
подготовительной группы
МДОУ д/с №45
Шитова Татьяна Николаевна
Копейск 2017
Познавательный проект «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к родным традициям».
Публикация «Проект „Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям“,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Разработка проекта
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Первые представления о родной стране, которые ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, культуре, быта людей.
Введение национальной культуры в обиход дошкольников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность. (Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Интерес к народному творчеству является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения к народной мудрости, которая передаётся из поколения в поколение).
Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Существенные особенности проектной деятельности с дошкольниками заключаются в том, что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей.
Проект – это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и педагогов. С помощью проекта достигается основная цель – формирование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе приобщения их к русской культуре. Дети знакомятся и изучают русские народные игры, пословицы, поют русские народные песни, водят хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение.
Тип проекта :
Познавательно - развлекательный;
Долгосрочный;
Групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта : В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период шести- семи лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Научная разработка проблемы приобщения дошкольников к традициям
средствами народной культуры требует глубокого рассмотрения понятия
«традиционная народная культура». Однако, изучив и проанализировав научные источники, рассматривающие культурные традиции различных народов, мной не было найдено ни одного определения, которое давало бы толкование понятию «традиционная народная культура». Исходя из этого, считаю, целесообразным рассмотреть определения, которые смогли бы раскрыть значение понятия и сущность традиционной народной культуры. В качестве таковых ключевых терминов рассмотрим понятия культура, народная художественная культура, традиция.
Оснащение развивающей среды:
Для приобщения старших дошкольников к традиционной народной культуре
посредствам праздников в группе созданы определенные условия:
•Многофункциональные уголки в группе «Уголок ряженья», «Уголок
уединения».
•Центр «Театр», где размещены различные виды театров.
•Видеотека с записями русских народных сказок.
• Организация экскурсий, посещение музея, СЮТ.
•Организация и проведение народных праздников.
•Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы
народного быта.
•Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жан-
рами, художественной литературы разных народов мира.
•Картотека народных игр.
•Реализуемые краткосрочные проекты «Моя семья».
•Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов,
родителей).
•Организация выставок, ярмарки, дегустации овощных блюд, «День кондитера» (выпечка печенья ко Дню 8 Марта).
Цель:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
• Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
• Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность интонации и фонематического слуха.
• Развивать эстетический и художественный вкус, через знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
• Развивать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
• Знакомить с разными видами устного фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
• Воспитывать любовь и уважение к Родине.
Приобщение детей к традициям :
• Изучение устного народного фольклора
• НОД, игры, беседы
• консультации для родителей
• праздники, досуги и развлечения
• выставки творческих работ
• создание мини-копилки.
Планируемый результат:
1. Использование детьми в активной речи считалок, загадок, потешек и скороговорок.
2. Знание сказок и сказочных персонажей.
3. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках.
4. Знание истории русского народного костюма, кукол, игрушек и жизни людей в былые времена.
5. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Непосредственная образовательная деятельность в детском саду
Основной формой образовательной деятельностью являются игры, экскурсии, беседы, рассматривание картин и практическая деятельность.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
• Рассказ (педагога, детей)
Беседа
• Чтение художественных произведений
• Пояснение, объяснение
Изложение материала сопровождается взаимным обращением детьми и игровым заданиями для успешно усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой форме повторяется материал, изложенный на прошлом занятии.
Дидактический материал:
• Аудиозаписи с русскими народными сказками, песнями и пр.
• Иллюстрированные книги с русскими народными сказками.
• Наглядно – дидактический материал: картинки, иллюстрации росписи, схемы и модели последовательности изображения элементов росписей, птиц, животных, человека, пейзажей.
• Образцы поделок и рисунков.
НОД с детьми проводится как в группе, так и в городском краеведческом музее «Быт русской избы». Музей оснащен пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Экскурсия в музей используется как плановое занятие, дети посещают его с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта.
При этом, организуя занятия, экскурсовод старается создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя,
задавать вопросы.
Реализация проекта
1. Мини-проект «Моя семья».
2. Дары осени: осенние угощения.
3. Мой город-Копейск.
4. Рождество.
5. В гости Коляда пришла.
6. Проводы русской зимы.
7. Пасха.
Анализ знаний детей до проекта
• Дети не владели знаниями о народных традициях, не могли соотнести особенности быта с культурными традициями. Не имели представления о ценности каждого народного праздника.
• Знания детей были поверхностны, отрывочны. Многие не проявляли
эмоциональной отзывчивости при рассматривании фотографий, не имеющих для них личной значимости.
• Дети не были глубоко знакомы с культурными традициями своего народа.
• У большинства детей был отмечен активный интерес к культуре и традициям своего народа.
Этапы проекта :
1. Конспект занятия на тему:
«Семья. Моя родословная».
Цель: 1. Формировать элементарные представление о том, что такое род, родословная, родители, семья.
2. Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.
3. Воспитывать любовь к своей семьи, чувство долга и внимания к ближним.
Материал: схема генеалогического древа, фланелеграф, семейные фотографии, пирамидка.
Предварительная работа:
• Чтение стихов и художественной литературы: Л. Успенский «Ты и твоя семья»; П. Мулин «У нас рабочая семья»; А. Саконская «Разговор о маме»; М. Гамзатов «Мой дедушка», разучивание пословиц, загадок и песен.
• Беседы: «Как вы переезжали на новую квартиру»; «Мой домашний адрес»; «Мои домашние животные», «»Самое доброе слово – мама».
• Рассматривание фотографий: «Я и мама», «Моя семья», «Самый счастливый день в моей жизни»; набор «Эмоциональное состояние».
• Дидактические игры: «Кто где стоит», «Моя семья», «Посчитай», «Кому какие дают имена», «Измени имя», «Составь портрет».
• Речевые игры: «Планировка квартиры», «Кто старше», «Скажи по-другому».
• Рисование на тему: «Портрет», «Мои родные», «Моя семья», рассматривание семейных фотографий.
• Конструирование из конструктора лего «Моя комната».
• Лепка: из теста «Печенье для мамы», «Угощение для сотрудников д. с.» (ко «Дню 8 Марта»)
• Работа с родителями: изготовление поделок «Праздничные сердечки» (из разного материала) ко «дню Матери».
Методы и приемы: художественное слово, вопросы, рассматривание фотографий, объяснение, обращение к опыту ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с правом детей на воспитание в семье. Приготовьте семейные фотографии, которые вы принесли из дома. Скажите, кого называют родственниками?
Дети: Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, маму, папу, сестер, братьев.
Воспитатель: Правильно! Родственниками называют близких по родству людей.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает слово "род"?
Дети: Род - это одна большая семья.
Воспитатель:
Кто считается старшим по возрасту членом семьи - бабушка, дедушка или прабабушка и прадедушка?
Дети: Старшими по возрасту членами семьи считаются прадедушка и прабабушка.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.
Воспитатель: Расскажите о своей семье. Из кого она состоит? Кто о вас заботиться в семье. Какие чувства вы испытываете к своим родным? (ответы 2-3 детей)
Выставляю стержень от пирамидки, кольца лежат рядом на столе.
Воспитатель: Попробуем представить род человеческий в виде этих колец. Настя, надень, пожалуйста, на стержень пирамидки самое большое кольцо - это твои прабабушка и прадедушка. Как мы назовем следующее по размеру кольцо?
Дети: Бабушка и дедушка.
Воспитатель: Какое кольцо следующее, и как мы назовем (мама и папа). Осталось - самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Конечно, Настю. Что у нас получилось?
Дети: У нас получилась пирамидка.
Воспитатель: На чем держится стержень
Дети: На самом большом кольце - прабабушке и прадедушке.
Воспитатель: Давайте вспомним стихи о бабушке.
Ребенок:
С. Капутикян " Моя бабушка ".
Стала бабушка
Старой, хворою,
От ходьбы она
Устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее в самолет.
Не тряхну ее,
Не качну ее.
Отдохнет она
Наконец.
Скажет бабушка:
«Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой,
Молодец!»
Воспитатель: У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое называется "генеалогическое дерево".
Прикрепляю к фланелеграфу схему генеалогического древа.
Воспитатель: У вас на столе лежат такие же схемы и фотографии, которые вы принесли из дома. Давайте составим генеалогическое древо своего рода. Я буду работать со своими фотографиями на фланелеграфе, а вы - за столом. Самые старые и пожелтевшие от времени фотографии- прадедушек и прабабушек расположу там, где на схеме обозначены корни дерева.
Физкультминутка:
Воспитатель: Отдохнули, размялись, можно продолжить занятие. Кто хочет рассказать о своем роде (несколько ответов)
Итог занятия: Молодцы! Вы рассказали много интересного о своих родных. Возьмите схему дерева и фотографии домой. Покажите папе и маме, дедушке и бабушке, что мы делали на занятии и попросите рассказать об интересных событиях из истории вашего рода.
Попросите родителей помочь оформить древо своей семьи для оформления группового альбома.
2. Конспект занятия на тему:
«Осенины»
Цель:
1. Дать детям элементарные представления о том, что такое «осенины».
2. Учить видеть и наблюдать изменение в природе.
3. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.
4. Воспитывать любовь к родному краю, к традициям и обычаям русского народа.
Материал:
Корзина с овощами, веточки калины с гроздями, загадки об осени и овощах, обруч, гуашь, кисточки в подставках, непроливайки с водой (рисование с натуры).
Предварительная работа:
Рассматривание: осенние цветы (космея, бархатцы, астры); овощи и фрукты; альбом «Грибы», «Ягоды»; иллюстрации Дождь идёт», «Дерево под ветром и дождём» «Осенний пейзаж»; колоски ржи и пшеницы, хлебобулочные изделия из ржи и пшеницы; иллюстрации «Сельскохозяйственая техника», «Транспорт», картина Левитана «Золотая осень»; семена деревьев, осенние листья, изделия из льна, предметы русской избы (прялка, веретено, гребень чесалка, мялка); «Осенняя одежда», «Осенняя обувь», «Схемы изображения деревьев в разных условиях».
• Чтение Т. Д. Нуждина «Дождь», А. Твардовского. «Лес осенью», К. Паустовского «Прощанье с летом, А. Майков «Осень», русской народной сказки «Семь Симеонов – семь работников в обработке Карнауховой; «Кот петух и дрозд»; разучивание стих. В Викторова «Картофель», Г. Осинина «Клён», Е. Трутневой «Осень», загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, стихов и песен про осень.
• Беседы: «Какие деревья одеваются первыми, а раздеваются последними?», Как овощи и фрукты попадают на прилавок магазинов?», Витамины и здоровье»,»Какие разные кусты», «Золотая осень в гости к нам пришла», «Труд взрослых в городе и селе», «Как выращивают хлеб», «Откуда хлеб пришёл?», «Осенняя одежда», Как одеваются люди осенью?»,
• Экскурсии: «Осенний парк», городской краеведческий музей «Как рубашка в поле выросла»; СЮТ «Откуда хлеб пришёл?», Белка в лесу», «Сказка о дереве», «Фрукты и овощи», сказка «Птичий мир», «Грибы», «Звери наших лесов», Кто главный на лугу», «Через добрые дела можно стать экологом», «Знакомство со степной черепахой».
• Дидактические игры: «Какой? Какая? Какое?», Найди по описанию», Кто запомнит все предметы?», Чьи детки с ветки?», «Угадай на вкус», «Назови одним словом», «Урожай», «Овощи», «Скажи наоборот», Что из чего сделано?», «Кто, где работает?»,
• Речевые игры: «Что лишнее», «Смешной Телефон», «Хозяйка», «Рассортируй семена», «Кузовок».
• Просмотр мультфильма «Крот и штанишки»; мультимедио «Как рубашка в поле выросла».
• Рисование: «Космея», «Вкусные дары щедрой осени», «Лес в осеннем убранстве»
• Лепка: «Корзинка для грибов», «Хлебобулочные изделия», пластинография «Колосок», «Декоративная тарелка».
• Аппликация: «Гриб-боровик», «Осень» из природного материала,» Из осенних листьев и семян», силуэтная «Транспорт»
• Коллективный труд: «Как сделать участок чистым», «Уборка групповой комнаты», «Осенние угощения» (салаты из овощей).
• Работа с родителями: Совместно с детьми изготовить альбом загадок про осень; папка-передвижка «Здравствуй, осень», «Осень в произведениях искусства»; консультация «Гуляй, да присматривайся», «Признаки осени в городе»; советы родителям «Осенние занятия», «Безопасность и здоровье осенью»; участие в акции «Осенняя ярмарка», «Дегустатор овощных блюд»; в подготовке к празднику «Осенины» (изготовление костюма «Солнце» и атрибутов к танцам).
Ход занятия:
Воспитатель. Загадка об осени:
Пришла без красок и без кистей
И перекрасила все листья;
Дни стали короче, длиннее стали ночи.
Кто знает, кто знает, когда это бывает? (Осенью).
- По каким приметам вы узнали осень? Сейчас какое время года? Какой месяц осени? (Ответы детей, разговор о приметах осени).
Недаром говорится: «Осень – перемен восемь». Как и у каждого времени года, у осени три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. И каждый месяц не похож на другие, да и сам по себе каждый месяц вначале один, а к концу – другой. Самый красивый месяц – сентябрь. В первые дни в зеленом кокошнике и в таком же платьице, а к концу в ярком пышном золотом уборе, в пурпурных и багряных одеждах.
Воспитатель. Милые дети, сегодня мы будем праздновать «Осенины» – осени именины! Осень – пора щедрая, богатая, хлебосольная! На огородах созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – грибы да ягоды. Издавна русский народ праздновал «осенины» как особый радостный праздник – праздник благодарности природе за щедрый урожай.
Чтение стихотворения Т. Шорыгиной.
Гроздья алые калина
Наклонила над водой
Нынче праздник – «Осенины»,
День прозрачный, золотой.
Нашей матушке – землице
Низкий отдадим поклон,
И речной воде – быстрице
Мы поклонимся потом.
Солнце, что вставало рано;
Хвалим мы за урожай,
Из муки печем овсяной
Сдобный, пышный каравай.
Угостим мы караваем
И коровок, и коней,
Ведь они нам помогали
И трудились много дней.
Все лето крестьяне работали от зари до зари в поле, на огородах.
Воспитатель. - Подскажите мне, ребята, что же они выращивали на полях, на огородах.
От того, что все дни они были заняты, людям не хватало времени заниматься домашними делами! И вот, наконец, вся работа закончена: собран урожай, посеяны озимые. Настало время и для домашних дел. Надо засолить огурцы, помидоры, заготовить картофель, лук.
- Какие вы еще знаете овощи? (Ответы детей – капусту, свеклу, редьку).
Женщины вычищали избы, мыли окна, готовили зимнюю одежду, штопали ее, чинили.
- А как вы думаете, кто был главным помощником у мам? (Дети).
- На кого возлагалась основная работа по дому? (На женщину).
Воспитатель. Поэтому на Руси эту пору называли «бабьим летом», оно продолжалось одну неделю, до 21 сентября. Устав от работы, девки (девушки, бабы (женщины, молодцы (парни, вся деревня выходили на улицу. Пели, плясали, водили хороводы, играли на гармонях, на балалайках, на ложках, играли в разные игры – веселились от души.
Есть такие народные приметы :
Много паутинок, летающих по ветру – к ясной осени и холодной зиме.
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
- Ребята, вспомните летние вечера – рано ли смеркалось?
Когда наступал вечер, включали ли вы свет дома? (Нет) А почему? (Потому, что на улице было светло).
Летом дни длиннее, а сейчас, осенью, они становятся короче, к вечеру уже темнеет.
Воспитатель. Ребята, а какие русские народные пословицы и поговорки про осень вы знаете?
Осень – припасиха, зима – подбериха.
Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд.
Холоден октябрь – батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
Ноябрьские ночи до снега темны.
Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.
В ноябре снегу надует – хлеба прибудет.
Молодцы, ребята. Я вижу, что вы очень много знаете про осень, а сейчас давайте поиграем.
Появляется хозяин с корзиной овощей.
Урожай-то мой неплох –
И капуста, и горох.
Что поспело, угадайте?
На вопросы отвечайте.
У меня на грядке
Выросли загадки,
Сочные да круглые.
Вот такие круглые
Летом зеленеют,
Осенью краснеют: (Помидоры)
Без окон, без дверей
Полна горница людей? (Огурец)
Сто одежек
И все без застежек (Капуста)
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает (Лук)
Хлебу присошка, сытая … (Картошка)
Круглая, да не деньги, красна, да не девка, с хвостом,
да не мышь, в земле сидит крепко, что это? (Репка)
(Объяснение слов, например: присошка –
значит где хлеб, там и картошка;
красна – красивая, привлекательная).
На полу изображается круг (можно использовать обруч).
Дети отгадывают загадки, а хозяин складывает в круг муляжи овощей.
Игроки стоят за кругом. А в круге водящий – хозяин.
Хозяин поет и выполняет движения по смыслу:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой сторожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый.
Дети стараются забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин запятнает, выбывает из игры. Побеждает тот, кто унесет больше всех овощей.
Воспитатель. - Наш хозяин очень устал сторожить свой урожай, да и много овощей у него утащили. Мы его попросим присесть отдохнуть. А я приглашаю вас присесть за столы и нарисовать овощи и фрукты для хозяина.
Урожай мы весь собрали,
А теперь пора прощаться, надо зиму в гости ждать.
Осенины, Осенины будем долго вспоминать.
Заключительная часть
На начало проектной деятельности дети имели небольшое представление о быте, традициях русского народа, то к его окончанию, получив возможность ближе соприкоснуться с историческим прошлым, они глубже познакомились с поэтическим, музыкальным и игровым фольклором, прониклись уважением к родной культуре.
У детей не только расширился запас знаний о предметах быта, повысился интерес к познанию жизни своих предков, обогатился словарный запас. У многих воспитанников стала проявляться индивидуальность в общих плясках, играх, благодаря импровизационному характеру народных праздников и обрядов. Дети стали более свободными в общении.
Следует помнить, что, не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем. И именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности. Поэтому так важно обращение к российской старине, ведь «всё начинается с детства»!
Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов
- В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;
- Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;
- У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;
- Сформировался необходимый минимум исторических знаний;
- Познакомили детей с народными играми, народным календарём, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа :
- Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;
- Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;
- Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;
- Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;
- Быт давних лет становится ближе и понятнее детям.
№ Ф. И. ребенка Узнавать и называть народные праздники, традиции
Знать народные игры
Называть и различать виды народно-прикладного искусства
Знать считалки, пословицы, поговорки, скороговорки
Узнавать сказку по прочитанному отрывку
Уровень развития
1. Илья -- + -- + -- + -- + -- -- Н С
2. Юля -- + + + - - -- + -- + Н С
3. Аня -- + + + + + + + -- + С В