Светлана Тарасова
Проект «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»
31 марта 2017 года исполнилось 135 года со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского – замечательного русского писателя, классика отечественной детской литературы, на чьих стихотворных сказках выросло не одно поколение нашей страны.
Публикация «Проект „Путешествие по сказкам Корнея Чуковского“» размещена в разделах
Корней Иванович Чуковский (1882 - 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. На протяжении всей своей жизни он общался с детьми, интересовался тем, о чём они говорят, думают, переживают, писал для них стихи и прозу, переводил лучшие образцы мировой детской поэзии. И всё же главным вкладом К. Чуковского в отечественную детскую литературу были и остаются его стихотворные сказки, адресованные самому маленькому читателю и ставшие "неотъемлемым атрибутом детства". Это уникальный целостный мир, который "является своеобразной моделью Вселенной", как отмечает в своей статье о сказках Чуковского Е. М. Неёлов. Именно поэтому они представляют собой нечто больше, чем просто занимательные истории для маленьких детей - сказки Чуковского становятся способом познания мира.
Первая сказка К. Чуковского - "Крокодил" - написана в 1916 г. Уже в этом произведении отчётливо проступают те черты, которые затем станут стержнем сказочной Вселенной К. Чуковского. В основе сюжета - "страшная история" про "девочку Лялечку", завершающаяся её чудесным спасением "удалым героем" Ваней Васильчиковым. С этим типом сюжета читатель встретится ещё не раз - например, в сказках "Муха-цокотуха" и "Тараканище". В процессе развития сюжета друг друга сменяют два постоянных мотива сказок К. Чуковского : страшное и смешное. И то, и другое - прежде всего инструмент: напугать или рассмешить читателя - вовсе не самоцель. Исследователи творчества К. Чуковского приходят к выводу, что страх в его сказках становится средством воспитания в ребёнке способности сочувствовать, сопереживать героям. Кроме того, читая эти сказки, ребёнок учится свои страхи преодолевать, ведь тот мир, который раскрывает перед ним автор, по определению добр. Не случайно многие сказки открываются или, напротив, завершаются картиной всеобщего веселья, праздника.
Именно поэтому, знакомясь с удивительным миром К. Чуковского в самом раннем возрасте, дети получают первоначальные представления о добре и зле, о том, как устроен мир и каким должен быть человек.
Волшебство сказок Корнея Чуковского вновь зажжет огоньки в сердцах маленьких детей.
Паспорт проекта :
Тип: творчески - познавательный, групповой. Автор проекта : воспитатель первой квалификационной категории
Тарасова С. Н.
Участники проекта : дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
Срок проекта : краткосрочный (4 недели)
Актуальность проекта
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, если ему интересно.
В век современных технологий, к великому сожалению, очень мало времени уделяется семейному чтению. Дети дошкольного возраста мало знают детских писателей и их произведения; родители не уделяют должного внимания чтению художественной литературы, заменяют чтение книг, на просмотр мультфильмов. Следствие этого: дети не умеют выразительно рассказывать стихи, правильно строить предложения. Речь детей довольно скудна, что мешает им при общении.
Роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников очень велика. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными поступками; в них дети получают образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Корней Чуковский - один из любимых детских авторов. Кто же не знает Муху Цокотуху, Мойдодыр, бабушку Федору и других персонажей Корнея Ивановича Чуковского? Его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, доступны для детей, легко воспринимаются, ведь К. И. Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Но в то же время они очень ценны с точки зрения воспитания в детях бережного отношения к вещам, своему здоровью и внешнему виду, развития в детях умения постоять за себя, воспитания желания помочь слабым.
Необходимость приобщения ребёнка к чтению, начиная с раннего детства, бесспорна. Сказка способствует всестороннему развитию личности, помогает не только овладевать речью и развивать творческие способности, но и познавать окружающий мир.
Цель: Знакомство детей с произведениями Корнея Ивановича Чуковского.
Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию. 2. Формировать умение пересказывать сказки. 3. Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
4. Развивать интерес к иллюстрациям лучших художников-иллюстраторов детской книги. 5. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на их содержание.
6. Воспитывать положительное эмоциональное отношение детей от встречи с любимыми героями сказок, где побеждает добро, дружба, смелость.
7. Воспитывать уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности. 8. Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• проявлять интерес к творчеству К. Чуковского;
• у детей появился интерес к книгам, их рассматриванию;
• у детей сформировано умение внимательно слушать и пересказывать сказки.
• испытывают интерес к книге, как к источнику знаний;
• дети умеют узнавать героев сказок по иллюстрациям.
Для педагогов:
• показать детям возможность использования книги для поиска ответа на вопрос.
• реализовать проект в разных видах детской деятельности;
Для родителей:
• станут активными участниками реализации проекта;
• проявляют интерес к семейному чтению, к совместной работе с детьми.
Оборудование и материалы:
Книги К. И. Чуковского, иллюстрации к произведениям, настольно-печатные игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр по сюжетам сказок, настольный театр по сказкам К. И. Чуковского, видеоматериалы, материалы для продуктивной деятельности, ноутбук, музыкальный центр, фотоаппарат.
Формы и методы организации проекта
• Анкетирование.
• Решение проблемных ситуации.
• Педагогические наблюдения.
• Беседы.
• Консультации для родителей.
• НОД
• Выставки.
• Совместная организованная деятельность.
• Оформление информации для родителей в приемной.
• Творческие мастерские.
• Сюрпризные моменты.
• Игры
Перспективное планирование по проекту
«Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»
срок мероприятие задачи
06 марта 1. Рассматривание портрета К. Чуковского. 2. Знакомство с его творчеством и произведениями. - Познакомить с писателем К. Чуковским, вызвать интерес к его произведениям.
07марта 1. «Чтение художественной литературы».
«Добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского».
2. Оформление выставки книг К. Чуковского. - Создать условия для ознакомления детей с творчеством писателя К. И. Чуковского.
08марта 1. Чтение произведений К. И. Чуковского. «Доктор Айболит».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Видеопросмотр сказки «Айболит». Формировать умение детей передавать краткое содержание сказки, развивать речь детей.
09 марта 1. Сюжетно ролевая игра:
"Доктор Айболит".
2. Аппликация: «Чемоданчик для Доктора Айболита».
10марта 1. Чтение произведений К. И. Чуковского. «Муха-Цокотуха». 2. Рассматривание иллюстраций к сказке.
3. Рисование: «Платье для
мухи - Цокотухи». Формировать умение детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, изображать героев сказки.
13 марта 1. Сюжетно ролевая игра: «В гостях у Мухи Цокотухи». 2. Лепка: «Муха-Цокотуха».
3. Настольный театр: «Муха - Цокотуха.
14 марта 1. Чтение произведений К. И. Чуковского «Чудо дерево».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Аппликация: «Чудо дерево». Вызвать интерес к стихотворениям К. И. Чуковского, формировать заинтересованное отношение к творчеству, развивать чувство доброты, желание помогать братьям нашим меньшим.
15марта 1. Чтение произведений К. И. Чуковского «Федорино горе».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Игра драматизация по сказке : «Федорино горе». Формировать умение детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, изображать героев сказки.
16 марта 1. Видеопросмотр сказки «Федорино горе»
2. Лепка: «Посуда для бабушки Федоры».
3. Заучивание стихотворений, отрывков из сказок К. И. Чуковского Формировать умение детей передавать краткое содержание сказки, развивать речь детей.
17 марта 1. Чтение произведений К. И. Чуковского «Краденое Солнце».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Рисование: «Краденое солнце». Воспитывать умение сопереживать героям сказки; передавать их образ в игре
20 марта 1. Чтение произведений К. И. Чуковского «Крокодил»
2. Лепка: «Крокодил».
3. Подвижная игра «Мы пойдём, пойдём, пойдём».
4. Игра драматизация по сказке : «Краденое солнце». Воспитывать умение сопереживать героям сказки; передавать их образ в игре.
21 марта 1. Чтение произведений К. И. Чуковского «Мойдодыр».
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам». Воспитывать умение сопереживать героям сказки; передавать их образ в игре
22 марта 1. Чтение произведений К. И. Чуковского «Телефон» 2. Рассматривание иллюстраций к сказке. 3. Дидактическая игра «Собери картинку». Продолжать знакомить детей со сказками К. Чуковского. Собирать картинку из 4 частей.
23 марта 1. Театрализованная деятельность: Показ сказки «Телефон».
2. Загадывание загадок К. И. Чуковского. Закрепить знания детей о произведениях К. Чуковского.
24марта 1. Видеопросмотр сказки «Путаница».
2. Рисование: «Любимые герои сказок К. Чуковского».
3. Дидактическая игра, «Из какой сказки».
Формировать умение узнавать сказку по иллюстрациям.
27марта 1. Игра «Путешествие по сказкам».
2. Создание книги рисунков по сюжетам сказок. Закрепить знания детей о произведениях К. Чуковского.
28марта 1. Презентация для детей: «Викторина по сказкам К. И. Чуковского». Закрепить знания детей о произведениях К. Чуковского.
29марта Итоговое интегрированное занятие «Путешествие по сказкам Чуковского».
30 марта 1. Презентация для детей: «Дом музей К. И. Чуковского».
2. Проведение диагностики.
31 марта Подведение итогов проектной деятельности.
Работа с родителями 1. Оформление выставки рисунков «По страницам сказок. Приобщение родителей к работе детского сада.
2. Создание библиотечки произведений К. Чуковского. 3. Приглашение родителей для совместной деятельности с детьми.
Реализация проекта в разных формах и видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:
1. Познавательное развитие:
Знакомство с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.
Отгадывание загадок К. И. Чуковского.
Знакомство с разными представителями животного мира при помощи произведений К. Чуковского.
Знакомство с правилами обращения с книгой.
Дидактические игры «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Опиши, чтобы узнали дети».
Игра-викторина «Из какой сказки отрывок».
2. Речевое развитие:
Ознакомление с художественной литературой. Предполагается не только непосредственное чтение, но и вся работа над прочитанными произведениями:
«Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Краденое солнце», «Тараканище».
Заучивание стихотворения «Чудо-дерево», отрывков из сказок К. Чуковского.
Драматизация сюжетов сказок К. Чуковского.
3. Социально-коммуникативное развитие:
Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду.
Знакомство с профессией ветеринара.
Знакомство с профессией иллюстратора.
Правила безопасного поведения на примере сказок Корнея Ивановича Чуковского.
Игры на основе сюжетов сказок и стихов. Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит», «В гостях у Мухи Цокотухи», «Испорченный телефон».
4. Физическое развитие:
Формирование культурно-гигиенических навыков на основе произведений К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».
Проведение физкультминуток: «Скрюченная песня», «Доктор Айболит».
5. Художественно-эстетическое развитие:
Рассматривание иллюстраций разных художников к произведениям К. Чуковского.
Рисование: «Платье для Мухи Цокотухи», «Тараканище», «Любимый герой сказки», «Краденое солнце».
Лепка: «Посуда для бабушки Федоры», «Крокодил».
Аппликация: Коллективная работа «Чудо Дерево», «Чемоданчик Доктора Айболита».
В ходе проектной деятельности у детей повысился интерес к чтению художественной литературы. Дети многое узнали о жизни и творчестве Корнея Ивановича Чуковского, с удовольствием заучивали и декламировали отрывки из сказок.
Родители с энтузиазмом включились в работу над проектом. Совместно с детьми, ими были сделаны различные поделки, книжки малышки. Была создана библиотечка книг К. И. Чуковского.
Нами была оформлена выставка детских рисунков и детско-родительских работ.
Была подготовлена консультация для родителей по домашнему чтению. Проведено анкетирование "Сказка в жизни Вашего ребенка".
В ходе проектной деятельности проводились занятия по чтению художественной литературы, беседы, занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка, рисование, аппликация).
Были прочитаны сказки : "Мойдодыр", "Тараканище", "Краденое солнце", "Муха Цокотуха", "Федорино Горе", "Доктор Айболит", "Крокодил". Так же дети познакомились со стихами, загадками автора.
Итоговым мероприятием стало открытое интегрированное занятие «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского». Во время проведения занятия дети с удовольствием отвечали на вопросы, выполняли задания, отгадывали сказки по отрывкам, повторяли правила пользования книгой, которые прислала Королева Книжка, разыгрывали отрывки из сказок автора. Большой интерес среди детей вызвало желание быть сказочным героем и помочь другим персонажам выйти из трудных ситуаций. В заключение занятия дети получили подарки.
Проект прошел успешно. Цель проектной деятельности достигнута, все задачи выполнены.
Приложение 1
Картотека игр по сказкам К. И. Чуковского
1. «Путешествие по сказкам»
Цель: вспомнить отрывки из произведений и назвать сказки.
Правила игры: Взрослый вытаскивает карточку со стихотворной загадкой, зачитывает ее. Ребенок, должен закончить предложение и назвать из какой сказки отрывок. Потом взрослый показывает картинку с правильным ответом (книгу, ребенок проверяет себя.
Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого (комара).
«Муха — цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней!
Позови-ка ты лучше (ворону!
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну, очень маленьких (детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит).
«Айболит»
Только вдруг из– за кусточка,
Из- за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает (воробей).
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше (идти не могу).
«Федорино горе»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке (темно).
«Краденое солнце»
Вдруг откуда- то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький (фонарик).
«Муха - Цокотуха»
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой (гребешок)
«Мойдодыр»
2.«Сбежавшие герои сказок»
Цель: узнать героя и его сказку.
Правила игры: Ребенок вытаскивает себе карточку с персонажем из сказки, называет, кто изображен на ней и из какой он сказки.
3.«Сложи сказку»
Цель: собрать целую картинку из частей.
Правила игры: Детям раздаются подносы с разрезными картинками (сюжеты из сказок писателя). Необходимо собрать целый сюжет и назвать произведение.
3.«Героический поступок»
Цель: вспомнить, какие героические поступки совершили герои из сказок К. Чуковского, и рассказать о них.
Правила игры: Ребята вытаскивают из чудесного мешочка себе эмблемы с персонажами сказок. Воспитатель выбирает карточки с текстами поступков (выложены обратной стороной, зачитывают их, и ребенок, чей герой совершил этот поступок, должен поднять руку, и рассказать, как был совершён этот героический поступок.
4.«Кто есть кто»
Цель: узнать, каким персонажам принадлежат сказочные имена.
Правила игры: Взрослый называет сказочное имя персонажа сказки, а ребенок называет самого героя и находит его на картинке.
Анкета для родителей
"СКАЗКА В ЖИЗНИ ВАШЕГО РЕБЕНКА"
1. Часто ли Вы рассказываете своему ребенку сказку?
2. Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня?
3. Волнует ли Вас проблема детского чтения?
а) да (почему) ___
б) нет (почему) ___
4. Просит ли ваш ребенок читать сказку несколько раз?
5. Есть ли Любимая сказку у Вашего ребенка?
6. Придумываете ли вы сказку для вашего ребенка?
7. После чтения сказок, обсуждаете ли Вы содержание сказки?
8. Знаете ли вы о том, что сказка носит воспитательный характер?
9. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек?
10. Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?