Дусмухамбетова Алтыншаш Габдрахимовна
Проект «Речевой ручеёк» для совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект : «Речевой ручеёк».
Проект предназначен для совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет) с их родителями и педагогами.
Цели:
-формирование грамматического строя речи;
Публикация «Проект „Речевой ручеёк“ для совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- развитие умения анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения;
- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства;
- развитие творческого мышления, детской фантазии, желания и умения сочинять сказки.
Задачи :
Способствовать развитию выразительности речи.
Формирование потребность в использовании лексических возможностей языка,
Создавать условия для развития устной речи воспитанников.
Актуальность:
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:
1. владение речью как средством общения и культуры;
2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
3. развитие речевого творчества;
4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
• активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
• может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
• проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
1. Подготовительный этап
- изготовление картотеки дидактических игр по развитию речи
- изготовление буклета для работы с родителями
-изготовление лэпбука.
2. Основной этап.
Дата: среднесрочный.
Вид деятельности : комплексный.
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие.
Цели: Учить детей самостоятельно находить информацию по изучаемой теме, закреплять и систематизировать пройденный материал.
Игры с лэпбуком. Речевое развитие, познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие.
Игровое упражнение «Рифмы». Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие сформировать представление о рифме.
Песочная игротерапия «Песочный дворик». Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие оказание помощи детям из семей группы «риска» в снятии эмоциональных и телесных зажимов; повышение эмоционального фона и двигательной активности.
Инсценировка сказки «Золотая рыбка». Речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие развивать творческие способности детей через участие в театрализованной деятельности.
Дидактическая игра «Кто, что ест?» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;
Домино «Подбери по первому звуку» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие учить детей выделять первый гласный звук в слове; расширять и активизировать словарь.
Упражнения на интонацию: сомневаемся, восхищаемся, удивляемся. социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие Создание условий для речевого развития дошкольников.
Дидактическая игра «Определение звука» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие, развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.
Речевая игра «Какой сок?» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие, учить детей образовывать слова от существительных прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными.
Фольклорные разминки «Угадай настроение», «Воспроизведение», «Наоборот» социально - коммуникативное развитие, Речевое развитие, Развивать слуховое восприятие.
Беседа «Слова паразиты» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие, Профилактика в речи проблемы слов-паразитов
Домино «Звуковое домино» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие, развитие слухового восприятия, речевого слуха;
- развитие и совершенствование дошкольниками фонетических знаний и умений;
«По речевой дорожке» социально - коммуникативное развитие, Речевое развитие, развитие речи детей средствами мнемотехник;
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие. Учить детей составлять предложения или маленький рассказ по картинкам. Упражнять в правильном подборе слов.
Изготовление масок для драматизации социально - коммуникативное развитие, Речевое развитие, художественно - эстетическое развитие Способствовать сплочению родителей и педагогов.
физкультурное развлечение «Живые загадки» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие, физическое развитие закрепление у детей основных видов движений и развитие творческих способностей, через использование подвижных игр.
«Сундучок загадок» социально - коммуникативное развитие, Речевое развитие, сочинение загадок, используя мнемотехнику
Дыхательная игра «Медуза» социально - коммуникативное развитие, Речевое развитие, Развитие речевого аппарата.
«Дождинка» : загадки, заклички дождю социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие, Повышать познавательный интерес детей к образовательному процессу.
Оформление альбома «Эмоции» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие Развивать детский творческий потенциал.
Использование приема изменения сюжета сказки: «Что будет если…» социально- коммуникативное развитие, Речевое развитие, Стимулировать познавательную активность детей, их инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности.
Акция «Подари книжку малышам» социально - коммуникативное развитие, Речевое развитие, Формировать дружеские взаимоотношения детей.
3. Заключительный этап
- презентация проекта
- изготовление папки- передвижки
- Выставка работ.