Татьяна Туганова
Проект «Простая наука для дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : "Простая наука для дошкольника"
Описание проекта :
Данный проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста от 2 лет до 7 лет. В каждой возрастной группе свои исследования, свои опыты.
[Стадия проекта :]
Цель проекта :
Публикация «Проект „Простая наука для дошкольника“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.
Задачи проекта :
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;
- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать
предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
Методы проведения:
• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, как ответы на детские вопросы;
• Проведение опытов (практических);
• Беседы (конструктивные).
Этапы проекта :
1. 1) Подготовительный этап:
* создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);
* диагностика;
* определение целей и задач проекта.
2) Реализация проекта :
1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка картотек
2. практическая часть:
• познавательные занятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;
• связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты, коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы, речевое развитие, рисование, лепка.
3) Заключительный этап:
* диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Ожидаемые результаты:
* Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
* Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
* Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.
Реализация проекта :
1 этап – подготовительный:
1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
1.2. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.
1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
1.4. Определение основных форм работы с детьми.
1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную
деятельность детей опытов и экспериментов, разработка
конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-
экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:
* специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
* природный материал (камешки, песок, семена и т. п);
* утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки);
* прочие материалы - лупы, термометры.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
1.7. Подборка практического материала, включающего:
Работу с детьми:
* конспекты НОД с элементами экспериментирования;
* перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;
* диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности;
* картотеку опытов и экспериментов.
Работа с родителями:
* консультации для родителей по данной теме; памятки.
Работа с воспитателями:
* консультации.
2 этап – основной:
Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:
- непосредственно образовательная деятельность;
- дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа);
- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.
Тематический план работы в 1 младшей группе
Блок «Камни»
1. Педагогический мониторинг
2.«Знакомство с камнями.
3.«Какими бывают камни?»
Блок «Вода- волшебница»
1 «Интересное знакомство».
2 «Вода – помощница».
Блок «Человек»
1 «Наши руки»
Блок «Песок, глина»
1 «Такой разный песок»
Блок «Солнечная система»
1 «Где ночует Солнце?»
Тематический план работы в 2 младшей группе
Блок «Камни»
1. Педагогический мониторинг
2.«Знакомство с камнями.
3.«Какими бывают камни?»
4. «Живые камни»
Блок «Вода- волшебница»
1 «Интересное знакомство».
2 «Вода – помощница».
3 «Вода – источник жизни
4 «Теплая капелька или поможем Колобку
умыться».
Блок «Человек»
1 «Наши руки»
2 «Что можно почувствовать кожей?»
Блок «Магнетизм»
1 «Полярное сияние»
Блок «Песок, глина»
1 «Такой разный песок»
2 «Животные и песок»
Блок «Воздух -невидимка»
1 «Знакомство со свойствами воздуха
Блок «Солнечная система»
1 «Где ночует Солнце?»
2 «Солнце, Земля и другие планеты
Блок «Электричество»
1 «Ожившие волосы»
Блок «Свет и цвет»
1 «Откуда радуга берется?».
Тематический план работы в средней группе
Блок «Камни»
1. "Вес камня"
2."Температура камня"
Блок «Вода- волшебница»
1. «Зачем нужно, чтобы вода была чистой»
2. "Цвет водицы"
3. "У воды нет запаха"
Блок «Человек»
1 «Слушай во все уши»
2 «Как мы чувствуем запахи?»
3 «Наши помощники - органы чувств»
Блок «Магнетизм»
1 «Компас»
2 «Что притягивает магнит?»
Блок «Песок, глина»
1 «Песок»
2 «Глина»
Блок «Воздух -невидимка»
1 «Неизвестное – рядом»
2 «Ветер невидимка»
Блок «Солнечная система»
1.«Наша Земля» Глобус»
2 «Солнечная система"
Блок «Электричество»
1 «Помоги Золушке»
2 «Электроприборы»
Блок «Свет и цвет»
1 «Волшебный круг».
Тематический план работы в старшей группе
Блок «Камни»
1. "Тонут ли камни в воде"
2. «Живые камни»
3 .Дымящиеся горы»
Блок «Вода- волшебница»
1. «Вода нужна всем».
2. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Блок «Человек»
1 «Как мы чувствуем запахи?»
2."Опасности для человека дома"
3. "Сердце"
Блок «Магнетизм»
1 «Какой магнит сильнее?»
2. "Где можно применить магнит"
Блок «Песок, глина»
1. "Волшебный песок"
Блок «Воздух -невидимка»
1. "Лодочка"
2. "Поиск воздуха"
Блок «Солнечная система»
1 «Этот загадочный космос»
Блок «Электричество»
1. «Электроприборы»
2.«Взаимодействие и переход вещества из одного
вида в другой»
Блок «Свет и цвет»
1. "Свет вокруг нас"
Тематический план работы в подготовительной группе
Блок «Камни»
1."Дымящиеся горы»
2. "Что на камне есть"
3. "Меняют ли камни цвет?"
Блок «Вода- волшебница»
1. «Ходит капелька по кругу».
2.«Когда льётся, когда капает?».
3. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?»
4. «Что бывает с паром при охлаждении?».
5. «Как вытолкнуть воду?»
Блок «Человек»
1. "Опасности для человека в лесу"
Блок «Магнетизм»
1."Магнитный театр"
2. «Сделать магнит помогает электричество»
3. «Когда магнит вреден»
Блок «Песок, глина»
1. "Как ветер влияет на песок"
2. Как образуются барханы
Блок «Воздух -невидимка»
1. "Загадочные пузыри"
2. Надувание мыльных пузырей
3. Пузырьки-спасатели
4. Воздух легче воды
5." Свойства воздуха"
Блок «Солнечная система»
1. "Что важнее Земля, солнце или луга"
Блок «Электричество»
1. "Как создать электрический ток"
2. "Электричество разных источников"
Блок «Свет и цвет»
1."Меняем свет"
Непосредственно образовательная деятельность.
Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Для реализации проекта существует подборка опытов на каждый возраст.