Жабина Татьяна Федоровна
Проект «Родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
1.1Направленность программы.
Определение содержания части программы, формируемой участниками образовательного процесса «Родной край», обусловлено необходимостью решения проблемы гражданско-патриотического воспитания дошкольников.
Отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Таким образом, данный нормативный документ активизирует переосмысление культурного содержания в региональном дошкольном образовании, учитывая при этом, что специфика регионального содержания строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной культуры – с другой стороны.
Публикация «Проект „Родной край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
1.2 Обоснование необходимости разработки и внедрения Программы
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, географических и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Национально-региональное содержание образовательного процесса помогает детям ощутить и сознать принадлежность к малой родине, к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-этическом планах.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив актуальность проблемы формирования у подрастающего поколения качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края.
Таким образом определена необходимость учета в программе национально-культурных условий и специфики географического расположения Оренбургской области.
1. 3 Цель программы: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей средствами регионального содержания.
Задачи программы:
Развивать:
- познавательный интерес; познавательно-исследовательскую деятельность;
- понимание красоты как ценности;
- коммуникативные качества ребенка, активность, любознательность и наблюдательность.
2. Воспитывать:
- созидательное отношение к наследию нашего края, природного богатства;
- чувство глубокой привязанности и любви к своему родному краю;
- интерес и гуманному отношению к природе; эстетическому отношению к миру, чувство любви к природе родного края; пониманию взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- художественный вкус и эстетическую культуру.
3. Обучающие:
- познакомить с творчеством поэтов и писателей, художников Оренбуржья;
- помочь получить новые знания, обогатить внутренний мир ребенка, его речь и словарный запас;
- обучить экологической терминологии; умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны.
1.4 Новизна и отличительные особенности
Целенаправленное ознакомление ребенка с природой родного края – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины ребенка связывается с местом, где он родился и живет. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае через уникальную природу Оренбургского края.
Любовь к родной природе, умение чувствовать её красоту – это начало патриотизма, любви к земле, на которой живёшь. Природа Оренбуржья, его степные просторы открывают большие возможности для воспитания у детей этого чувства
1.5 Возраст детей, на который направлена реализация программы Программа «Родной край» расчитана на детей старшей группы (5-6 лет)
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет у ребенка формируется система первичной гендерной идентичности. Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативными. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным… Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Круг чтения ребенка этого возраста пополняется произведениями разнообразной тематики. Дети способны удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно «чтение с продолжением».
Задачи воспитания и развития детей шестого года жизни.
1. Укреплять здоровье, продолжать развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
2. Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
3. Развивать эстетические чувства детей, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать детей к художественной культуре.
4. Развивать познавательную активность, кругозор, познавательную мотивацию, интеллектуальную способность детей.
5. Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.
6. Воспитывать у каждого ребенка любовь к семье, чувство собственного достоинства, самоуважение, стремление к активной деятельности и творчеству.
7. Развивать интерес к жизни своей страны, города, деятельности и отношениям людей в обществе; обогащать социальные и тендерные представления, социально-ценностные ориентации, гуманные и патриотические чувства детей.
1.6 Сроки реализации
Программа «Родной край» реализуется в течении одного года.
1. 7 Формы образовательной деятельности детей: - индивидуальные, групповые, коллективные.
Образовательная область: познавательное развитие с акцентом на экологическое воспитание детей.
Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Познание».
Представление о малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности.
1.8 Ожидаемые результаты
Интегративные качества
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Активен в организации собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, народных подвижных играх; интересуется данными видами игр, самостоятельно обращается к ним в повседневной жизнедеятельности.
1. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным об Оренбургском крае. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает участие в образовательном процессе.
2. Эмоционально отзывчивый. Проявляет интерес к произведениям писателей и поэтов Оренбургского края. Эмоционально откликается на художественные произведения. Проявляет творческие способности при реализации проектной деятельности.
3. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Активно участвует в беседах о природе, высказывая собственные суждения, мнения, предположения.
4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные нормы и правила поведения. Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдать правила поведения в общественных местах (выставках, музее и др., в природе.
5. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Проявляет интерес к изучению истории родного края. Проявляет интерес к произведениям Оренбургских писателей, поэтов, художников.
6. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе. Ребенок имеет представление: о себе, о составе семьи, об обществе (ближайшем социуме); о государстве (в том числе его символах «малой» Родине – Оренбурге, ее природе и принадлежности к нему; о многообразии природы Оренбургского края.
7. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
8. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
1.9 Условия, в которых реализуется программа
Программа будет успешно реализована, если:
• будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
• будут учитываться возрастные и личностные особенности детей;
• будет использоваться разнообразный дидактический материал.
Программа «Родной край» осуществляется в
- НОД, (в соответствии с вариативной частью учебного плана);
- в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- совместной деятельности с семьей.
Общая недельная нагрузка программы «Родной край» равна 100 минут, что составляет 20% от общего объема основной общеобразовательной программы.
занятие проводится 1 раз в неделю во второй половине дня через совместную деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов.
2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
2.1 Образовательная деятельность детей.
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно – исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, трудовой, чтение художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы
2.2 Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов
Решение программных образовательных задач ведется, как в совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов – 100 минут в неделю.
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы
В образовательном процессе старшей группы сочетаются формы организованного обучения (занятия, совместной деятельности и общения воспитателя с детьми вне занятий и свободная, самостоятельная деятельность детей по интересам.
Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций в соответствии с образовательными областями. Разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей обеспечивается по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Образовательные ситуации носят преимущественно интегративный, проблемно-поисковый характер, предполагают познавательное общение, совместную деятельность с воспитателем и активную самостоятельность детей в решении задач (социальных, коммуникативных, познавательных, художественных, двигательных, экологических, творческих и пр., личностно-ориентированный подход педагога.
4. Планируемые результаты освоения детьми программы (промежуточные и итоговые результаты)
4. 1Панируемые промежуточные результаты освоения детьми программы: результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, дискуссиях, играх других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Дети имеют представления о целостности картины мира в частности о Оренбургском крае, как части нашей страны.
Освоение доступных знаний о степных просторах Оренбуржья, заповедных местах.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми и сверстниками.
4.2 Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к краю.
- имеет представление о значимости труда взрослых; испытывает гордость и уважение к труду взрослых; имеет посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несет ответственность за их выполнение;
- знает свое место проживания: город, область, также умеет находить их на карте;
- ребенок проявляет интерес к природе родных мест, к флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней, знает климатические условия,
- ребенок знаком с основными видами растений и животных степей Оренбуржья, умеет оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
- с удовольствием включается в проектную деятельность, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины.
- ребенок проявляет интерес к особо охраняемым территориям и памятникам природы и природоохраняемым мероприятиям.
- ребенок умеет доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения.
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.
- дошкольник умеет различать охраняемые растения и животные Оренбургской области занесенные в «Красную книгу»;
- у ребенка развит интерес к познавательной, энциклопедической литературой;
- ребенок проявляет любознательность в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания