Алеся Кудымова
Проект «Развитие графомоторных навыков посредством рисования узоров по клеткам у детей с ОВЗ 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
- информационный;
- речевой;
- познавательный;
- долгосрочный.
Участники проекта :
- учитель-логопед:Кудымова Алеся Михайловна;
- воспитатели группы: Бубнова Галина Владимировна;
Кубло Татьяна Викторовна;
- дети подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «Русалочка-1», «Русалочка-2»;
-родители воспитанников группы компенсирующей направленности «Русалочка-1», «Русалочка-2».
Сроки реализации проекта : 10 января 2023 года – 31 мая 2023 учебного года.
Публикация «Проект „Развитие графомоторных навыков посредством рисования узоров по клеткам у детей с ОВЗ 6–7 лет“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта : развивать у детей старшего дошкольного возраста графомоторные навыки посредством рисования узоров по клеткам от простого к сложному, начиная от контура узора и заканчивая цветными изображениями узоров.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Для детей :
Образовательные: формировать зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве; формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.
Развивающие : развивать у детей умение правильно держать в руке карандаш; развивать математические представления: прямой и обратный счет, понятия «влево», «вправо», вверх», «вниз»; развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, мышление, зрительное, слуховое восприятие; развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, стремление доводить начатое до конца.
Для педагогов: повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах развития графомоторных умений детей старшего дошкольного возраста. Создать в группе развивающую среду необходимую для реализации данного проекта.
Для родителей: вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения различных приемов, направленных на развитие графомоторных умений детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проекта :
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Большое значение для руки имеет развитие графической моторики. Графомоторика - это один из конечных продуктов сенсорной интеграции. Это способность синхронной динамичной работы мускулов кисти, предплечья и плеча ведущей руки для сохранения равномерного нажима карандаша или другого инструмента (ручки, кисточки, мелка) в течение длительного отрезка времени. С другой стороны, это статичная работа мускулов большого, указательного и среднего пальцев для удержания инструмента (карандаша, ручки и т. п.) в постоянном и стабильном положении. Кроме того, в этой работе участвует и левая рука для правши (правая для левши, которая не должна дублировать работу ведущей руки, а выполнять свою параллельную функцию. Всей этой работой «заведуют» моторные отделы головного мозга, и, пока эти процессы не доведены до автоматизма, они потребляют большое количество нервной энергии.
Как показывает опыт работы, развитие графических навыков подготавливает руку ребёнка к письму, учит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что служит хорошей базой для успешного обучения в школе.
Низкий уровень развития графического навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму:
1) низкий темп письма;
2) быстрая утомляемость при письме;
3) неровная, «дрожащая» линия;
4) «угловатое» письмо, трудности в написании овалов;
5) слишком сильный нажим;
6) трудности в воспроизведении формы графических элементов;
7) несоблюдение размера графических элементов;
8) несоблюдение наклона письма;
9) большое количество помарок и исправлений, «грязное» письмо;
10) нежелание выполнять письменные упражнения.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых его этапах. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Дети должны научиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность.
Формы организации проекта
• Совместная деятельность детей и учителя-логопеда.
• Совместная деятельность воспитателя и детей.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
• Совместная деятельность родителей и детей.
Обеспечение проекта :
• Картотека по клеткам цветных узоров, согласно лексическим темам;
Методическая литература:
• «Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. Для детей 5-6 лет», О. И. Крупенчук — СПБ, Изадельский дом «Литера», 2007;
• «Графические диктанты (для детей 6-10 лет)», Г. А. Сыропятова- Екатеринбург,Изадельский дом «Литер», 2014;
• «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения». С. Е. Большакова, М. : ТЦ Сфера, 2008
• «Подготовка дошкольников к обучению письму», С. О. Филиппова, Детство-Пресс, 2008 - методическое пособие в котором освещаются педагогические, психофизиологические, медицинские аспекты подготовки ребенка к обучению письму.
• «Готовимся к школе». Е. А. Нефедова, О. В. Узорова, Аквариум, 1998;
«Готовим руку к письму», О. М. Сахарова, М. : ЗАО «Росмен-пресс», 2008;
• «Послушный карандаш» - папка дошкольника «Подумай, дорисуй» - папка дошкольника;
• «Развиваем мелкую моторику», Ткаченко Т. А. - М. Эксмо, 2007 – использовала рекомендации по выполнению игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений, при составлении практических заданий к проекту.
Материально-техническое оснащение проекта :
• тетради в крупную и обыкновенную клетку;
• простые и цветные карандаши, ластики;
• образцы цветных узоров;
Предполагаемый результат: Ребенок
• Знает способы изображения предметов на бумаге;
• умеет расслаблять и напрягать мышцы руки;
• координирует движения пальцев и кистей рук;
• концентрирует внимание, зрительную память, самоконтроль;
• выполняет различные виды рисунков по клеточкам начиная от самых простых и заканчивая сложными - в цвете;
• имеет навыки ориентировки на плоскости;
• знает счет до 20 прямой и обратный;
• использует полученные умения и навыки в жизни.
Родители
• Понимают значимость тренировки у ребёнка движений пальцев и кистей рук для последующего успешного овладения письмом.
• Владеют необходимыми умениями и навыками для формирования графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста.
Педагоги
• Повышение компетентности в современных здоровьесберегающих технологиях
Этапы реализации проекта :
1 этап. Подготовительный (организационный) - (январь)
Задачи: создание условий и разработка системы работы для развития графомоторных навыков у детей. Определение уровня графомоторного развития детей на начало проекта.
Содержание работы:
• Осуществление теоретического осмысления проблемы;
• изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме;
• формулирование исходных позиций исследования на основании изучения существующих теорий, разработка понятийного аппарата;
• определение цели и задач;
• разработка системы работы по развитию графомоторных навыков у детей;
• разработка перспективного плана работы совместной деятельности в режиме дня;
• подбор и систематизация материала;
• разработка консультаций для родителей.
2 этап. Основной (практический) - (февраль – апрель)
Задачи: приобретение практических навыков и умений в ходе регулярной практической деятельности. Развитие детской фантазии, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Содержание работы:
• Реализация планов совместной деятельности в режиме дня по проекту с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности;
• составление сборника заданий для детей, бесед, познавательных игр;
• разработка консультативного материала, для родителей;
• организация выставок продуктивной деятельности детей и родителей в групповом уголке;
• организация коллективной работы;
• организация для родителей практико-ориентированных занятий в целях заинтересованности к совместной продуктивной деятельности с детьми.
3 этап. Заключительный (итоговый) - (май)
Задачи: систематизация информационно-методического материала по развитию тонких координированных движений рук, зрительно–пространственного восприятия, памяти, мышления. Обмен педагогическим опытом в рамках образовательного учреждения.
Содержание работы:
• Подведение итогов работы в рамках совместной деятельности с детьми и родителями по проекту;
• анализ эффективности системы работы с детьми по развитию графомоторных навыков;
• разработка методических рекомендаций;
• подготовка презентации, выставки, отражающих содержание работы с детьми;
• систематизация заданий продуктивной деятельности по развитию графомоторики;
• разработка и подборка материала для изготовления совместных работ детей и родителей;
• творческий отчет о проекте на педсовете ДОУ и РМО учителей-логопедов: