Альбина Ашихмина
Проект «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Путешествие капельки».
b]Участники проекта:[/b] дети, педагоги, родители.
Вид проекта: Познавательно – исследовательский.
Проблема для взрослых: По результатам бесед с детьми выяснилось, что детям интересно было бы узнать, что происходит с водой, какие у неё свойства, откуда берется вода в кране, почему идет дождь, как превращается в снег, лед, снежинки; есть ли вода в организме человека. Как вода помогает всему живому жить и расти, кто живет в воде. Поэтому мы решили обогатить и уточнить представления детей о свойствах и признаках воды, её значение в жизни человека и живой природы (разные агрегатные состояния воды; использование водных ресурсов человеком и др., помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.
Публикация «Проект „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проблемы: Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Проблема для детей: Всем известна особая любовь детей к играм с водой. В повседневной работе с детьми мы часто сталкиваемся с постоянными вопросами детей о воде: Какой бывает вода? Почему питьевую воду нужно кипятить? Как очистить воду? Как образуются облака? И многие другие…
Все эти вопросы явились мотивами для создания данного проекта: «Путешествие капельки», в ходе, которого мы попытались разобраться в этих вопросах.
Цель проекта: Формировать интегративные качества ребенка путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития творческих способностей в процессе раскрытия тайн, которые хранит в себе вода.
Задачи педагогические:
1. Обогащать сознание детей содержательно-упорядоченными сведениями: познакомить с различными агрегатными состояниями воды, использованием водных ресурсов человеком, формировать представления о применении воды в повседневной жизни.
2. Развивать познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств: эталонов, макетов, символов, моделей.
3. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы.
4. Развивать интегративные качества дошкольников: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные проблемы, адекватные возрасту.
Вопросы и темы детских исследований:
№ п/п Вопросы Тематика исследований
1 Какой бывает вода? Лед, пар, жидкость.
2 Где содержится вода? Океан, море, река и т.
3 Почему питьевую воду нужно кипятить? Вода и микробы.
4 Как очистить воду? Фильтр своими руками.
Этапы реализации:
Мотивационный Создание мотивов, формули-ровка проб-лемы, обсуждение этапов 2 дня
- Чтение Т. А. Шарыгиной «Приключение Кап и Ли».
Предложить провести исследование по данной проблеме:
Что мы знаем о воде?
Что хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Практический, исследовательский
«Вода в жизни растений»,
- Чтение познавательной литературы.
- «Почему следует экономить воду?», «Красавец Тургояк», «Озера Миасса»
познавательные беседы.
- Путешествие по глобусу «Запасы воды в мире».
- НОД «Вода в жизни людей».
- Наблюдение в окружающем мире «Где встречаем воду?»
- Исследовательская деятельность
«Как очистить воду?».
- Слушание «Звуки природы» (ручеек, волны, дождь)
Практический, экспериментально - творческий
Работа над проектом 6 дней
- Дидактические игры: «Где живет вода», «Какой бывает вода»,
«Считаем с Капелькой», Лото "Вода в природе"
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»,
Гимнастика для глаз «Песни воды»
- Дидактические пособия «Озера Урала», «Времена года», «Кому нужна вода».
- Изготовление книги «Все, что мы знаем о воде».
- Познавательный вечер
«Чем опасна вода?»,
- Словесные игры
«Какой бывает вода?», «Объяснялки», «Чем можно заменить воду?»
Отгадывание загадок о воде и её состояниях.
Чтение стихов и потешек о воде.
-Эксперименталь-но – творческая деятельность
«Чем заменить воду?».
- Проблемные ситуации и их совместное решение с родителями (по книге).
- Создание книги – самоделки о воде «Приключение Кап и Ли».
- Рисование воды (в различных состояниях).
- Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручейки»,
«Мама тучка», «Веснянка», «Снег кружится», «Караси и щука», «Удочка».
П/и (Наш дом Южный Урал) «Земля, вода, огонь, воздух» С/р «Королева капля», «Рыбалка», «Моряки», «Морское путешествие», «Исследователи» Художественно – эстетическое.
Заключительный
Представление содержания деятельности проекта 3 день - Оформление мини-музея о воде.
-Презентация энциклопедии «Все, что мы знаем о воде».
- Лэпбук «Путешествие капельки».
Создание картотек «Игры с водой», «Опыты с водой».
-Выставка совместных рисунков с родителями на тему «Озера Миасса».
- Дневник наблюдений за экспериментами.
Результат:
1. Дети познакомились с различными агрегатными состояниями воды, и использованием их в жизни человека и живой природы.
2. Посредством исследовательской и экспериментальной деятельности раскрыли тайны, которые хранит в себе вода.
3. Обогатили словарный запас (существительные, прилагательные, глаголы – производные от слов «вода», «лед», «пар», уточнили грамматические категории (словообразование, словоизменение, фразеологические обороты, пословицы и поговорки).
4. В совместной деятельности с педагогом научились создавать простейшие фильтры для очистки воды (салфетка, сито, вата, уголь).
5. Оформили мини-музей о воде.
6. Создали энциклопедию «Все, что мы знаем о воде», дневник наблюдений за экспериментами.
7. Дети совместно с родителями изготовили различные рисунки по теме проекта и организовали выставку творческих работ.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
3. Журавлева, В. Н. проектная деятельность старших дошкольников / сост. В. Н. Журавлева. – изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2012. – 214 с.
4. Райхерт-Гашхаммер, Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / Е. Райхерт-Гаршхаммер; под ред. Л. В. Свирской. – М. :Национальное образование, 2016. – 112 с.
5. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.