Надежда Ситникова
Проект «Развитие музыкально-ритмических навыков у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: музыкальный руководитель Ситникова Н. Е. 2021 г.
Введение: Музыка - самое эмоциональное искусство (Д. Б. Кабалевский). Ее воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна… Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича, как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Можно не редко услышать такую фразу: «Мой ребенок пошел в отца, у него нет совсем музыкального слуха». Достаточно распространенная формула, определения причины отсутствия способностей сына или дочери. Однако все в действительности несколько иначе. Педагоги - музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности, т. е. физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата имеются у каждого. Именно он составляет основу развития музыкальных способностей. И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Темочки:
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным. Занятия движениями имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению, у них совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движений. Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки. Таким образом, восприятие музыки - активный слухо-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т. е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.
Актуальность. В наше непростое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества. Поэтому в новых программах по музыкальному воспитанию большое внимание уделяется музыкально-ритмическому движению, как средству развития положительных качеств ребенка. Дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Приступая к работе по проблеме развития музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исхожу из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Вторым серьезным фактором в постановке проблемы является недостаточно высокое психомоторное развитие детей, слабая концентрация внимания на занятиях у многих детей, которую выявила проведённая диагностика в начале учебного года. Так, две проблемы привели к разработке проекта «Развитие музыкально-ритмических движений детей среднего дошкольного возраста». В данном проекте внесены коррективы в связи с новыми подходами в воспитании ребенка, применяются прогрессивные педагогические технологии, внедряется авторская программа «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.
Цели и задачи проекта : Настоящий проект разработан на основе рабочей программы по художественно-эстетическому развитию детей МБДОУ «Детский сад №17 «Тополёк», с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Проведенный сравнительный анализ доказал, что разделы программы, связанные с ритмическими движениями на основе интеграции программ, действительно являются взаимодополняемыми структурами и гармонично взаимодействуют. Обе программы имеют общие задачи, а значит могут успешно решить проблемы в трудном и важном разделе «Музыкально-ритмическое воспитание детей дошкольного возраста». Основной целью проекта по проблеме «Развитие музыкально-ритмических детей среднего дошкольного возраста» является психофизическое развитие ребенка, формирование средствами музыки ритмических движений, развитие коммуникативных качеств ребенка с учетом новейших технологий и исследований в области музыкального воспитания
Задачи проектной деятельности : Образовательные:
• Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах.
• Формирование навыков основных танцевальных движений: Воспитательные:
• Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность.
• Формировать общую культуру личности ребенка, способностей ориентироваться в современном обществе.
• Создать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве. Развивающие :
• Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения, побуждать детей к творчеству.
• Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Проект предполагает проведение одного занятия в неделю кружковой работы, как часть традиционной музыкально-ритмической деятельности, индивидуальную работу, а также работу в свободное от занятий время и работу во вторую половину дня. Продолжительность занятия –15-20 минут. 1
Участники проекта : дети, музыкальный руководитель, квалифицированные воспитатели группы, родители.
Сроки и этапы реализации проекта Сентябрь 2020 - май 2021 года.
Этапы проекта
Подготовительный этап (сентябрь-октябрь) : Проведение мероприятий, направленных на организацию и подготовку совместной деятельности по развитию музыкально-ритмических движений дошкольников в течение учебного года.
• Изучение современных программ, технологий, литературы, опыта работы по данной проблеме.
• работа с сайтами по дошкольному музыкальному воспитанию через Интернет
• Анкетирование родителей, подборка необходимого информационного материала для родителей.
• Работа с педагогами – проведение консультаций для воспитателей группы. • Подготовка дидактических пособий, музыкальных уголков, разработка конспектов занятий, анкет.
• Составление сценариев досугов и развлечений.
• Проведение первичного мониторинга обследования сформированности музыкальных способностей детей.
II этап (ноябрь 2020 – май 2021г.) Основное непосредственное проведение мероприятий.
• Создание развивающей среды (ритмические палочки, ритмические кубики, создание дидактических игр, музыкальных уголков в групповых комнатах)
• консультации воспитателей по индивидуальной подготовке ребенка к выступлению на праздниках и развлечениях; как правильно оформить музыкальный уголок
• привлечение родителей к работе по изготовлению музыкально-дидактических игр для групповых комнат, созданию костюмов для выступлений
• Проведение занятий, развлечений, досугов.
• Участие в танцевальных фестивалях - конкурсах, концертах.
• Ведение интернет -странички на сайте ДОУ по развитию музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.
III этап (май 2016 г.) – Заключительный. Подведение итогов реализации проекта.
• Подведение итогов мониторинга обследования сформированности музыкальных способностей детей; анкетирование родителей.
• Дальнейшее планирование работы по развитию музыкально-ритмических движений.
IV этап (конец мая 2016 г.)
• Заключительное занятие «Танцуют все!»
Ожидаемые результаты проекта В результате осуществления проекта должен возрасти интерес к музыкально-ритмической деятельности, уровень психомоторного развития и эмоциональной сферы детей, их творческих и коммуникативных проявлений, сформируются навыки музыкально-ритмических движений.
Игровые занятия. Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие. Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная. В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки. Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия. В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие данной теме занятия. Можно использовать следующие темы игровых занятий: «В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В гости к Чебурашке» и др.
Импровизация Импровизация, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально– ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии. Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме. Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей. 3. Методы и приемы: Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях нужно использовать различные методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод может быть наглядно-слуховым (исполнение музыки) и наглядно-зрительным (показ иллюстрации, картинок, совместное исполнение движений, применение наглядных пособий). Музыка на занятиях должна звучать, как в "живом" исполнении, так и в записи. Использование записи позволяет подобрать самую разнообразную музыку - от детских песен, народных мелодий до эстрадных и классических произведений в оркестровом исполнении. Это расширит кругозор детей, разовьёт художественный вкус. Следует отметить ещё одно важное преимущество фонограммы. Всем известно непроизвольное «приспособление» аккомпанемента к движению. Желая помочь детям (и, как правило, совершенно невольно, музыкальный руководитель ускоряет или замедляет темп, дополняет лишними аккордами вступление или заключение музыкального произведения. Такая «помощь» исключена при использовании фонограммы, и это способствует более внимательному вслушиванию в музыку, концентрации слухового внимания. Важно заострять внимание детей на разнице звучания, отмечать изменения характера музыки, нюансов настроения в зависимости от ее исполнения. Симфоническую музыку лучше слушать в записи, чтобы сохранить при восприятии оркестровую красочность. Зрительная наглядность имеет также большее значение, чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Приемы применения зрительной наглядности (картин, рисунков, цветных карточек, игрушек) рассмотрю ниже. Словесный метод. С помощью интересной беседы детям прививается любовь к музыке, расширяются представления о некоторых явлениях действительности, обогащается их внутренний мир, чувства, формируются нравственные качества, интересы.
Методы музыкального воспитания тесно связаны между собой. Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя. Все пояснения, описание игровых ситуаций должны быть немногословными и очень точными, емкими, яркими. Игровые приемы делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность. Это использование игрушек, картин, иллюстраций, дидактических игр, игровой приём «Зеркало» «Эхо») Приём погружения в музыку воплощение в движениях музыки, с которой дети впервые знакомятся на занятии. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того с какой целью задан вопрос (беседа, вступительное слово, закрепление).
Танцы, пляски и хороводы – также весьма привлекательный для детей раздел занятий ритмикой. Основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ составляют несложные танцы разных народов, характерные танцы. Музыкальная форма, структура народного танца, как правило, ясная, четкая, доступная детскому восприятию. Часто музыкальная форма основывается на противопоставлении контрастных частей (быстро – медленно, тихо – громко и т. д.). Контраст звучания музыки реализуется в танце через контрастную смену характера движений, что легко осваивается детьми. В характерных танцах плясовые элементы соответствуют манере движений различных персонажей (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т. п.). Сам же характерный танец часто связан с забавным сюжетом, где есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Яркие образы и сюжеты характерных танцев помогают детям ориентироваться в музыкальной композиции. Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности: - метрическую пульсацию; - чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей; - смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» – линий и т. д. Движения помогают ребенку выявить эмоции, связанные с музыкальным образом, воплотить, реализовать заложенные в интонационной драматургии музыкального произведения пространственные, двигательные, тактильные, зрительные ассоциации. Народные танцы можно рассматривать и как своеобразные тренинги упражнения по развитию навыков общения у детей. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное – запечатлены определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в культуре народа норм. Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. В основе танцевальных сюжетов – образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. В таких танцах часто есть игровые сюжеты, что, во-первых, облегчает их запоминание, а во-вторых, способствует выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.
Музыкальная игра Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в развитии детей. В музыкальной игре дети могут проявить творчество, комбинируя известные движения: составить из них простейшие танцевально-игровые сюжеты и композиции, включить по своему усмотрению шумовые, речевые, изобразительные эффекты, мимические и пластические сценки.
Разделы ритмики, связанные с музыкально-ритмическими упражнениями и танцами для детей довольно подробно и тщательно проработаны в методической литературе, снабжены в программах ДОУ апробированными методиками и музыкальным репертуаром, соотнесенным с возможностями детей каждого возрастного этапа. В то же время технология организации на занятиях с детьми творческих музыкально-двигательных игр на сегодняшний день находится в стадии становления. Педагоги, работающие с детьми, испытывают потребность в методическом осмыслении, систематизации творческих идей и приемов, «разлитых» в практической педагогической деятельности. Подтверждением тому является всплеск интереса к проблемам творческого музицирования, к игровым технологиям в музыкально-педагогической практике современности. Помимо основных разделов (упражнение, композиция, игра) на протяжении всего года ведется работа над импровизационной, творческой деятельностью ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения. Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с импровизациями.
• Детям предлагается найти характерную пластику персонажа: • беззаботная птичка • кукла ожила • важная утка • радостный или грустный зайчик
• Детям предлагается освоить композиционные перестроения (ориентировка в пространстве) : • движение друг за другом по кругу • движение змейкой • движение в двух колоннах • переход из двух колонн в два круга • движение врассыпную • из общего круга в пары
Все эти задания сочетаются в разных формах работы: в свободных играх, при подготовке к праздникам и развлечениям, индивидуальной работе с ребенком, в театрализованной деятельности. Однако необходимо учитывать не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные особенности, возможности, корректировать задачи в условиях работы дошкольного учреждения.
Работа с родителями Одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родителей трудно добиться желаемого результата. Цель работы с родителями: приобщение семьи к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержание заинтересованности, инициативности родителей к жизни детского сада. Музыкальное воспитание и развитие ребёнка в семье зависит от условий, которые определяются врождёнными музыкальными задатками, образом жизни семьи её традициями, отношением к музыке, общей культурой. Изучить эти условия помогает анкетирование родителей в начале проектной деятельности.
Анкетирование родителей «Мой ребёнок и музыка» :
Таблица 4 Вопросы Результаты
1. Какое место в жизни вашего ребёнка занимает музыка?
2. Любит ли он её слушать?
Какую музыку предпочитает?
3. Какое самое любимое произведение вашего ребёнка? А ваше?
4. Любит ли он под эту музыку двигаться, танцевать?
5. Понимает ли он содержание музыки?
6. Передаёт ли в движении характер музыки, её ритм?
7. Насколько эмоционально ребёнок реагирует на музыку?
8. В чём это выражается?
9. Стремится ли ребёнок поделиться впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете?
10. Каково ваше участие в музыкальном развитии ребёнка : Есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские спектакли? Работа с педагогами Одной из важнейших задач по работе с педагогами является согласованность действий. Цель: Совместное решение задач воспитания и развития детей посредством музыки и музыкальной деятельности.
Сентябрь
Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению праздника, посвященного Дню Знаний «Хочу все знать!»
• Подготовка ко Дню пожилых людей
• Разучивание нового репертуара на I квартал
• Консультация «Без музыки тоска и болезни»
• Обсуждение сценариев осенних утренников
Октябрь • Подготовка костюмов и атрибутов к празднику
• Консультация «Педагог и музыкальный руководитель : вопросы сотрудничества и сотворчества»
Ноябрь • Рекомендации по проведению индивидуальной работы с детьми
• Консультация «Музыка в повседневной жизни детского сада» (средние группы)
Декабрь • Разучивание нового репертуара на II квартал
• Обсуждение сценариев новогодних утренников. Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению праздников
• Диагностика музыкальных способностей детей и творческих способностей одаренных детей
• Консультация «Праздники и развлечения. Роль воспитателя в их подготовке»
Январь • Консультация «Музыкально-ритмическая деятельность детей, как яркий и эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний»
Февраль • Работа с инструктором по физическому воспитанию о проведении совместного праздника ко Дню защитника Отечества.
• Обсуждение сценариев к празднику 8 Марта. Подготовка костюмов и атрибутов к празднику.
• Консультация «Роль воспитателя в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах»
Март • Разучивание музыкального репертуара на III квартал
• Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению праздников, посвященных 8 Марта
• Консультация «Эмоциональное развитие дошкольников на музыкальных занятиях» Апрель
• Подготовка к музыкально-спортивному празднику, посвящённому Дню космонавтики.
Май • Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению Дня Семьи «МЫ ВМЕСТЕ!»
• Отчет по итогам музыкальной диагностики
• Подготовка к проведению заключительного занятия «Танцуют ВСЕ!»
Июнь • Индивидуальные и общие консультации по организации и проведению праздника «Счастливы дети на всей планете!»
• Консультация «Театрализованные игры - путь к детскому творчеству» Заключение Таким образом, в результате проектной деятельности, благодаря регулярным и дополнительным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возрастут показатели в развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно