Татьяна Мальгина
Проект «Путешествие в театр» по окружающему миру в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Путешествие в театр" (старшая группа)
Актуальность
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка. Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.
Публикация «Проект „Путешествие в театр“ по окружающему миру в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
• Недостаток учебного времени, т. е. общая загруженность воспитателей.
• Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.
• Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.
У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний. Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
Цель:
-формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности;
-создание необходимых условий для знакомства детей с театром;
-дать детям возможность попробовать себя в разных ролях.
-развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства;
-сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной. Наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2. Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
3. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
4. Развивать речь, воображение, мышление.
5. Активизировать познавательный интерес детей;
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
7. Снимать зажатость и скованность;
8. Учить согласовывать свои действия с другими детьми;
9. Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
10. Познакомить с театральной терминологией.
Форма и методы реализации проекта :
Методы: - метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
-игры-драматизации;
-чтение художественной литературы;
-пальчиковые игры;
-артикуляционная гимнастика;
-сюжетно-ролевые игры;
-подвижные и хороводные игры;
-НОД;
-беседы с родителями; -консультирование для родителей;
Предполагаемый результат
-проявление интереса к художественной литературе, театру;
- понимание сюжета сказки и характера персонажа;
- умение строить диалог с партнером, сказочным героем на заданную тему;
- умение действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;
- свободное ориентирование в пространстве;
Методическое сопровождение проекта :
-сборники подвижных и хороводных игр;
-сборник артикуляционной гимнастики;
-конспекты сценариев театрализации;
-конструкт НОД;
-консультационный материал для родителей;
-консультационный материал для педагогов;
-подборка художественной литературы;
-методическое сопровождение (аудио-видеофильмы, магнитофон, диски с записями)
Вид проекта : Краткосрочный Творческий
Участники проекта : Дети 5-6 года жизни старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : Апрель - май 2022 года
Этапы реализации проекта :
1-й этап: подготовительный
1. Изучить литературу по теме.
2. Составить перспективный план мероприятий.
3. Создать пространственную предметно-развивающую среду.
4. Разработать конспект сценария театрализации.
5. Пополнить сборник подвижных, сюжетно-ролевых игр.
6. Оформить уголок ряженья.
7. Изготовить маски и атрибуты для итогового мероприятия.
2-й этап: основной
1. Беседы, консультации для родителей.
2. Проведение НОД.
3. Проведение подвижных игр в группе и на участке.
4. Чтение художественной литературы.
5. Инсценировки стихов, сказок.
6. Учить импровизировать игры – драматизации на темы знакомых сказок.
7. Разучивание стихов.
8. Сюжетно-ролевые, хороводные, творческие игры.
9. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
3-й этап заключительный
1. Презентация для педагогов.
2. Показ спектакля «Цыплёнок Цыпа».
Перспективный план мероприятий
Планирование (групповой сбор) :
- Какие бывают театры? Чем они отличаются?
- Кто может поискать картинки о театрах и принести их?
- Кто может об этом узнать и рассказать всем?
- Когда вы нас познакомите с тем, что узнаете?
1) Просмотр видеофрагментов о различных видах театров.
2) Оформление альбома «Театры для всех» о различных видах театров.
- Кто хочет принять участие в его оформлении?
- Сколько для этого понадобится времени?
3) Театрализованные игры с пальчиковым, теневым, настольным, перчаточным и театром кукол.
Как артисты готовятся к постановке спектакля?
1) Посетить спектакль в Театре кукол.
2) Работа над этюдами: пантомимическими и имитационными.
3) Составление рассказов на темы «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?», «Любимый герой спектакля».
Трудно быть артистом?
1) Драматизация сказки «Цыплёнок Цыпа».
2) Изготовление билетов для игры «Театр» и шапочек.
- Кто хочет принять участие в их изготовлении?
- В каком Центре вы будете это делать?
- К какому дню сделаете?
3) Сюжетно-ролевая игра «Театр».
4) Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист» :
Текст стихотворения:
В кино снимается артист,
Артист играет роль.
В кино артист – то футболист,
То лётчик, то король.
Любых профессий и времён
Сыграть героя может он.
- Кто работает в театре и помогает ставить спектакли?
Изготовление коллажа «Кто участвует в постановке спектакля?».
- Что нам для этого понадобится?
- Кто хочет принять участие?
- Как зрители узнают, какой будет спектакль?
1) Собрать коллекцию афиш и реклам (с помощью родителей, сотрудников).
- Кто сможет этим заняться?
2) Изготовление своих афиш.
3) Формулировка правил поведения в театре и создание схем о правилах поведения.
- Что такое декорации?
1) Изготовление настольных театров из бумаги, картона, коробочек.
Реализация плана.
1. Познавательное развитие:
- Беседа «О чём нам говорит театральный реквизит?» с целью спланировать деятельность детей по созданию декораций, атрибутов к сказкам и сюжетно-ролевой игре «Театр».
Вопросы для обсуждения:
Для чего нужны билеты? Для чего нужны кулисы в театре? Нужна ли афиша? Где её лучше разместить? Как зрители узнают, что спектакль начинается? Для чего в театре буфет? Что было бы, если бы в театре не было гардероба?
- Презентация и беседа на тему «Театральные профессии» (театральная труппа : актёры, художник по костюмам, художник-оформитель, гримёр, режиссёр и т. д.);
2. Развитие речи и чтение художественной литературы:
- Игра «Комплимент» на развитие сочувствия и сопереживания у детей;
- Игры-этюды, импровизации с целью отработки диалога, выразительности в речи.
3. Продуктивная деятельность:
- Дети создают театральную вывеску, вместе с воспитателем выбирают название для театра;
- Организация совместной деятельности в форме «Творческая мастерская» на тему «Театр своими руками», обязательно использовать кулисы, театральную кассу, афишу, буфет и гардероб;
- Мастер-класс родителя или педагога по изготовлению куклы (героя, персонажа);
- Изготовление разных видов театра самостоятельно и с помощью родителей.
5. Игровая деятельность:
- Организация сюжетно-ролевой игры (обсуждение сюжета, ролей, распределение ролей, подготовка атрибутов для игры).
Материалы: касса с вывеской, сцена с декорациями, афиша; билеты, номерки, программки; деньги.
Реализация плана (по Центрам активности в группе) :
Центр искусства:
Изготовлений билетов в театр.
Изготовление афиши.
Коллаж «Кто участвует в постановке спектакля?» (режиссёр, артисты, костюмер, осветитель и т. д.).
Выставка творческих работ «Мой любимый герой».
Центр речи/книги/театра :
Рассказы детей «Что я видел в театре?», «Чем мне понравился спектакль?», «Любимый герой спектакля».
Оформление мини-книжек новых сценариев (сказок).
Разучивание ролей совместно с родителями.
Центр познания:
Просмотр презентации: «Разные театры» (альбом).
Просмотр детских спектаклей.
Прослушивание песенок из мультфильмов и сказок
Экскурсия в театр кукол.
Театральный уголок :
Драматизация сказок.
Настольный театр сказки «Гуси – лебеди» («Три поросёнка»).
Центр конструирования.
Тема: «Мир театра»
Постройка декораций для драматизации сказки.
Конструирование здания театра.
Центр игры:
Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Театр» (шапочки, элементы костюмов, декорации и т. п.).
Вывод: Перспективы дальнейшего развития проекта :
Подводя итоги, можно отметить заинтересованность детей в театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игре в театр. Они с удовольствием участвуют в изготовлении афиш, билетов, распределении ролей и т. д. Многие ребята наблюдали за репетициями актёров и, после просмотра спектакля с участием своих одногруппников, изъявили желание попробовать себя в этом качестве. Поэтому мы планируем продолжить этот проект и подготовить ещё несколько театрализованных постановок.