Ольга Чапорова
Поговорил бы кто со мной… Проект «Развитие речевых и коммуникативных способностей детей 5–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
ФГТ включают принцип интеграции 10 образовательных областей, среди которых есть и «Коммуникация» - не столько и не только традиционное «Развитие речи», сколько развитие общения, в том числе и речевого. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.
Публикация «Поговорил бы кто со мной… Проект „Развитие речевых и коммуникативных способностей детей 5–7 лет“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
В последние годы наблюдается стойкая тенденция увеличения числа детей испытывающих трудности в развитии навыков общения. Скудный словарный запас отрицательно влияет на коммуникативные процессы, обедняет коммуникативные связи. Слабо развитая связная речь, сопровождающаяся аграмматизмами, делает речь ребенка малопонятной для окружающих. Это ведет к серьезным проблемам в усвоении программ сначала дошкольного, а затем и школьного обучения.
Именно поэтому обучение детей 5-7 лет лексически богатой, четкой и правильно грамматически оформленной связной речи – одна из важнейших составляющих в моей работе с детьми.
ЦЕЛЬ:
Улучшить качество детских рассказов, повысить их речевую активность, сделать процесс обучения привлекательным.
ЗАДАЧИ:
1. Пересмотреть программно-методическое обеспечение образовательного процесса по развитию речевых и коммуникативных способностей.
2. Найти эффективные методы и приёмы обучения связной речи.
3. Обогатить предметно - развивающую среду группы.
4. Включить родителей в совместную деятельность.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:
Проект учитывает новые подходы в дошкольном образовании и достигает цели путем взаимодействия и взаимопроникновения практически всех образовательных областей.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:
1 ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Прежде всего, я провела анализ методического оснащения по развитию связной речи. Исследование показало, что методы и приемы таких авторов, как Е. А. Смирновой, О. С. Ушаковой, В. В. Гербовой, более ориентированы на представления фактического материала для детских рассказов, чем на интеллектуальные процессы, в большей мере значимые для построения текста.
Также необходимым было учесть и тот факт, что у большинства детей имеющих трудности в развитии речи при сохранной зрительной памяти, наблюдается сниженная слуховая память и продуктивность запоминания. Поэтому при выборе методов и приемов я посчитала обоснованным опереться на принцип обходного пути, который предусматривает формирование функциональной системы в обход пострадавшего звена. Наиболее эффективным средством, где ведущая роль отводилась бы зрительному анализатору, на мой взгляд, явилось модельное представление. Правильность выбора подтвердили и рекомендации В. К. Воробьёвой, Т. А. Ткаченко, Л. Е. Ефименковой, Л. М. Клариной, статей Л. А. Венгер о применении символов, наблюдений К. И. Чуковского о связи между детскими стихами и рисунками.
2 ЭТАП: ПРАКТИЧЕСКИЙ
Формирование речевых умений, значимых для построения текста, осуществляла через поэтапное ознакомление с моделями:
1 этап: предметная модель
2 этап: предметно-схематичная
3 этап: схематичная модель.
В ходе эксперимента сначала использовала опорные картинки, затем заменила их условными схемами, на более поздних этапах учила детей самостоятельному составлению рисунков-схем к стихотворениям и к бытовым ситуациям.
Являясь одним из разработчиков проекта Программы развития творческих способностей детей в МДОУ «Ёлочка», представила модель речевых и коммуникативных способностей в каждой возрастной группе.
МОДЕЛЬ РЕЧЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1 младшая группа: Развитие разговорной речи и умения понимать обращенную речь.
2 младшая группа: Дальнейшее развитие речи: пересказ сказок, рассказывание по наглядному материалу, рассказы из личного опыта и др.
Средняя группа: развитие речевой инициативы и самостоятельности в процессе общения и в монологической речи.
Старший возраст: Выявление индивидуальных способностей в речевой деятельности, развитие творчества в монологе и диалоге.
Прогнозируемый результат:
- умение детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;
- развитие понимания текста на основе построения наглядной модели;
- умение использовать схемы при пересказе;
- развитие мышления и воображения, эмоциональной отзывчивости, памяти.
Как видно из модели, в старшем дошкольном возрасте дети активно переходят к монологической форме речи. Она более сложна, чем диалогическая и отличается большей развернутостью, требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В связи с чем, при обучении монологу дошкольников я включила приемы мнемотехники – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для них, т. к. наглядный материал усваивается лучше вербального. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких/лесных животных я использую елку, а для обозначения домашних – дом.
Дидактическим материалом служат мнемокарточки – схемы, в которых заложена определенная информация. Овладение приемами работы с такими схемами решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- преобразование абстрактных символов в образы.
Для обучения детей практическому усвоению различных способов словообразования применяю мнемодорожки. Дети составляют загадки по ним. Мнемотехника развивает у детей выдумку, фантазию, эмпатию. Например: мне бы хотелось быть кареглазым, тёмноволосым, чернобровым, широкоплечим…. Дети отгадывают.
Считаю эффективным в работе над развитием монологической речи рекламные сообщения. По мнемотаблицам ребёнок рекламирует свой товар, например: мебель из ангарской сосны, из экологически чистого района, особо прочную. Указывается о скидках, бесплатной доставке…. Эта работа активизирует словарь по лексическим темам.
В общем, при использовании пиктограмм, схем, таблиц, коллажей у детей повышается интерес, внимание, речевая активность, они привыкают к самоконтролю.
При обучении составлению рассказов-описаний на начальном этапе я использую сенсорно-графическую схему В. К. Воробьевой, отражающую сенсорные каналы получения информации о признаках предметов (зрительный, обонятельный, тактильный и вкусовой) и сами признаки. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. На начальных этапах обучения пересказу условные схемы составляю я, на более поздних этапах дети сами составляют простые схемы-рисунки.
При заучивании стихотворений применяю следующие методы запоминания: опорные картинки, рисование (кодирование) стихотворения. Использование опорных рисунков увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен, т. к. в дошкольном возрасте, как уже было отмечено ранее, преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить стихотворение.
Для обогащения словарного запаса применяю следующие игры: «Копилка слов», в которую можно собирать слова, рисовать образы, «Фокусники» - цель: развитие логических связей между предметами; «Что ещё?» - цель: развитие ассоциативного мышления; «Заколдуем слова» - цель: расширение ассоциативного словаря, логического мышления, памяти, развитие связной речи.
Для развития познавательных процессов применяю сказкотерапию. Успешно использую картины с проблемным сюжетом Т. А. Ткаченко. Оригинальная система упражнений является наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей 5-7 лет. Дети составляют рассказы по наблюдаемым действиям, по сюжетным картинам, по памяти, по символам, по прослушанному тексту и картине, по натуральным предметам, по предметным картинкам, по заданным словам. Это способствует активному развитию монологической речи.
Эффективной и творческой оказалась работа с детьми над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Для этого я предлагала детям алгоритм, по которому они создавали свои устные сочинения. Темами «сочинений» служили лексические темы и были посвящены человеку (его качествам, явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.
Пять причин, по которым рекомендую коллегам внедрять синквейн в работе с дошкольниками:
1 – это простой инструмент для синтеза и обобщения сложной информации;
2 – обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит
формулировать идею;
3 – прием технологии критического мышления;
4 – средство творческого самовыражения;
5 – получается у всех!
Наряду с этим, в качестве дополнительного средства, использую информационные и компьютерные технологии: беру не только готовые электронные игры, но и сама создаю занимательные речевые упражнения в программе Power Point.
Целесообразность их внедрения очевидна: яркость, доступность мультимедиа ускоряет запоминание учебного материала, делает его осмысленным и долговременным. У детей с низкими образовательными навыками и слабой мотивацией позволяет значительно повысить познавательный интерес. Компьютер – это возможность скучное превратить в увлекательное!
Совместно с родителями создали речеразвивающую среду в группе, зонировав «речевые пространства» групповой комнаты, музыкального зала, раздевалки, коридора.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ
«Речевое пространство»/ Содержание:
Фильмотека: Диафильмы, диапозитивы, слайды с иллюстрациями сказок и рассказов, фильмоскоп.
Игротека «Учусь говорить»: Дидактические игры:
- на описание: «Что за предмет?», «Скажи какой?» и др.
- на формирование представлений о последовательности действий персонажей: «Скажи, что сначала, что потом», «Добавь слово» и т. п.
- на формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот» и т. д.
- Театр «Рукавичка», пальчиковые куклы, плоскостной театр, атрибуты для игр- драматизаций «Три поросёнка», Три медведя», «Красная шапочка» и др.
Мини-музей книги: Набор подвижных картинок-сказок, альбомы со скороговорками, стихотворениями, пословицами, загадками, алгоритмы составления описательных рассказов, литературные произведения…
Подробней хочу остановиться на проекте «в проекте» по созданию в группе мини-музея книги, актуальность которого на сегодняшний день очевидна. Я вижу ценность данного проекта не только в новом подходе к решению задач по развитию речи и воспитанию стойкого читательского интереса, но и во вступлении взрослого и ребенка в определенный творческий контакт, укреплении детско-родительских отношений.
Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, дети, детская библиотека (ДБ, краеведческий музей
Шаги проекта по созданию мини-музея книги
1. Анкетирование родителей и детей, изучение особенностей детско-родительских отношений.
2. Вводное занятие. Совместное определение основных шагов по достижению намеченной цели.
3. Цикл бесед «Для чего нужны книги».
4. Подготовительное к экскурсиям занятие «Правила поведения в библиотеке и музее».
• Конкретное выполнение детьми дидактических и практических задач в ходе проекта.
5. Экскурсии в детскую библиотеку и музей.
6. Занятия по подведению итогов экскурсий
«Как создаются книги», «От гусиного пера до
современной ручки».
7. Мастер-класс «Книжка-малышка».
8. Практические занятия по ремонту книг «Книжный доктор».
9. Цикл занятий «Такие разные книги».
10. Цикл занятий «Чтение – вот лучшее учение».
11. Практические занятия «Мы - исследователи».
• Конечный результат
12. Презентация книг, созданных родителями и их
детьми.
13. Конкурс чтецов.
Описание результата
Так, в тесном сотрудничестве детей, нас, педагогов, а также родителей в группе «Непоседы» появились такие разные, но одинаково интересные книги: с картинками и без, старинные и современные и даже сделанные собственными руками! Родилась и новая традиция – отмечать день рождения книги. Удивительно, что в этом музее есть место для «заболевших» книг, требующих починки, оно отмечено символом медицинского креста. Яркие и радостные эмоции испытали дети, побывав в краеведческом музее. Хранитель музея показал ребятам глиняные и восковые таблички, камни, бересту, папирус, поведал историю превращения гусиного пера в современную ручку. Посещение библиотеки ознаменовалось заполнением формуляра на каждого ребенка, и теперь многие наши дошкольники приносят книги, взятые в библиотеке.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование выше перечисленных методов и приемов в системе работы над развитием речевых и коммуникативных способностей, их комплиментарность значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи у детей, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок. Количественно и качественно улучшает параметры связности и цельности языкового оформления речи.
Мониторинговые исследования развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
До эксперимента:
Высокий уровень: 0% Средний уровень: 53% Низкий уровень: 47%
После эксперимента:
Высокий уровень: 7% Средний уровень: 72% Низкий уровень: 21%
Мониторинговые исследования сформированности лексико-грамматических компонентов языковой системы детей старшего дошкольного возраста
До эксперимента:
Высокий уровень: 0% Средний уровень: 58% Низкий уровень: 42%
После эксперимента:
Высокий уровень: 27% Средний уровень: 55% Низкий уровень: 18%
К моменту выпуска детей в школу большинство дошкольников пересказывают литературные произведения самостоятельно, соблюдая логическую последовательность, выдерживая структуру, содержание текста, а также сочиняют сюжетные рассказы как из личного опыта, так и творческие.
Результаты диагностики детей, поступающих в первый класс
Уровень готовности
До эксперимента:
Высокий уровень: 19% Средний уровень: 43,3% Низкий уровень: 26,7% Условно готов: 5 %
После эксперимента:
Высокий уровень: 31% Средний уровень: 49,2% Низкий уровень: 19,8%
Условно готов: 0%
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арушанова А. Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А. М. Шахнарович. - М. : Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 1988.
4. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений, том 4. Москва, 1982 г.
6. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
7. Ефеменкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985 г.
8. Использование мнемотехники в развитии связной речи «Логопед» № 4 2008 с. 102
9. Леон Лоренсо С., Хализева Л. М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника / Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду/ М., 1979
10. Смирнова А. А, Леонтьева А. Н., Рубинштейн С. Л. Психология. Москва, 1962г.
11. Развитие связной речи. «Дошкльная педагогика» № 4 2005 г. с. 21
12. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М. : изд. РАО, 1994