Ольга Митрофанова
Проект «Растим дошкольных Эколят — защитников природы»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта.
Структура Содержание
Тема проекта природоохранный, познавательно-исследовательский
«Растим дошкольных эколят – защитников природы
прппппприродыприроды».
Сроки
реализациипроекта
долгосрочный 01.09.2019 года по 31.08.2022года.
Автор
проекта Воспитатель : Митрофанова О. В.
Участникипроекта Дети старшей группы, педагоги, родители
Публикация «Проект „Растим дошкольных Эколят — защитников природы“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особенностипроекта природоохранный, познавательно-исследовательский, долгосрочный.
Актуальностьи социальная
значимостьпроекта От нас, взрослых зависит, какими вырастут наши дети!
Мы, взрослые (родители, воспитатели) должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять ее и преумножать ее богатства.
Осуществляя организацию работу по экологическому образованию в группе, оценила состояние окружающей среды своей малой Родины – г. Красный Кут.
Административный центр Краснокутского района, расположен в нижнем Заволжье, на правом берегу реки Еруслан (левый приток р. Волги) Экологическая обстановка города имеет свои экологические проблемы : загрязнение атмосферы города, р. Еруслан, питьевой воды, несанкционированное размещение отходов, деградация растительности и почвенного покрова (засоление, усиление ветровой и водной эрозии почвы, состояния окружающей среды.
Территория ДОУ, на мой взгляд, недостаточно озеленена, мало деревьев, кустарников, цветущих растений, цветов других островков природы, где дети могли бы проводить наблюдения за живой и не живой природой, позаниматься в цветнике, на огороде, развивать свои познавательные способности.
Анализ ситуации Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.
Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты,программы,проекты,формы,методы,подходы,приёмы,решения,технологииимероприятия.
Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый природоохранный, познавательно-исследовательский проект :
«Растим дошкольных эколят – защитников природы по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Проект
«Растим дошкольных эколят – защитников природы
Является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. инновационныминструментариемразвитиядополнительногообразованияэколого-биологической направленностив дошкольныхобразовательныхорганизацияхроссийскихрегионов.
Постановкапроблемы Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием, с экологией Краснокутского района. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
В рамках реализации нашего проекта предусматривается разносторонняя деятельность в ДОУ с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. га, зависит
Аннотация проекта В рамках реализации нашего проекта предусматривается разносторонняя деятельность в ДОУ с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. На торжественной церемонии воспитанников группы приняли в команду «Эколят – дошколят». Дети понимают, что они вошли в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Особенностью Проекта «Растим дошкольных «Эколят» – защитников природы» по формированию культуры природолюбия у воспитанника детского сада является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Работая по проект, провели комплекс занятий, заданий и мероприятий, используя, учебные и учебно-методические пособия, тематические книги, игровой, аудио, видео и другой материал, подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к природе. Систематически проводим тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Особое внимание в Проекте уделяем формированию у воспитанников целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
.
Цель проекта Формирование у ребенка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, ее животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребенка культуры природолюбия.
Задачи проекта - дать ребенку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребенком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- помочь ребенку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
-помочь ребенку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс ДОУ новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приемов, способных сформировать у ребенка чувство любви, разносторонне - ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности
Принципы,
лежащие в основе проекта - реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т. е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости;
- интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;
- создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска;
- наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения; - создание условий для практического экспериментирования с разными материалами; - простота и доступность изучаемого материала;
- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;
- добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении проблемного вопроса и темы;
- безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса;
- наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка;
- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
- принцип системности и наглядности;
- принцип доступности изучаемого материала;
- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий - проблемно – исследовательский характер заданий - вариативно – дифференцированное содержание заданий - опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения;
- привлекательность, занимательность и образность содержания заданий;
- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий;
- принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений;
- принцип гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия;
- любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность;
- принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы;
- принцип интегративности: сотрудничество с семьей, сочетание разных видов деятельности;
- принцип наглядности: изготовление ряда нагляднодидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе экологического материала.
-изучении проблемного вопроса и темы;
-безопасность в организации и проведении воспитательно-образовательного процесса;
-наличие осознанного подхода при организации совместной деятельности со стороны воспитателя, таких элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
-уважение к свободе и достоинству каждого ребенка-принцип системности и наглядности
-принцип доступности изучаемого материала
-эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий
-проблемно–исследовательский характер заданий
-вариативно–дифференцированное содержание заданий
-опоранаразвитиесамостоятельностимышления,речевыхнавыков,умениерассуждатьидоказыватьсвоюточкузрения-привлекательность,занимательность и образность содержания заданий
-психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации занятий
-принцип историзма: сохранение хронологического порядка, описываемых явлений и сведений
-принцип гуманизации: ориентация наивысшие общечеловеческие понятия- любовь к природе родного города, к природе Отечества, природоохранная деятельность
-принцип дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природоохранной деятельности, накопление им опыта,особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
-принцип интегративности :сотрудничество с семьей, сочетание разных видов деятельности
-принцип наглядности :изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций.
Этапы реализациипроекта I этап - подготовительный.
внедрение в проект образы сказочных героев
изучение и создание информационной базы, подбор материала по проекту
II этап - основной
совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей
включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
активизация взаимодействия родителей с детьми по
Сохранению единства человека и природы III этап - заключительный
подведение итогов деятельности в рамках проекта
результаты мониторинга по экологическому
воспитанию
создание фото презентации в рамках проекта.
Ресурсы проекта Информационно-техническое:
-фотоаппарат,
-телевизор
Информационное обеспечение:
-интернет,
-Программа экологического воспитания дошкольников С. Н. Николаевой «Юный эколог»
-комплексные занятия по экологии С. Н. Николаевой - тематические книги;
-хрестоматии;
-альбомы и тетради для раскрашивания;
-дидактический материал: схемы, таблицы, дид. Игры по краеведению;
-наглядные, дидактические и раздаточные материалы;
-художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
-семейные фотографии общения с природой,-тематические альбомы и фотоальбомы,
-энциклопедические и справочные издания;-аудио и видео носители информации;
-настольные, напольные, компьютерные и другие игры,-элементы мультипликации;
- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.
Предполагаемыерезультаты и продукты проекта Предполагаемые результаты:
-повышение общей культуры ребенка;
Формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
-формирование у ребенка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
-развитие в ребенке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Продукт деятельностидетей:
-Рисунки детей на экологическую тематику, по полученным впечатлениям;
-Модели и схемы,
-Творческие работы
Продукт деятельности педагогов:-Разработка и оформление проекта;
-РазработкаконспектовООДпотематикепроекта-Презентацияитоговпроекта
-Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т. д.)
-Тематические стенды и выставки,
-Сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий.
Перспективы распространения Использование данного педагогического проекта в работе дошкольных образовательных учреждений