Марина Ачмизова
Проект «Пщынэ — адыгейская гармошка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по теме:
«Пщынэ – адыгейская гармошка»
Разработан:
М. И. Ачмизова
музыкальный руководитель
Актуальность:
25 ноября в России отмечается день гармониста, и этот же день считается Днем рождения гармошки.
Публикация «Проект „Пщынэ — адыгейская гармошка“» размещена в разделах
Народную музыку сложно представить без этого инструмента. Гармонь широка распространена по всей России, в том числе у народов Северного Кавказа. Вот и у адыгов одним из самых популярных музыкальных инструментов считается гармошка – пщынэ. Именно в ее исполнении звучат сегодня многие традиционные танцевальные мелодии.
Играть на гармошке у адыгов всегда считалось почетным делом. Искусство народной игры – сложное, оно не для каждого. Сейчас ему обучают в музыкальных школах и училищах, но еще несколько десятилетий назад адыгскую гармонь осваивали сугубо самостоятельно: перенимали опыт у старших, воспроизводили мелодии, заучивая на слух.
Сегодня без этого инструмента невозможно представить адыгские праздники. Как свадьбу можно сыграть без гармошки? А традиционные адыгэ джэгу собирают молодежь всех национальностей в танцевальный круг именно знакомыми наигрышами.
Цель:
Познакомить дошкольников с музыкальной культурой адыгов и народными инструментами.
Задачи:
познакомить детей с особенностями музыкальных, песенных и танцевальных традиций адыгов;
развитие чувства ритма и музыкальности детей, творческой инициативы и способности к самовыражению;
воспитание уважения, чувства гордости за свой народ, историю и культуру.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный.
Срок реализации: 17-25 ноября.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатель и музыкальный руководитель.
Необходимые материалы:
Учебно-методическая литература, аудио, видео- записи, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, детские музыкальные инструменты, национальные костюмы и адыгейские народные инструменты.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (17-18 ноября):
подбор литературы, музыкального и видео материала;
подготовка наглядного и дидактического материала;
планирование работы по реализации проекта;
пополнение мини-музея адыгскими инструментами.
2 этап – основной (21-24 ноября):
Совместная деятельность с детьми:
знакомство детей с народными инструментами (пщынэ - адыгейская гармоника, пхачич – трещетка (ударный инструмент из деревянных пластинок, шичепшин (смычковый инструмент типа скрипки, камыль (флейтовый духовой инструмент);
слушание музыки: старинные мелодии и песни в исполнении государственного ансамбля Адыгеи «Исламей» и народного ансамбля «Удж»;
просмотр видеоматериалов: фрагменты выступлений современных гармонистов;
экскурсия в мини-музей ДОУ;
проведение занятия по конструированию из бумаги с элементами рисования «Моя гармошка».
Совместная деятельность с родителями:
консультация для родителей «Музыкальная культура адыгов»;
3 этап –заключительный (25 ноября):
проведение музыкального досуга «Юные музыканты».
Интеграция образовательных областей в ходе проведения проекта:
«Речевое развитие»
Формирование элементарных представлений об адыгской культуре через знакомство с названиями инструментов (пщынэ, пхачич, шичепшин, камыль) и их деталями (клавиши, регистр, мех).
«Познавательное развитие»
Расширение кругозора детей в области музыки и песен, формирование национальной картины в сфере музыкального искусства и творчества (показ видеоматериалов: фрагменты выступлений государственного ансамбля Адыгеи «Исламей» и народного ансамбля «Удж»;
«Художественно-эстетическое развитие»
Умение различать звучание инструментов; освоение навыков игры на детских музыкальных инструментах; знакомство с разными танцевальными мелодиями «Зафак», «Удж», «Исламей».
«Коммуникативно-личностное развитие»
Практическое овладение воспитанниками навыками игры на детских музыкальных инструментах. Формирование представлений о музыкальной культуре и искусстве; формирование гендерной и семейной принадлежности, а также патриотических чувств.