Александра Романовна
Проект «Развитие детского туризма»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА» 2
1.1. Паспорт проекта : 2
2. АКТУАЛЬНОСТЬ 3
2.1. Актуальность заявленной в проекте проблемы : 3
2.2. Характеристики имеющихся инноваций. 4
3. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА» 7
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 9
5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 11
Публикация «Проект „Развитие детского туризма“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
6. МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ (РЕСУРСЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 13
7. Описание результатов 15
7.1. Достигнутые результаты: 15
7. 2. Достигнутые социальные эффекты: 15
ТЕЗАУРУС 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 17
Дополнительная информация: 17
1. НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА : «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА»
1.1. Паспорт проекта :
Сведения об авторе: Клочкова Александра Романовна, инструктор по физической культуре
Целевая аудитория:
Воспитанники группы общеразвивающей направленности 5-7 лет, воспитатели, родители (законные представители ребенка, инструктор по физической культуре
Тип проекта :
Долгосрочный, информационно – практико - ориентированный.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
2.1. Актуальность заявленной в проекте проблемы :
Дошкольное детство - один из самых основных периодов жизни человека. Именно в этом периоде начинает формироваться личность ребенка, происходит основное развитие человека : умственное, нравственное, эстетическое, физическое. В период дошкольного детства человек интенсивно развивается, растет. Одной из особенностей развития ребенка является естественная потребность в движениях, то есть организм может развиваться только в движении. Биологическая потребность в движениях свойственна всем детям, а ее количественные характеристики зависят от уровня физической подготовленности ребенка, типа нервной высшей деятельности, пола, возраста, времени года, климатических условий, телосложения и функциональных возможностей растущего организма, обуславливается родом занятий, количеством свободного времени и характером его использования, доступностью спортивных сооружений и мест отдыха для детей.
В последние годы во всем мире наблюдается ухудшение состояния здоровья у детей, в том числе, дошкольного возраста. Все это спровоцировано рядом факторов: неправильное питание, атмосферные загрязнения, низкое качество питьевой воды, игрушки, содержащие вредные химические добавки. Также, на ряду с вышеперечисленным, на ухудшение физического состояния детей оказывают влияние новые технологические устройства, такие как: смартфоны, сотовые телефоны, ноутбуки и т. п. Все это приводит к малоподвижному образу жизни, что сказывается не только на здоровье детей, но и их физическом развитии.
Туризм, наряду с многими другими способами ЗОЖ, служит надёжным средством укрепления здоровья и восстановления сил. Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности, благотворного воздействия природных факторов, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми, делают туризм одной из самых привлекательных и полезных и любимых детьми и взрослыми форм проведения прогулок, выходных дней и отпуска.
Туристические походы и прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечнососудистых и респираторных заболеваний.
С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.) У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля.
Таким образом, из выше перечисленного, следует, что туристические прогулки и походы имеют ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательны и прикладной.
2.2. Характеристики имеющихся инноваций.
В нашей стране детский туризм зарождался в форме экскурсий, которые должны были закреплять знания, с не слишком большой охотой полученные школьниками. В 1910 году в России, на радость детям, упразднили летние работы школьников, которые никому не доставляли удовольствия. Вместо этого малыши получили возможность наслаждаться теплым временем года и ездить в путешествия и на оздоровительные прогулки.
Самые первые оздоровительные лагеря для детей России были созданы неподалеку от Санкт-Петербурга, а затем и в столице.
Позднее в стране появились пионерские отряды, которые просуществовали до 90-х годов прошлого столетия. Что касается современности, то в настоящее время рынок туризма имеет более разнообразные формы туризма для детей. К традиционным формам внутреннего туризма можно отнести :
• экскурсии для школьников;
• краеведение;
• спортивный туризм (в т. ч. спортивно-туристские соревнования);
• самодеятельные школьные обмены;
• познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе;
• оздоровление и отдых в детских лагерях.
Для планомерного развития детского туризма уже устоявшиеся, традиционные формы требуют разработки и внедрения инновационных методов работы в данной области. Внедрение новшеств является немаловажным моментом в развитии детского туризма.
С целью создание новой формы детских экскурсий был разработан проект программы детских фитнес - экскурсий «Юные следопыты». Проект направлен на улучшение общего состояния организма, нормализацию эмоционального состояния, формирование позитивного жизненного настроя и воспитание толерантности к экологическим достопримечательностям города Екатеринбурга и Железнодорожного района.
Идея создания проекта, посвященного лесу, возникла в рамках Года Экологии. Экологический праздник «День леса» - партнерский проект, направленный на защиту окружающей среды, сохранение флоры и фауны. Программа рассчитана на возрастную категорию: 5-7 лет.
Данный проект включает разнообразные направления туризма. А именно:
• фитнес (легкие физические нагрузки,
• экскурсии (походы) в парки отдыха (парк Победы, Дендропарк; Харитоновский парк и др.).
• теоретические и теоретико - практические занятия по правилам пожарной безопасности, беседы о туризме и видах туризмах и др.
• творческая деятельность экскурсантов в игровой форме (изобрести, домыслить, изобразить эмблему лесопарка в виде рисунка).
Прежде чем идти в поход, необходимо очень тщательно подготовиться. В первую очередь надо определить цели и задачи похода.
Для походов выходного дня (фитнес - экскурсий) обычно ставим следующие цели:
• оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);
• спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуациях, подготовка к участию в категорийных маршрутах);
• познавательные (изучение родного края, знакомство с его природными и историческими достопримечательностями);
• развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы поваров, знатоков природы, музыкальные и т. д.);
• эстетико-романтические ( художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство, встреча и общение с друзьями).
Таким образом, предложенный проект позволит привить интерес к активным видам спорта, познакомить с экологической достопримечательностью города Екатеринбурга и научит жить и работать в гармонии с природой.
3. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА»
Цель проекта : обогащение двигательного опыта, развитие координационных способностей, сохранение и укрепление здоровья детей посредством детского туризма.
Задачи проекта :
• создать новую, интересную форму экскурсий для детского возраста;
• пропагандировать здоровый образ жизни через детский фитнес-туризм;
• закрепить в сознании детей исторические традиции русского народа, связанные с лесом;
• рассказать о лесном хозяйстве города Екатеринбурга, парках;
• приобщить к культуре бережного отношения к природе;
• обратить внимание на гармонизацию человека с природой.
• Предполагаемые результаты
• Снижение уровня детской заболеваемости.
• Повышение показателей развития физических качеств и уровня физической подготовленности.
• Полученные детьми знания о туризме и природе родного края позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья; развивать искреннее чувство любви к родным местам.
• Повышение заинтересованности воспитанников, родителей в формировании здорового образа жизни; приобщение к физической культуре и туризму.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Вводное занятие: «С туризмом дружить – здоровым быть!» (беседа о понятиях туризм, турист, здоровье, закаливание, рюкзак, компас, карта, спальный мешок, термос, палатка, котелок. Техника безопасности и правила безопасного отдыха в лесу и т. п. (см. презентация).
2. Теоретико-практическое занятие: «Мы собираемся в поход» (беседа о снаряжении и одежде туриста; сбор туристического рюкзака).
3. Теоретико-практическое занятие: «Умный огонёк» (правила пожарной безопасности в походе, виды костров).
4. Практическое занятие (фитнес-экскурсия) в осенний парк Победы: «Путь к здоровью» (дыхательная гимнастика, йога на коре матах, подвижные игры).
5. Теоретико-практическое занятие: «Путь домой всегда найдем» (знакомство с картой и компасом, ориентирование на местности по карте и компасу, по мху, по солнцу и др.)
6. Командные задания по ориентированию на местности по карте: «Юные следопыты».
7. Теоретико-практическое занятие: «Тропа здоровья!» (знакомство с туристической полосой препятствий и её прохождение; (параллельно-натянутая переправа, паутина, метание в цель и т. п.).
8. Экскурсия на школьный стадион: «Я здоровым быть хочу, пусть меня научат!».
9. Теоретическое занятие по оказании первой помощи при ссадинах, ушибах, царапинах: «Мы здоровье сохраним!».
10. Практическое занятие: фитнес-экскурсия выходного дня «Путешествие всей семьей за здоровьем» (катание на лыжах, установка палатки, катание с горы на санях, подвижные игры, ориентирование по деревьям, по ямам и горкам и т. п.).
11. Командные соревнования: «Юные туристы».
5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)
1. Знакомство и изучение методической литературы по данной теме, посещение мастер-классов.
2. Изучение общественных интересов, а также интересов и потребностей детей и их родителей (анкетирование).
3. Разработка программы детских фитнес - экскурсий «Юные следопыты».
4. Презентация проекта на Педагогическом совете и согласование программы детских фитнес - экскурсий «Юные следопыты» с администрацией детского сада.
5. Разработка сценариев мероприятий.
6. Игры на командообразование.
7. Промежуточный контроль.
II этап. Практический (ноябрь-апрель).
1. Проведение фитнес - экскурсий, совместных с семьей прогулок выходного дня (пропаганда здорового образа жизни, занятий туризмом).
2. Проведение мероприятий: школа туриста (обучение основам туризма, полоса препятствий, спортивные эстафеты, подвижных и спортивных игр, ориентирование на местности, лыжный туризм, оказание первой доврачебной помощи при ссадинах, ушибах, царапинах).
3. Пропаганда туризма, здорового образа жизни.
4. Промежуточный контроль.
III этап. Обобщающий (май-июнь)
1. Обобщение опыта проектной деятельности.
2. Анализ результатов деятельности с учётом личностного подхода к воспитанию детей, отбора эффективных форм и методов работы.
3. Разработка методических рекомендаций, их практическое обоснование.
4. Проведение итоговых соревнований «Юные туристы».
5. Итоговый контроль на обобщающем этапе осуществляет заместитель заведующего по ВМР.
6. МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ (РЕСУРСЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Нормативно-правовые:
• разработка новых локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность (приказов, положений, правил, функционалов).
Научно-методические:
• функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;
• разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
• внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
• оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по организации детского туризма.
Кадровые:
• создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
• привлечение необходимых специалистов извне
Информационные:
• формирование банка данных по реализации проекта;
• мониторинговые мероприятия;
• организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.
Материально-технические:
• приобретение технических средств и оборудования (палатка, спальный мешок, карабины, страховочные системы).
Финансовые:
• смена расходов ДОУ;
• внебюджетная деятельность ДОУ, в том числе спонсорская и благотворительная помощь.
7. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
7.1. Достигнутые результаты:
Снижение уровня детской заболеваемости.
Повышение показателей развития физических качеств и уровня физической подготовленности.
Полученные детьми знания о туризме и природе родного края позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья; развивать искреннее чувство любви к родным местам.
Дети получили положительный эмоциональный и оздоровительный опыт.
У воспитанников наблюдается стойкий интерес к изучению подвижных игр, способность самостоятельно заниматься физическими упражнениями и подвижными играми.
7. 2. Достигнутые социальные эффекты:
Наблюдается благоприятный психологический климат в группе; детский коллектив стала отличать сплоченность и дружеские отношения.
Воспитанники, сотрудники и родители проявляют интерес к совместным спортивным мероприятиям, особенно к фитнес - экскурсиям.
Увеличилось количество семей, принимающих активное участие в образовательном процессе группы.
Повышение заинтересованности воспитанников, родителей в формировании здорового образа жизни; приобщение к физической культуре и туризму.
ТЕЗАУРУС
Туризм – (фр. tоurism-tоur – прогулка, поездка) – путешествия по своей стране или другим странам, сочетающие отдых с элементами спорта и познавательными задачами. (Словарь иностранных слов. – М., 1989).
Туризм – особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.
Туристический поход – форма организации туристской деятельности, предусматривающей преодоление достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту, овладение специальными прикладными знаниями и навыками и их использование.
Туристическая прогулка – форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное (в течение 4-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.
Фитнес – туризм - новый вид отдыха, совмещающий пляж, экскурсии по необычным и интересным местам, интенсивные тренировки и тематические занятия. В отличие от обычных туристических поездок ориентирован на развитие физических и духовных качеств
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дурович А. П. Организация туризма / А. П. Дурович. - Минск: АСТ, 2008.
2. Изотова М. А., Матюхина Ю. А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме. - М. : Научная книга, 2012.
3. Комаров Л. К. Туризм и дети. - Новосибирск, 2011.
4. Малахова Н. Н., Ушаков Д. С. Инновации в туризме и сервисе / Н. Н. Малахова, Д. С. Ушаков. - М. : ИКЦ «МарТ», 2008.
5. Миркин Б. М. Туризм и охрана природы : компромисс возможен / Б. М. Миркин. - Экология и жизнь. - 2009. - №2 - С. 29-32.
Дополнительная информация:
1. Презентация «С туризмом дружить – здоровым быть!»
2. Видеоотчеты о реализации проекта (3 фильма).