Германова Любовь
Проект «Птицы — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Птицы – наши друзья»
Актуальность проекта : помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.
Публикация «Проект „Птицы — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Вид проекта : исследовательско-творческий, познавательно-речевой.
Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы
Возраст детей: 6лет.
Сроки реализации: с09.2012-09.2013. г. - долгосрочный проект.
Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.
Цели: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;
Развивать интерес к жизни птиц;
Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.
Задачи: уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Методическая работа по проекту : формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.
Взаимодействие с родителями:
Участвовать в создании детской книжки—малышки.
Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая»
Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.
Формы и методы работы:
- интегрированные занятия;
- игры-ситуации;
- беседы;
- Выставки рисунков и поделок;
- экскурсии;
- просмотр мультфильмов;
- викторина;
- консультации.
Необходимые условия реализации проекта :
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Предметно-развивающая среда:
Дидактический материал:
С. Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.
Разрезные картинки.
Методическая литература.
И. М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
М. В. Трофимова. И учёба и игра…
Н. В. Новоторцева. Развитие речи детей.
О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.
В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
План реализации проекта
Раздел программы Содержание деятельности. Сроки
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес»
Игры драматизации по программным произведениям.
Настольно-печатные игры:
Лото «Птицы»
Разрезные картинки,
Найди 5 отличий,
Узнай и назови 2х одинаковых птиц.
Дидактические игры:
«Кто где живёт»
«Зимующие и перелётные птицы»
«Летает, плавает, бежит»
«Откуда птица прилетела?»
«Чей клюв?»
«Узнай по следу»
Подвижные игры на площадке.
«Найди пару»
«Пчёлки и ласточки»
«Лётал, лётал воробей»
«Зайди в свой домик»
«Сова»
«Пингвины на льдине»
«Стая»
«Лягушки и цапли»
«Кукушка» Октябрь-ноябрь
Декабрь-апрель
Социальное развитие Тематическое занятие по теме: «Птицы Самарского края»
Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Составление альбома «Птицы нашего края»
Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»
Наблюдение за стаями птиц-летящие клином.
Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»
Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»
Словотворчество. совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»
Участие в акции «Птичья столовая»
Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»
Правила поведения в природе.
Ноябрь.
Январь - март
Здоровье и физическое развитие Совместные походы к реке, на полянку.
Наблюдение за растительным и животным миром.
Подвижные игры.
Труд на участке и в природе. Март - апрель - май.
Труд - Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.
Подкормка птиц.
«Вкусняшки для птиц».
Изготовление скворечника (совместно с плотником)
Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.
Фотографирование с кормушками и скворечником. Январь - февраль - март.
Познавательное
развитие Рассматривание альбомов:
«Всё о птицах»
«Красная книга»
«Хищные птицы»
Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.
Цикл занятий «Птицы— наши друзья»
Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…
Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»
Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»
Рассматривание энциклопедий. Февраль - апрель
Начало грамоты Составление описательных рассказов о природе, о птицах.
Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей…»
Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»
Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц.
Составление рассказов о бережном отношении к птицам.
Художественная литература. Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.
Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.
И. Белоусов. «Весенняя гостья»
А. Яншин «Покормите птиц»
Т. Волжина. «Где чей дом?»
Е. Благинина. «Стрижи»
Стих-ие к репродукции В. Бакшеева «Голубая весна»
Чтение и пересказ Л. Яхнин «Дятел»
Русск. нар сказки «Заяц—хвастун», Кукушка»
Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка» Март - апрель
Детская продуктивная (изобразительная)
деятельность Аппликация
«Снегири на ветках»
«Сказочная птица»
Составление композиции птицы - из сухих листьев.
Конструирование
«Журавлик» из бумаги
Рисование
«Птичий двор»
«Отлёт птиц»
«Птица у моего окна»
Лепка.
«Орлы на горных кручах»
«Птички—свистульки»
«Птички—игрушки»
Игровая ситуация «Клён и птицы»
Ручной труд
«Прилетели птицы»
«Гнёздышко
Наблюдение на улице
«Гнездо среди ветвей» Октябрь, ноябрь,
декабрь,
Январь - февраль - март, апрель, май.
Исследовательская деятельность Целевые прогулки. Наблюдения:
Птицы, что изменилось в поведении осенью?
Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.
Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.
Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?
Когда воздух можно почувствовать?
Как воздух помогает птицам летать?
Какие птицы не умеют летать? Почему?
Изучаем дерево, плоды и семена:
-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?
Изучаем животных связанных с деревом:
Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.
-Хорошо ли они заметны на дереве?
Экспериментальная деятельность Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).
Пословица – Как с гуся вода.
Почему мы так говорим?
Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду. Октябрь-ноябрь.
Март—апрель-май.
Итоговое мероприятие: «В союзе с природой».(Экологический КВН).
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи.
- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.