Елена Лапина
Проект «Развитие ручной умелости и подготовки руки к письму»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Развитие ручной умелости и подготовки руки к письму»
Тип проекта : групповой, информационно-практический.
Автор проекта : воспитатель Лапина Е. В.
Реализация проекта : долгосрочный (сентябрь - май)
Участники проекта : воспитатель группы, дети, родители.
Целевая группа: дети подготовительной группы (6 – 7 лет)
Главная задача дошкольного обучения - научить детей
учиться развивать их умственные способности,
не стремясь при этом к обилию знаний.
В. Ф. Одоевский.
Публикация «Проект „Развитие ручной умелости и подготовки руки к письму“» размещена в разделах
Актуальность темы.
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, неуспеваемости, тревожного состояния ребенка в школе. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Проблема.
У детей наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо - зрительно моторных координаций.
Обоснование проблемы.
Дети испытывают большую сложность в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Отмечаются частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Не умение копировать предъявляемый детям образец. Не достаточно ориентируются во времени и пространстве.
Цель проекта. Формирование физиологических предпосылок к овладению письмом, слухо - зрительно моторных координаций.
Задачи:
Образовательные:
Вызвать у ребёнка интерес и позитивное отношение к письму.
Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть).
Формировать умение работать в общем темпе.
Развивающие :
Способствовать развитию психических процессов - внимания, памяти, мышления, воображения.
Развивать слухо – зрительно - моторные функции, ориентировку на микро-плоскости.
Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
Тренировать тонко-координированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Стратегия реализации проекта :
1 этап: подготовительный (сентябрь 2020)
1. Подбор темы проекта.
2. Подбор и изучение методической литературы и работа на интернет сайтах.
3. Разработка проекта, перспективного плана для работы с детьми.
4. Разработка перспективного плана работы с родителями.
5. Подбор картотек пальчиковых игр, физкультминуток; тетрадей на печатной основе с заданиями.
6. Подбор графических упражнений по клеточкам; штриховок; раскрасок, трафаретов.
7. Разработка карточек – таблиц для зрительных (графических) диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов.
8. Провидение мониторинга. (Обследование руки)
2 этап: практический (октябрь 2020 - май 2021)
Работа с детьми:
Работа по перспективному плану работы с детьми.
Работа с родителями:
Работа по перспективному плану.
3 этап: заключительный (май 2021)
- Мониторинг.
- Организация выставки детских работ «Увлекательные клеточки».
Предполагаемый результат:
сформированы следующие умения:
- ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий;
- ориентируется в пространстве и на микроплоскости;
- выполняет задания по словесной и зрительной инструкции;
- сформированы графические навыки;
- могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;
- быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук;
- ребенок умеет сохранять правильную посадку и положение рук при письме. правильно держать ручку, карандаш; ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.
Дальнейшее развитие проекта :
- Рекомендовать педагогам заинтересовавшихся данной темой.
Необходимые условия для реализации проекта :
Организационные:
- большая светлая комната;
- лампы дневного освещения;
- столы и стулья соответствуют росту детей.
Материально – технические:
- тетради в клетку, тетради на печатной основе с заданиями;
- настольные и настольно - печатные игры, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, конструкторы «Лего», «Маленький строитель» и т. д. ;
- «сухие» бассейны с разными наполнителями (гречневая и манная крупы, фасоль, «киндер-сюрприз» и т. д.);
- мелкие предметы для сухого бассейна.
- фигурные и геометрические трафареты;
- материал для рисования, лепки, аппликации, ручного труда (бумага и картон разной фактуры, пластилин, соленое тесто, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, природный материал, ткань, нитки, иголки, проволока и т. д.);
- картотека пальчиковых игр, физкультминуток, графических упражнений по клеточкам, штриховок, раскрасок;
- карточки – таблицы для графических диктантов, схемы для «Оригами», рисунки – тренажеры для выкладывания контура предметов;
- тематические иллюстрации.
Психологические:
позитивный настрой всех участников проекта.
Методические:
1. Антонова А. В. развитие графических навыков у дошкольников.
2. Бардышеа Т. Ю. Разговорчивые пальчики. — М., 2001.
3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
4. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
5. Готовим детей к школе. Н. Ю. Яшина. Н. Новгород, 1996
6. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму : Формирование графических навыков письма. - М., 1959
7. Дошкольное воспитание. 2003, №3-7
8. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
9. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
10. Колесникова Е. В. «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва,2007
11. Комарова Т. С. Формирование графических навыков у дошкольников. -М. ,1970
12. Машин Л., Мадышева Е. Домашняя школа Монтессори. — М., 1998.
13. «Организация работы в группах предшкольной подготовки», О. В. Загороднева, АРКТИ, 2011
14. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников. / / Начальная школа. 1987.№4
15. Подрезова И. П. Школа умелого карандаша. Москва 2007
16. Синицына Е. Умная тетрадь. — М., 1999.
17. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - Москва,1995
18. Филиппова С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. — СПб., 2008.
19. Интернет ресурсы:
-https://studfile.net/preview/3832709/page :11/ (монометрический тест «Вырезание круга»)
-https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/01/20/metodika-graficheskiy-diktant-d-b-elkonina (Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина)