Екатерина Гордеева
Проект «Развитие творческих способностей младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Развитие творческих способностей младших школьников»
В современном обществе возросла потребность в специалистах, способных к творческой деятельности, имеющих развитое воображение, ассоциативное и критическое мышление, поэтому задачи воспитания творческой личности следует начинать с детских лет. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармонического сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Процесс развития творческого мышления детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Процесс обучению творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. изучить и проанализировать научно – методическую литературу по данной теме.
2. Провести психодиагностику творческих способностей учеников младшего школьного возраста;
3. Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников;
4. Провести различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
Предмет: процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Продолжительность проекта: долгосрочный, рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы).
Методы контроля и оценки результатов:
- психодиагностика творческого мышления Туник Е. Е. ;
- психодиагностика творческих способностей – тест П. Торренса;
- опрос родителей учеников.
Методическое обеспечение:
В процессе проведения занятий широко используются психологические игры и упражнения, творческие задания, обсуждение, дискуссии. Цель игр заключается в том, чтобы создать условия для развития творческого мышления участников. Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, развивая свои творческие способности. Каждое занятие начинается с игры или упражнения на развитие доверительной атмосферы в группе, чувства сплоченности коллектива, что позволяет снять излишнее волнение и напряжение перед работой, помогает участнику раскрыться и почувствовать свою значимость в коллективе. В конце обязательно предполагается получение обратной связи тренером, обсуждение заданий, упражнения на рефлексию. Все упражнения занятия нарастают по сложности выполнения и эмоциональной насыщенности, они требуют все большего самопознания и самораскрытия. Для реализации данной программы необходимо просторное помещение, в котором будет достаточно места для подвижных игр. Для наглядности теоретический материал подкрепляется таблицами, игры сопровождаются музыкой, поэтому необходимо иметь возможность использования на занятиях компьютера, магнитофона с аудиокассетами и проектора. Учащиеся должны иметь широкий выбор изобразительных средств (листы разных форматов, фломастеры, цветные карандаши, маркеры, и проч., так как многие задания предусматривают рисование.
Тематика занятий 1-2 классов в основном направлена на развитие психических механизмов (внимания, памяти, воображения, наблюдательности) и логического мышления.
Содержание занятий 3-го класса направленно на продолжение развития логического мышления и на его основе причинного мышления.
Тематика занятий 4-го класса ставит своей задачей обучение детей навыкам творческого мышления и управляемого воображения.
Занятия проводятся один раз в неделю. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, необходимо систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления, учить их рассуждать, мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства.
Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:
- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений;
- реализация индивидуально – групповых занятий по специально разработанной программе;
- дидактические и сюжетно – ролевые игры на занятия;
- экскурсии, наблюдения;
- творческие мастерские.
Список литературы
1. Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара: Самар. Дом печати, 1994.
2. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
3. Гин С. И. Мир фантазии. – М: Вита – Пресс, 2001.
4. Гин С. И. Мир логики. – М: Вита – Пресс, 2001.
5. Кисилева М. В. Арт – терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб: Речь, 2006. – 160 с.
6. Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. – 128 с.
7. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб. : СПбУПМ, 1997.
8. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, Академия развития, 2001.
9. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.