Людмила Палиенко
Проект работы с родителями. «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало».
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Дети логопедической группы наряду с серьёзными нарушениями речи очень часто имеют сопутствующие расстройства, в том числе нарушения восприятия, внимания, памяти.
Кроме того, общее недоразвитие речи (ОНР) сопровождается слабостью нервной системы, а это, как правило, влечёт за собой частые простудные заболевания. Ребёнок с ОНР, не посещая детский сад по болезни, даёт существенный «откат» в коррекционной работе, что затрудняет решение проблемы.
Темочки:
Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаимодействия всех участников педагогического процесса, в котором особая роль принадлежит родителям.
Проводимый нами опрос родителей в этой области позволил сделать вывод об их недостаточной осведомлённости в вопросе о причинах речевого недоразвития, частых простудных заболеваний и роли дыхания в этом.
Особое удивление родителей вызвал тот факт, что подобные проблемы можно решать в игровой форме и непринуждённой обстановке.
Нами разработан комплекс мероприятий по формированию у детей правильного дыхания с активным вовлечением в процесс родителей, нацеленный не только на речевое развитие детей, но и на профилактику простудных заболеваний.
Срок реализации: сентябрь – апрель текущего года.
Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата.
Задачи:
- создавать доверительные отношения в процессе совместной деятельности: воспитатель–родители – ребёнок;
-информировать родителей об онтогенезе физиологического дыхания и механизмах речевого дыхания;
-обучать доступным средствам, развивающим речевое дыхание через игру;
-познакомить с нетрадиционной методикой оздоровления по системе А. Н. Стрельниковой «Парадоксальная дыхательная гимнастика»;
-пропагандировать знания и навыки, полученные в рамках проекта, в кругу семьи и ближайшего окружения.
Средства реализации.
Серия устных консультаций:
• «Дыхательный аппарат и его возможности от рождения ребёнка до зрелого возраста».
• «Несовершенства речевого дыхания у детей дошкольного возраста».
• «Физиологическое и речевое дыхание – две стороны единого процесса».
• «Условия для занятий дыхательной гимнастикой».
• «Дышите глубже».
• «Не шутите с запахами».
Семинары-практикумы:
• «Учусь правильно дышать вместе с мамой». Комплекс упражнений по формированию физиологического дыхания.
• «Парадоксальная дыхательная гимнастика» по системе Стрельниковой для взрослых.
«Круглый стол» :
• Демонстрация игровых приёмов по развитию плавного длительного выдоха.
Открытое занятие на тему:
• «Развитие речевого дыхания в условиях речевой группы».
Творческая мастерская:
• Совместное создание памятки для будущего поколения мам;
• Совместное изготовление дидактических пособий по формированию речевого дыхания.
Результаты проекта :
1)Привлечение внимания к проблеме.
2)Разработка памятки (совместно с родителями) по гигиене органов дыхания и воспитанию правильного речевого дыхания у детей.
3)Создание картотеки игр по развитию дыхания, придуманных родителями.
4)Снижение уровня простудных заболеваний.
Закономерным результатом работы над правильным дыханием является исправление недостатков звукопроизношения. Наряду с этим мы обратили внимания на то, что по мере адаптации детей в речевой группе наблюдается существенное снижение у них заболеваний верхних дыхательных путей. В основе этого явления лежит принцип вентиляции лёгких и воздухоносных путей, то есть происходит своего рода проветривание, что не позволяет мокроте скапливаться и задерживаться в полостях.
Таким образом, вышеописанная система в работе с родителями позволяет не только успешно заниматься коррекцией речи, но и эффективно проводить оздоровительную работу по снижению заболеваемости детей.