Галина Колыгина
Проект «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Проект „Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины“» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Проблемы
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Цель проекта : составление описательных рассказов с использованием пейзажных картин.
Задачи проекта :
1. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на пейзажную картину, используя свои знания.
2. Воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.
3. Учить подбирать наиболее точные определения при описании пейзажа.
4. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
5. Учить детей составлять рассказ по пейзажной картине, сравнивая объекты, точно обозначая словом характерные черты.
6. Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать картину.
7. Учить детей подбирать к предмету слова – эпитеты, характеризующие предмет и отображающие субъективное отношение ребёнка к нему.
8. Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
Ожидаемый результат: улучшение показателя промежуточной диагностики в развитии связной речи детей на 5 %.
Сведения об участниках:
Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей и педагогов в работе над проектом.
Продолжительность: 1 год
Место реализации: групповая комната, музыкальный зал, зимний сад, семья.
Этапы проведения проекта :
1 – подготовительный: анкетирование родителей, составление, картотек загадок, поговорок; подбор народных пословиц, подборка стихов, рассказов, очерков; подборка пейзажных картин иллюстраций, репродукций.
2- основной
Работа с детьми включает в себя:
• Чтение описательных рассказов о временах года, пейзажах, стихов.
• Рисование пейзажей по замыслу.
• Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин.
• Просмотр слайдов, фотографий.
• Беседы по содержанию, составление описательных рассказов
Основными особенностями развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством пейзажной картины на втором этапе являются методы и приемы, используемые педагогом для обучения детей составлению рассказов по пейзажной картине. Такими приемами являются:
• искусствоведческий рассказ педагога,
• постановка конкретных и подробных вопросов,
• приемы «вхождения» в картину, воссоздания событий, последующих и предшествующих произведению,
• разнообразие эмоциональных форм подведения итогов занятий по ознакомлению с живописью.
• постановка вопросов более обобщенного характера;
• Применение точных установок позволяет научить логично, рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит рациональному восприятию живописи;
• Прием композиционных и колористических вариантов позволяет научить дошкольников понимать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности, использование расчлененных вопросов.
• приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи: сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры.
Работа с родителями включает в себя:
1. Оформление газеты на тему: «Составляем описательные рассказы дома», в которой разместим небольшие рассказы по пейзажной картине, написанные родителями со слов детей.
2. В течение всего учебного года провести ряд консультаций для родителей на темы:
• «Нарушение связной речи у дошкольников и пути их преодоления»;
• «Роль семьи в работе по развитию связной речи у дошкольников»;
• «Читайте детям сказки. Учите пересказу.
В работе с родителями мы используем беседы, в ходе которых отвечаем на возникающие их вопросы, знакомим с художественной литературой и с динамикой развития связной речи детей. Приглашаем родителей на дни открытых дверей и открытые занятия. Развитие как монологической, так и диалогической речи у детей старшей группы происходит непосредственно во время подготовки к праздникам и их проведения (Новый год, 8 марта). Родители вместе с детьми закрепляют текст перекличек, стихотворений, и инсценировок. Предлагаем родителям заочные консультации в виде устных журналов «Речевые игры и упражнения» и «Игра и речь».
В ходе подгрупповых консультаций объясняем родителям значимость дальнейшей работы по развитию связной речи у детей. Родители регулярно получают задания дома, например, составить рассказ о животном, выучить стихотворение о зиме, придумать загадку и т. д.
3 – итоговый: Диагностика