Марина Федорчук
Проект «Развитие мелкой моторики с помощью графических диктантов при подготовке руки к письму детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 6-7 лет"
Обоснование необходимости проекта.
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики с помощью графических диктантов при подготовке руки к письму детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Графические диктанты
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Большое значение для руки имеет развитие графической моторики. Графомоторика - это один из конечных продуктов сенсорной интеграции. Это способность синхронной динамичной работы мускулов кисти, предплечья и плеча ведущей руки для сохранения равномерного нажима карандаша или другого инструмента (ручки, кисточки, мелка) в течение длительного отрезка времени. С другой стороны, это статичная работа мускулов большого, указательного и среднего пальцев для удержания инструмента (карандаша, ручки и т. п.) в постоянном и стабильном положении. Кроме того, в этой работе участвует и левая рука для правши (правая для левши, которая не должна дублировать работу ведущей руки, а выполнять свою параллельную функцию. Всей этой работой «заведуют» моторные отделы головного мозга, и, пока эти процессы не доведены до автоматизма, они потребляют большое количество нервной энергии.
Как показывает опыт работы, развитие графических навыков подготавливает руку ребёнка к письму, учит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что служит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму :
1) низкий темп письма;
2) быстрая утомляемость при письме;
3) неровная, «дрожащая» линия;
4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
5) слишком сильный нажим;
6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;
7) несоблюдение размера графических элементов;
8) несоблюдение наклона письма;
9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
10) нежелание выполнять письменные упражнения.
Актуальность проекта.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.
Цель проекта : Развитие графических навыков за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Задачи проекта :
1. Умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах); формирование зрительно-моторной координации.
2. Формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
3. Развитие мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4. Развитие пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающем пространстве.
5. Формирование навыков учебной деятельности:
- умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
- умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет, родители, воспитатель
Тип проекта :
По методу: практико – ориентированный.
По количеству участников: групповой
По продолжительности: долгосрочный (2016 -2017 учебный год)
Виды детской деятельности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Обеспечение проекта :
Методическая литература:
- «Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения». С. Е. Большакова, М. : ТЦ Сфера, 2008 – данная методика использовалась для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольного торможения, статической и динамической координации.
- «Подготовка дошкольников к обучению письму», С. О. Филиппова, Детство-Пресс, 2008 - методическое пособие в котором освещаются педагогические, психофизиологические, медицинские аспекты подготовки ребенка к обучению письму.
- «Развиваем руки – чтобы учится писать и красиво рисовать». С. Е. Гаврина. – Ярославль: Академия развития, 1997 – использовала методические рекомендации по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.
- «Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста», Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, М. : Педагогика, 1988 - открывает возможность перспективы работы с детьми по всем возможным направлениям, реализует индивидуальный подход к каждому ребёнку.
- «Готовимся к школе». Е. А. Нефедова, О. В. Узорова, Аквариум, 1997; «Готовим руку к письму», О. М. Сахарова, М. : ЗАО «Росмен-пресс», 2008; «Тренируем пальчики» М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, М. : ДРОФА, 2000; «100 лучших игр для подготовки к школе», О. В. Белякова, М. : АЙРИС-пресс, 2008;
«Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т. А. - М. Эксмо, 2007 – использовала рекомендации по выполнению игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений, при составлении практических заданий к проекту
Материально-техническое оснащение проекта :
- тетради в крупную и обыкновенную клетку;
- простые и цветные карандаши, ластики;
- трафареты;
- графические диктанты;
- прописи;
Предполагаемый результат: Ребенок
- Знает способы изображения предметов на бумаге;
- различные техники штриховки.
- Умеет расслаблять и напрягать мышцы руки;
- координировать движения пальцев и кистей рук;
- концентрировать внимание, зрительную память, самоконтроль;
- выполнять различные виды штриховки и графических диктантов;
- использовать полученные умения и навыки в жизни.
Родители
- Понимают значимость тренировки у ребёнка движений пальцев и кистей рук для последующего успешного овладения письмом.
- Владеют необходимыми умениями и навыками для формирования графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста.
Педагоги
- Повышение компетентности в современных здоровьесберегающих технологиях
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный (сентябрь) :
Задачи: создание условий и разработка системы работы для развития графических навыков детей. Определение уровня графо - моторного развития детей на начало проекта.
Содержание работы:
1. Осуществление теоретического осмысления проблемы.
2. Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
3. Формулирование исходных позиций исследования на основании изучения существующих теорий, разработка понятийного аппарата.
4. Определение цели и задач.
5. Разработка системы работы по развитию графо - моторных навыков у детей.
6. Разработка перспективного плана работы совместной деятельности в режиме дня.
8. Подбор и систематизация материала
9. Разработка консультаций для родителей.
10. Выявление уровня развития мелкой моторики и графо - моторных навыков у детей.
11. Анкетирование родителей с целью выявления творческого интереса
2 этап. Выполнение проекта (октябрь – апрель) :
Задачи: приобретение практических навыков и умений в ходе регулярной практической деятельности. Развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Содержание работы:
1. Реализация планов совместной деятельности в режиме дня по проекту с детьми подготовительной группы.
2. Составление сборника заданий для детей, бесед, познавательных игр.
3. Разработка консультативного материала, для родителей.
4. Организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей групп.
5. Организация для родителей практико-ориентированных занятий в целях заинтересованности к совместной продуктивной деятельности с детьми.
3 этап. Обобщающий (май) :
Задачи: систематизация информационно-методического материала по развитию тонких координированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления.
Обмен педагогическим опытом в рамках образовательного учреждения.
Содержание работы:
1. Подведение итогов работы в рамках совместной деятельности с детьми и родителями по проекту.
2. Анализ эффективности системы работы с детьми по развитию графо - моторных навыков
3. Разработка методических рекомендаций.
4. Подготовка презентационного буклета, фотоальбомов, отражающих содержание работы с детьми.