Лариса Баева
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта : lети группы, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность:
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.
Дети «мыслят руками», не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. использовать разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста;
2. формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности
3. укрепление физического и психического здоровья детей;
4. развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. повышение уровня речевого развития детей;
6. воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7. воспитание и развитие художественного вкуса;
8. привлечь родителей к участию в реализации проекта.
I этап – подготовительный
1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов.
3. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
4. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
5. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.
II этап - практический
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы :
- Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей
в домашних условиях»
- Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей
- Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!»
3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия
4. Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей второй младшей группы.
III этап – заключительный
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
3. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.
Ожидаемые результаты:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
- родители получат необходимые знания по данной теме;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Итог проекта :
Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует :
- увеличению словарного запаса детей, речь детей становится более эмоциональной и выразительной;
- кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;
- сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.
Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, я активно использовала, не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором и т. д. А также использовала различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол.
Такие занятия, также способствуют взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей, проведено родительское собрание с участием психолога. На родительском собрании был проведен мастер-класс по развитию мелкой моторики рук. Благодаря этому, родители приняли активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.
В качестве обобщения проделанной работы, на педагогическом совете была представлена презентация по теме: «Развитие речи через пальчиковые игры».
Планирование
1 неделя
Анкетирование «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Цель: выяснить у родителей знают ли они, что такое мелкая моторика; как можно ее развивать; развивают ли они с детьми мелкую моторику и др.
Консультация: «Что такое мелкая моторика»
Цель: донести до участников проекта важность данной проблемы.
Папка – передвижка ««Нужно с пальцами дружить, если умным хочешь быть»
Понедельник 15.02.
Пальчиковая игра «Пальчики поздоровались»
Игры с конструктором
Вторник 16.02.
Пальчиковая игра «Козочка»
Игры с мозаикой
Среда 02.03.
Пальчиковая игра «Дом»
Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа)
Четверг 18.02.
Пальчиковая игра «Кораблик»
Работа с раскрасками - штриховка
Пятница 19.02.
Пальчиковая игра «Два веселых гуся»
Лепка из глины и пластилина
2 неделя
- Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики.
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».
- Лепка из солёного теста «Калачики».
- Рисование солнышка на манной крупе.
- Игры с гречневой крупой «Найди шарик».
- Д/и «Сортируем макароны».
- Лепка «Бусики для мамочки».
Понедельник 29.02.
Пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку…»
Катание по столу, между ладонями карандашей, шариков, и т. п
Вторник 01.03.
Пальчиковая игра «Пальчиковые загадки»
Собирание пазл и разрезных картинок
Среда 17.02.
Пальчиковая игра «Мы варили суп»
"Разглаживание скомканных бумажных комочков".
Четверг 03.03.
Пальчиковая игра «Маланья»
«Бусы для мамы» нанизывание
Пятница 04.03.
Пальчиковая игра «Лакомка»
Рисование нетрадиционным методом
3 неделя
- Пальчиковое рисование по теме «Игрушки».
- Пальчиковый театр «Репка».
- Пальчиковое рисование «Идёт снежок».
- Д/и «Волшебный мешочек».
- Игры с водой «Достань, что скажу».
Среда 24.02.
Пальчиковая игра «Семья»
Ищем маленькие игрушки в миске с крышками
Четверг 25.02.
Пальчиковая игра «Мороз, мороз»
Игры с прищепками
Пятница 26.02.
Пальчиковая игра «Апельсин»
Игра с клубочками
4 неделя
- Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики.
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».
- Лепка «Колобки»
Среда 09.03.
Пальчиковая игра «Постираем белье»
Работа с пластилином
Четверг 10.03.
Пальчиковая игра «На постой»
Пальчиковая гимнастика- шнуровка
Пятница 11.03.
Пальчиковая игра «Снег идет»
Массаж ладоней и пальцев рук
Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:
«Кольцо»
кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;
«Пальцы здороваются»
Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.
«Оса»
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.
Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой.