Екатерина Гордеева
Проект «Развитие творческих способностей младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Развитие творческих способностей младших школьников»
В современном обществе возросла потребность в специалистах, способных к творческой деятельности, имеющих развитое воображение, ассоциативное и критическое мышление, поэтому задачи воспитания творческой личности следует начинать с детских лет. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармонического сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Процесс развития творческого мышления детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Процесс обучению творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Темочки:
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. изучить и проанализировать научно – методическую литературу по данной теме.
2. Провести психодиагностику творческих способностей учеников младшего школьного возраста;
3. Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников;
4. Провести различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
Предмет: процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Продолжительность проекта: долгосрочный, рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы).
Методы контроля и оценки результатов:
- психодиагностика творческого мышления Туник Е. Е. ;
- психодиагностика творческих способностей – тест П. Торренса;
- опрос родителей учеников.
Методическое обеспечение:
В процессе проведения занятий широко используются психологические игры и упражнения, творческие задания, обсуждение, дискуссии. Цель игр заключается в том, чтобы создать условия для развития творческого мышления участников. Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, развивая свои творческие способности. Каждое занятие начинается с игры или упражнения на развитие доверительной атмосферы в группе, чувства сплоченности коллектива, что позволяет снять излишнее волнение и напряжение перед работой, помогает участнику раскрыться и почувствовать свою значимость в коллективе. В конце обязательно предполагается получение обратной связи тренером, обсуждение заданий, упражнения на рефлексию. Все упражнения занятия нарастают по сложности выполнения и эмоциональной насыщенности, они требуют все большего самопознания и самораскрытия. Для реализации данной программы необходимо просторное помещение, в котором будет достаточно места для подвижных игр. Для наглядности теоретический материал подкрепляется таблицами, игры сопровождаются музыкой, поэтому необходимо иметь возможность использования на занятиях компьютера, магнитофона с аудиокассетами и проектора. Учащиеся должны иметь широкий выбор изобразительных средств (листы разных форматов, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, и проч., так как многие задания предусматривают рисование.
Тематика занятий 1-2 классов в основном направлена на развитие психических механизмов (внимания, памяти, воображения, наблюдательности) и логического мышления.
Содержание занятий 3-го класса направленно на продолжение развития логического мышления и на его основе причинного мышления.
Тематика занятий 4-го класса ставит своей задачей обучение детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения.
Занятия проводятся один раз в неделю. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, необходимо систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства.
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
- реализация индивидуально – групповых занятий по специально разработанной программе;
- дидактические и сюжетно – ролевые игры на занятия;
- экскурсии, наблюдения;
- творческие мастерские.
Список литературы
1. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.
2. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
3. Гин С. И. Мир фантазии. – М: Вита – Пресс, 2001.
4. Гин С. И. Мир логики. – М: Вита – Пресс, 2001.
5. Кисилева М. В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб: Речь, 2006. – 160 с.
6. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 128 с.
7. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб. : СПбУПМ, 1997.
8. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, Академия развития, 2001.
9. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.