Юлия Фомичева
Проект «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в прошлое
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №9 «Радужка» комбинированного вида
г. Волхов
Проект в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности № 2 «Звездочка»
Музыкальный руководитель: Фомичева Ю. В. ,
Публикация «Проект „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Воспитатели: Киселева О. В., Степанова Л. В.
Учитель – логопед: Салтыкова О. В.
Актуальность
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дети любят слушать сказки, потешки, небылицы, отгадывать загадки, участвовать в играх – забавах, и, именно, театрализованная деятельность в дошкольном возрасте помогает в игровой форме создать благоприятные условия для развития детей, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность создает условия для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и раскрытия творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются и совершенствуются средства общения, приобретаются коммуникативные умения и навыки, развивается воображение. Театрализованная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, улучшает звуковую культуру речи. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции. Использование театрализованных игр позволяет успешно реализовывать педагогические задачи в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Предлагаемый проект на доступном детям уровне знакомит детей с традициями, фольклором, бытом русского народа. Способствует развитию познавательных и творческих способностей детей, формированию нравственности, повышению интереса к самобытной русской культуре.
Тип проекта : творческий, познавательный
Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• Обогащать словарный запас детей.
• Познакомить детей с образом жизни людей на Руси в прошлом, с их бытом, культурой.
• Расширять знания детей о народной музыке.
• Закреплять умения детей выполнять танцевальные движения русской народной пляски.
Развивающие:
• Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового.
• Развивать диалогическую и монологическую речь.
• Совершенствовать певческие навыки на материале русских народных песен.
• Развивать средства выразительности (интонация, мимика, жесты, позы, движения).
• Развивать интерес детей и родителей к театрализованной деятельности.
Воспитательные:
• Приобщать детей и родителей к русской народной музыкальной культуре.
• Воспитывать художественный вкус.
Участники: дети 6-7 лет, родители, воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед.
Срок реализации: краткосрочный (октябрь 2020)
Методы и приемы:
- игры-драматизации с различными видами театров;
- игры-этюды для развития мимики и пантомики, интонаций;
- упражнения по дикции, совместно с учителем-логопедом;
- чтение русских народных сказок;
- обыгрывание сказок и инсценировок;
- ролевые диалоги;
- ситуативные беседы;
- импровизация на детских музыкальных инструментах;
- пропевание русских народных пестушек, закличек;
- слушание русской народной музыки;
- инсценировки русских народных песен;
- знакомство с музыкальными играми и хороводами.
Средства: театральный уголок в группе, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, фонотека, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.
Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая, индивидуальная
Прогнозируемый результат:
Дети:
• повысится интерес детей к русской народной культуре и театрализованной деятельности;
• расширяться знания детей о русской народной культуре;
• разовьются средства выразительности;
• познакомятся с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
Родители:
• повысят родительскую педагогическую компетентность;
• заинтересуются образовательной деятельностью на основе педагогического сотрудничества.
Реализация проекта :
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
1 этап – подготовительный:
• обсуждение с детьми темы проекта, выбор сюжета театрализованных игр;
• подготовка предметно – развивающей среды;
• подбор художественной литературы;
• выбор детьми ролей в театрализованной деятельности;
• привлечение родителей в совместную деятельность;
• изготовление атрибутов, в том числе совместно с родителями.
2 этап – основной
Образовательные области Виды и формы совместной образовательной деятельности
Социально-коммуникативное развитие Разыгрывание сюжетов с атрибутами «Молодецкие потехи», «Хозяюшки».
Ситуативный разговор: «Русская кухня», «Народный календарь», «Русские народные игрушки».
Дидактические и настольные игры: «Собери матрешку», «Разрезные картинки»; «Одень куклу», «Определи и назови промысел».
Театральная деятельность:
Настольный театр «Кот, петух и лиса».
Пальчиковый театр «Гуси – лебеди».
Бибабо «Маша и медведь».
Инсценировка потешек с использованием масок.
Речевое развитие Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок о быте, праздниках и обычаях русского народа.
Беседа: «Какие народные праздники вы знаете?», «Русский костюм».
Загадки о предметах народного быта.
Интерактивная литературная викторина.
Чтение: русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка», «По щучьему веленью», «Три медведя», «Марья Моревна», «Лисичка со скалочкой».
Совместно с учителем-логопедом заучивание: Потешки «Небылицы в лицах»; «Тит, иди зерно молотить»;
Заклички «Ульяна, где была?»
Считалки «На завалинках в светёлке»
Пословицы «Землю красит солнце, а человека труд», «На печи заседать – хлеба не видать», «Под лежачий камень вода не течет» и т. д.
Упражнения по дикции:
ПиРРРоЖЖЖок в пеЧЧЧи пекла
ХЛЛЛопотливая пЧЧЧела,
ПоЛЛЛоЖЖЖиЛЛЛа в пиРРРожки
ПоЛЛЛнапёРРРсточка муки…
Познавательное развитие Презентации: «Народна культура и традиции», «Быт русской избы», «Народные промыслы».
Ситуативная беседа «Мы принимаем гостей».
Рассматривание предметов декоративно-прикладного творчества.
Загадки о русских народных праздниках.
Настольная игра «Народные промыслы».
Макет «Русская изба».
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, картин русских художников о быте, традициях и праздниках русского народа.
Лепка: «Гончарные мастеровые» (глиняная посуда, «Подарки из прошлого» (свистульки, баранки, матрешки и др.).
Аппликация: «Избушка», «Праздничная скатерть».
Рисование: «Веселые матрешкии», «Расписные ложки».
Конструирование из строительного материала «Терема и избы», «Древняя Русь».
Оригами: «Осенние листья»
Музыкальная деятельность
Разыгрывание этюдов: выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
Русские народные заклички: «Кто с нами жито молотити?»
Хороводные игры: «Каравай», «Золотые ворота»
Русские народные песни: «Русский чай», «Осенины»
Русские народные танцы: «Танец с ложками»
Физическое развитие Подвижные народные игры: «Воевода», «Ручеек», «Баба Яга», «Гори, гори ясно!», «Золотые ворота».
Хороводные игры: «Каравай», «Долгая Арина».
Физминутка «Матрешки».
Беседа «Почему здоровье надо беречь смолоду?»
Создание условий
для самостоятельной деятельности Книжный уголок:
- книги - с русскими народными сказками, Е. Ожич «Ремёсла русского народа»;
- наглядно-дидактические пособия: «Как наши предки выращивали хлеб», «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская игрушка»,
- настольная игра-пазл «Русские узоры», «Русские народные сказки»;
- иллюстрации с предметами старинного русского быта, народного костюма;
Играем в театр:
- театр масок - «Колобок»,
- бибабо – «Колобок»,
- настольный театр – «Гуси-лебеди»,
- театральная гостиная – «Путешествие в сказку» (одна группа детей показывает фрагмент сказки, другая группа отгадывает какая это сказка)
Центр продуктивных игр:
- раскраски по теме
- складывание из бумаги (оригами) – кленовые листья «Осенний венок»
Центр конструктивных игр:
- деревянный конструктор – «Старинный город»,
- ЛЕГО-конструктор – «Русская печь»
- счётные палочки – «Избушка», «Колодец»
Центр сюжетно-ролевых игр:
Настольная сюжетно-ролевая игра «К нам гости пришли» (с использованием макета «Русская изба»);
- «Посиделки», «Лавка народных игрушек»;
Взаимодействие с родителями Размещение материалов в родительском уголке:
• «Русская народная игрушка и ее значение в жизни ребенка»;
• «Народные приметы и праздники»;
• «Подготовка руки к письму посредством декоративного рисования».
Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы.
Участие в выставке «Умелые руки».
Родительское собрание: «Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей»
Включение родителей в совместную театрализованную деятельность «Осенние посиделки»
3 этап – итоговый
Театрализованная постановка «Осенние посиделки» (итоговое мероприятие).
Выводы:
• повысился уровень знаний детей о быте, традициях, фольклоре русского народа;
• расширился словарный запас по теме проекта;
• повысился интерес детей к театральным играм;
• в театральных играх дети используют художественные выразительные средства (движение, интонацию, мимику);
• включение фольклора в музыкальное развитие детей создаёт благоприятные условия для формирования интереса к народному творчеству, привития детям интереса к музыке, поэзии, танцу.
• вовлеченность родителей в образовательную деятельность.
Литература:
1. «Народное искусство детям» под редакцией Т. С. Комаровой – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016;
2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О. Л. Князева, М. Д. Маханева – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2017;
3. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» И. А. Бойчук (старшая и подготовительная к школе группа, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018;
4. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций», О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016;
5. «Театральная деятельность в детском саду» А. В Щеткин, Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
Приложение
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Осенние посиделки»
Цель: формирование творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• Развивать интерес к народному фольклору.
• Формировать у детей представление о традициях и быте русского народа.
• Способствовать формированию познавательного интереса к народному творчеству.
• Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности, музыку.
Предварительная работа:
Беседы: «Осенины», «Осенние посиделки», «Веселая ярмарка». Разучивание русских народных песен, игр, стихов; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.
Действующие лица:
• Бабушка Настасья, в народном костюме (ведущий - воспитатель, Хозяйка (ведущий – воспитатель);
• Домовенок Кузя – (воспитатель или родитель);
• Дети в русских народных костюмах;
• Баба Яга – (воспитатель или родитель).
Ход развлечения:
Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входит Хозяйка и бабушка Настасья
Бабушка Настасья:
Затоплю пожарче печку,
Скоро все придут домой.
А потом схожу на речку
За водою ледяной.
Дров березовых подбавлю
Золотых поленьев жар.
А потом на стол поставлю
Старый русский самовар!
Хозяйка: (осматривается)
Что-то мало в нашей горнице гостей,
Позовем-ка мы к себе детей!
Красны девицы, да добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Вам веселиться, петь, плясать,
Осенины отмечать!
Звучит русская народная музыка,входит группа детей – гостей
Хозяйка: Проходите, веселья вам да радости!
Дети (с караваем) : Спасибо, Хозяюшка! Нам начинать досталась роль,
Мы принесли вам хлеб да соль! (отдают Хозяйке, та благодарит, усаживает их на лавки).
Ребенок:Хлеба нынче вволюшку,
Хлебушек высок,
Поклонюсь я полюшку,
Гнется колосок.
Входит следующая группа детей
Бабушка Настасья: У нас для каждого найдется и теплое местечко, и ласковое словечко!
Ребенок:
Накрывай пиры!
Полюшко раздольное
Принесло дары.
Входит следующая группа детей-гостей
Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Дети: Ехали мы мимо, да завернули до дыма (садятся на лавку по приглашению хозяйки).
Входит четвертая группа детей-гостей
Бабушка Настасья:
Собрались к нам гости со всех волостей!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ребенок (говорит с места) :
Гостям то известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком… Что ж, ребята, заканчивается осень, собран весь урожай. Самое время повеселиться, да порадоваться! На Руси в давние времена, устраивали в это время праздники и гулянья! Приходили девушки и ребята на осенние веселые посиделки. Вот и мы с вами сегодня собрались: и песни споем, и спляшем!
1-й ребенок:
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирем на посиделки
Всех друзей и всех родных.
2-й ребенок:
Пели песни звонкие,
Осень прославляя.
А листочки желтые,
Кружатся играя!
3-й ребенок:
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души!
Песня «От чего плачет осень?»
Бабушка Настасья: - Ой, а кто это шуршит за моей спиной?
Слышится кряхтение, появляется домовенок Кузя. Оглядывается, ворчит.
Кузя: Ой, народу-то в избе, народу! Откуда толькопонашли, да понаехали? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила! А что зимой-то есть будем?
Бабушка Настасья: Не будь таким жадным, Кузя!
Кузя: Не жадный я, а домовитый. Зима холодная длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!
Бабушка Настасья: Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузя: Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у вас один! (выходит на середину зала, высоко подняв нос).Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.
Бабушка Настасья: Неправильно здороваешься, Кузя. Представляешься неправильно, не так надо.
Кузя: А как надо? Не знаю, не умею я.
Бабушка Настасья: Давайте, ребята, научим Кузю правильно здороваться.
«Здороваемся»
Кузя: А какой праздник у вас нынче сегодня?
Хозяйка: Мы сегодня Осенины отмечаем. В путешествие тебя в старину приглашаем, так жили на Руси наши предки и нам завещали, очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали. В праздник Осени прославляли богатый урожай, благодарили Осень за доброту и щедрость, за её дары, которые кормят людей всю зиму. А самый главный подарок Осени – хлебушек. С давних времен дошел до нас обычай встречать дорогих гостей хлебом-караваем. Вот и мы с вами испечем праздничный каравай.
Русская народная игра «Кто с нами?»
Дети идут навстречу друг к другу шеренгами и поют: 1-я колонна спрашивает, 2-я – отвечает:
-Кто с нами, кто с нами жито молотити?
-Мы с вами, мы с вами жито молотити!
-Кто с нами, кто с нами муку просевати?
-Мы с вами, мы с вами муку просевати!
-Кто с нами, кто с нами тесто замесити?
-Мы с вами. Мы с вами тесто замесити!
-Кто с нами, кто с нами пирог выпекати?
-Мы с вами, мы с вами пирог выпекати!
Образуют большой круг, берутся за руки и говорят:
- Вот такой вышины! (поднимают сцепленные руки вверх)
Вот такой ширины! (отходят назад, расширяя круг)
Хозяйка:А чтобы наш каравай был пышным да вкусным, поможет нам русская печка!
Дети: Ой, да печка-сударыня!
Помоги нам, Барыня!
Каравай нам испеки,
В дом богатство принеси!
Дети уходят на места.
Кузя:Каравай и пироги-то я очень люблю… (гладит свой живот).
Бабушка Настасья:Кузя, а что это за сундучок у тебя такой интересный?
Кузя:Сундучок мой не простой, волшебный! В нём много чего интересного лежит. Вот моя любимая ложка! (достаёт из сундука большую деревянную ложку).
Бабушка Настасья:Вот так ложка. Расписная, да красивая какая! Есть у нас знакомый Тит, у которого такая ложка тоже есть.
Инсценировка «Тит, иди зерно молотить»
Мальчик Тит с большой ложкой: Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону!
Девочка:Ох, и лодырь!
Лежит целый день
Не жнет, не косит!
Тит иди зерно молотить.
Мальчик Тит:Живот болит!
Девочка:Тит иди кашу есть!
Мальчик Тит:Где моя большая ложка?
Кузя: Ух ты, какие смышленые!
А я вот за печкой сижу – лапти вяжу.
Ложкой кашу доедаю,
Да на ложечках играю.
Мальчик:Ой, девчата дорогие,
Разрешите вам сказать:
Мы имеем предложенье
Вместе с вами поплясать!
Девочка:Платья новые у нас,
Ни одной заплатки.
Как же с вами не сплясать
Милые ребята!
Танец с ложками.
Мальчик:Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки!
Первая пара:
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег!
- Можно зашить!
- Да иглы нет!
- Авелика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
Вторая пара:
- Фома, что из леса не идешь?
- Да медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Даон не идет!
- Так сам иди!
- Да он не пускает!
Третья пара:
- Ульяна, где была?
- В новой деревне!
- Что там видела?
- Утку в юбке,
Курицу в сережках,
Свинью в рогожке!
Хозяйка:И, конечно, посиделки славились своими играми да забавами. Поиграем, детвора в золотые ворота!
Игра «Золотые ворота»
Бабушка Настасья:Что-то, Кузя, ты не весел, буйну голову повесил?
Кузя: Заскучал я по бабулечкесвоей, да по родному домику! Ох!
Бабушка Настасья: А кто же твоябабулечка!
Кузя: Да известно кто, бабулечкаЯгулечка!
Бабушка Настасья: А домик родной – это та избушка на курьих ножках, трухлявенькая!
Выходит Баба Яга
Баба Яга:Я, недаром к вам спешила, торопилась в детский сад.
Свой костюм, недаром шила, весь в листочках мой наряд.
Я - баба Яга современная, сердечная, не вредная.
Я в сказочном лесу живу, песни я пою, пляшу.
А сейчас я внука своего ищу, вы не видели его!
Бабушка Настасья: А каков он из себя?
Баба Яга: Да видный такой из себя мужчинка, весь в меня, такой же красавец! Круглолиций, с конопушками, волосенки рыжие, лохматые! Мой портрет!
Радостная встреча Бабы Яги с внуком.
Танец домовенка Кузи с Бабой Ягой
Хозяйка:Ну, рассмешили, ну, развеселили!
А что в котомочке твоей? Покажи нам поскорей!
Баба Яга: Я к вам пришла не с пустыми руками. Пришла я с русскими народными музыкальными инструментами (раскладывает).
Игра на русских музыкальных инструментах
Бабушка Настасья: Баба Яга, а ты все из своей котомки достала?
Баба Яга: Да вроде все, ничего не позабыла! (роется в своей котомке)
Но пора и честь знать! Заигрались, загулялись,
Пора всем по домам расходиться,
А за веселые посиделки Хозяюшке поклониться!
Хозяйка: Хорошо посидели, гости веселые,
Надо бы каждому молодцу дать по огурцу.
Но пока вы меня слушали, зайцы огурцы все скушали!
Но не вышло с огурцом угощу вас пирогом!
Осень, осень на порог, хозяюшка несет пирог,
За ваше веселье, да за уменье всем вам угощенье!
Ребенок: погостить у вас мы рады, мы еще разок придем,
А теперь, давай, ребята, с пирогами чай попьем!
Дети встают врассыпную и поют заключительную песню
Песня «Русский чай»
музыка и слова А. Фроловой
1. Если вдруг у друга праздник,
Среди угощений разных
Непременно за столом
Вас побалуют чайком.
Припев:
Чай с вареньем,
Чай с печеньем,
Чай с хорошим настроеньем,
Чай с малиновым листом
Соберет всех за столом.
2. Славится везде недаром
Русский чай из самовара
Крепкий чая аромат
Восхищает всех подряд!
Хозяйка достает каравай из печи и все садятся пить чай.