МААМ-картинки

Проект «Развитие музыкально-ритмических навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Надежда Ситникова
Проект «Развитие музыкально-ритмических навыков у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: музыкальный руководитель Ситникова Н. Е. 2021 г.

Введение: Музыка - самое эмоциональное искусство (Д. Б. Кабалевский). Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна… Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича, как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Можно не редко услышать такую фразу: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха». Достаточно распространенная формула, определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги - музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности, т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей. И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Темочки:

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным. Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений. Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки. Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.

Актуальность. В наше непростое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества. Поэтому в новых программах по музыкальному воспитанию большое внимание уделяется музыкально-ритмическому движению, как средству развития положительных качеств ребенка. Дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Приступая к работе по проблеме развития музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исхожу из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Вторым серьезным фактором в постановке проблемы является недостаточно высокое психомоторное развитие детей, слабая концентрация внимания на занятиях у многих детей, которую выявила проведённая диагностика в начале учебного года. Так, две проблемы привели к разработке проекта «Развитие музыкально-ритмических движений детей среднего дошкольного возраста». В данном проекте внесены коррективы в связи с новыми подходами в воспитании ребенка, применяются прогрессивные педагогические технологии, внедряется авторская программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

Цели и задачи проекта : Настоящий проект разработан на основе рабочей программы по художественно-эстетическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №17 «Тополёк», с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Проведенный сравнительный анализ доказал, что разделы программы, связанные с ритмическими движениями на основе интеграции программ, действительно являются взаимодополняемыми структурами и гармонично взаимодействуют. Обе программы имеют общие задачи, а значит могут успешно решить проблемы в трудном и важном разделе «Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста». Основной целью проекта по проблеме «Развитие музыкально-ритмических детей среднего дошкольного возраста» является психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмических движений, развитие коммуникативных качеств ребенка с учетом новейших технологий и исследований в области музыкального воспитания

Задачи проектной деятельности : Образовательные:

• Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.

• Формирование навыков основных танцевальных движений: Воспитательные:

• Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность.

• Формировать общую культуру личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.

• Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве. Развивающие :

Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать детей к творчеству.

• Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.

Проект предполагает проведение одного занятия в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально-ритмической деятельности, индивидуальную работу, а также работу в свободное от занятий время и работу во вторую половину дня. Продолжительность занятия –15-20 минут. 1

Участники проекта : дети, музыкальный руководитель, квалифицированные воспитатели группы, родители.

Сроки и этапы реализации проекта Сентябрь 2020 - май 2021 года.

Этапы проекта

Подготовительный этап (сентябрь-октябрь) : Проведение мероприятий, направленных на организацию и подготовку совместной деятельности по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников в течение учебного года.

• Изучение современных программ, технологий, литературы, опыта работы по данной проблеме.

• работа с сайтами по дошкольному музыкальному воспитанию через Интернет

• Анкетирование родителей, подборка необходимого информационного материала для родителей.

• Работа с педагогами – проведение консультаций для воспитателей группы. • Подготовка дидактических пособий, музыкальных уголков, разработка конспектов занятий, анкет.

• Составление сценариев досугов и развлечений.

• Проведение первичного мониторинга обследования сформированности музыкальных способностей детей.

II этап (ноябрь 2020 – май 2021г.) Основное непосредственное проведение мероприятий.

• Создание развивающей среды (ритмические палочки, ритмические кубики, создание дидактических игр, музыкальных уголков в групповых комнатах)

• консультации воспитателей по индивидуальной подготовке ребенка к выступлению на праздниках и развлечениях; как правильно оформить музыкальный уголок

• привлечение родителей к работе по изготовлению музыкально-дидактических игр для групповых комнат, созданию костюмов для выступлений

• Проведение занятий, развлечений, досугов.

• Участие в танцевальных фестивалях - конкурсах, концертах.

• Ведение интернет -странички на сайте ДОУ по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

III этап (май 2016 г.) – Заключительный. Подведение итогов реализации проекта.

• Подведение итогов мониторинга обследования сформированности музыкальных способностей детей; анкетирование родителей.

• Дальнейшее планирование работы по развитию музыкально-ритмических движений.

IV этап (конец мая 2016 г.)

• Заключительное занятие «Танцуют все!»

Ожидаемые результаты проекта В результате осуществления проекта должен возрасти интерес к музыкально-ритмической деятельности, уровень психомоторного развития и эмоциональной сферы детей, их творческих и коммуникативных проявлений, сформируются навыки музыкально-ритмических движений.

Игровые занятия. Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие. Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная. В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки. Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия. В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие данной теме занятия. Можно использовать следующие темы игровых занятий: «В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В гости к Чебурашке» и др.

Импровизация Импровизация, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально– ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии. Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме. Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей. 3. Методы и приемы: Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях нужно использовать различные методы: наглядный, словесный и практический.

Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий). Музыка на занятиях должна звучать, как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширит кругозор детей, разовьёт художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно, музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения. Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже. Словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.

Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой. Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими. Игровые приемы делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой приём «Зеркало» «Эхо») Приём погружения в музыку воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).

Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы. Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т. д.). Контраст звучания музыки реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми. В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т. п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции. Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности: - метрическую пульсацию; - чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; - смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» – линий и т. д. Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации. Народные танцы можно рассматривать и как своеобразные тренинги упражнения по развитию навыков общения у детей. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное – запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм. Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Музыкальная игра Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.

Разделы ритмики, связанные с музыкально-ритмическими упражнениями и танцами для детей довольно подробно и тщательно проработаны в методической литературе, снабжены в программах ДОУ апробированными методиками и музыкальным репертуаром, соотнесенным с возможностями детей каждого возрастного этапа. В то же время технология организации на занятиях с детьми творческих музыкально-двигательных игр на сегодняшний день находится в стадии становления. Педагоги, работающие с детьми, испытывают потребность в методическом осмыслении, систематизации творческих идей и приемов, «разлитых» в практической педагогической деятельности. Подтверждением тому является всплеск интереса к проблемам творческого музицирования, к игровым технологиям в музыкально-педагогической практике современности. Помимо основных разделов (упражнение, композиция, игра) на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.

Детям предлагается найти характерную пластику персонажа: • беззаботная птичка • кукла ожила • важная утка • радостный или грустный зайчик

• Детям предлагается освоить композиционные перестроения (ориентировка в пространстве) : • движение друг за другом по кругу • движение змейкой • движение в двух колоннах • переход из двух колонн в два круга • движение врассыпную • из общего круга в пары

Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности. Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.

Работа с родителями Одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемого результата. Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале проектной деятельности.

Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка» :

Таблица 4 Вопросы Результаты

1. Какое место в жизни вашего ребёнка занимает музыка?

2. Любит ли он её слушать?

Какую музыку предпочитает?

3. Какое самое любимое произведение вашего ребёнка? А ваше?

4. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?

5. Понимает ли он содержание музыки?

6. Передаёт ли в движении характер музыки, её ритм?

7. Насколько эмоционально ребёнок реагирует на музыку?

8. В чём это выражается?

9. Стремится ли ребёнок поделиться впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?

10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка : Есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские спектакли? Работа с педагогами Одной из важнейших задач по работе с педагогами является согласованность действий. Цель: Совместное решение задач воспитания и развития детей посредством музыки и музыкальной деятельности.

Сентябрь

Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению праздника, посвященного Дню Знаний «Хочу все знать!»

• Подготовка ко Дню пожилых людей

• Разучивание нового репертуара на I квартал

• Консультация «Без музыки тоска и болезни»

• Обсуждение сценариев осенних утренников

Октябрь • Подготовка костюмов и атрибутов к празднику

• Консультация «Педагог и музыкальный руководитель : вопросы сотрудничества и сотворчества»

Ноябрь • Рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми

• Консультация «Музыка в повседневной жизни детского сада» (средние группы)

Декабрь • Разучивание нового репертуара на II квартал

• Обсуждение сценариев новогодних утренников. Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению праздников

• Диагностика музыкальных способностей детей и творческих способностей одаренных детей

• Консультация «Праздники и развлечения. Роль воспитателя в их подготовке»

Январь • Консультация «Музыкально-ритмическая деятельность детей, как яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний»

Февраль • Работа с инструктором по физическому воспитанию о проведении совместного праздника ко Дню защитника Отечества.

• Обсуждение сценариев к празднику 8 Марта. Подготовка костюмов и атрибутов к празднику.

• Консультация «Роль воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах»

Март • Разучивание музыкального репертуара на III квартал

• Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению праздников, посвященных 8 Марта

• Консультация «Эмоциональное развитие дошкольников на музыкальных занятиях» Апрель

• Подготовка к музыкально-спортивному празднику, посвящённому Дню космонавтики.

Май • Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению Дня Семьи «МЫ ВМЕСТЕ!»

• Отчет по итогам музыкальной диагностики

• Подготовка к проведению заключительного занятия «Танцуют ВСЕ!»

Июнь • Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению праздника «Счастливы дети на всей планете!»

• Консультация «Театрализованные игры - путь к детскому творчеству» Заключение Таким образом, в результате проектной деятельности, благодаря регулярным и дополнительным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возрастут показатели в развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно

Публикации по теме:

Картотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека музыкально-ритмических пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста Игры могут проводиться в форме совместных игр на праздниках, музыкальных и физкультурных занятиях, во время проведения зарядки или физминутки.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»Мастер-класс для воспитателей «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме» Цель: познакомить участников с опытом проведения речевых игр, танцевальных движений, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Музыкально-игровая гимнастика, для детей среднего дошкольного возраста. Дети под марш идут друг за другом, повторяют слова за муз. руководителем. Мы веселые ребята, Куклы, зайчики, котята. Мы шагаем дружно в.

Музыкально — ритмическая композиция для детей среднего дошкольного возраста «Весенний хоровод»Музыкально — ритмическая композиция для детей среднего дошкольного возраста «Весенний хоровод» Музыкальный материал - Песенка «Согрей меня, согрей», автор Арина Чугайкина Это лирический, хороводный танец. Следим за осанкой детей.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возрастаРазвитие музыкально-ритмических движений с детьми младшего дошкольного возраста Музыкальное развитие детей влияет на их творческий и интеллектуальный потенциал. И чем раньше детей начать приобщать к музыкальной деятельности,.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие музыкально-ритмических навыков у детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 12 марта 2022 в 07:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Развитие музыкально-ритмических навыков у детей среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ситникова (УИ 2890900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД