Алсу Шайнурова
Проект программы «Семицветик» (психолого-педагогическая программа художественного развития детей 4–5 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Методологические основы.
Творческие способности - безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки, затем — в рисовании).
Публикация «Проект программы „Семицветик“ (психолого-педагогическая программа художественного развития детей 4–5 лет)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Средняя группа
- «Цветик-семицветик»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении “неодобряемых”. В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и, прежде всего, это связано с подготовкой самих педагогов.
Та же проблема стоит и в нашем ДОУ, на базе которого предполагается реализация проекта. Недостаточно кадров для работы с детьми, имеющими задатки одаренности в художественной деятельности. Организованная образовательная деятельность (занятия) проходит фронтально или подгруппами, не выделяя детей с творческими способностями, тем самым, уравнивая их с другими детьми.
Экспериментальная база:
МАДОУ «Детский сад «Снегурочка»
Тюменская обл., г. Югорск, ул. Спортивная, 41.
Перед автором программы стояла задача проанализировать и объединить уже известные развивающие технологии и адаптировать программу к условиям своего образовательного учреждения. После их изучения была составлена развивающая психолого-педагогическая программа, направленная на выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей.
Отличительной особенностью данной программы является сочетание методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ (теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения, нетрадиционных техник рисования, а также применение цикла творческих занятий в рамках «Семейного клуба». Программа реализуется при тесном сотрудничестве воспитателя с педагогом-психологом.
Цель программы : Создание условий для развития творческих способностей детей 4-5 лет в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Задачи:
1. Подготовить педагогов для работы с одаренными детьми;
2. Выявить воспитанников, имеющих задатки одаренности в художественной деятельности;
3. Создать условия для самостоятельного художественного творчества, свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
4. Создать условия для эмоционального сопровождения детей с признаками одаренности.
Дидактические принципы построения и реализации программы
обусловлены особенностями художественно-эстетической деятельности :
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1 этап – Психолого-педагогическая диагностика
Задачи первого этапа:
1. Выбрать методики психодиагностики для выявления детей, имеющих творческие способности;
2. Выбрать методики педагогической диагностики для выявления уровня развития творческих способностей к изобразительной деятельности;
3. Для детей с творческими способностями подобрать методики психодиагностики личностных качеств и межличностных отношений.
Психологическая диагностика осуществляется по предложенным Немовым Робертом Семеновичем методикам (их частью, педагогическая – Лыковой Ириной Александровной.
Когда мы говорим о сравнительно низком уровне развития самосознания дошкольников, то вкладываем в это следующий смысл: начиная с 4-х - 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому рекомендуем обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.
Психодиагностика
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»
Методика 2. «Узнай, кто это»
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВООБРАЖЕНИЯ
Методика 8. «Придумай рассказ»
Методика 9. «Нарисуй что-нибудь»
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ МЫШЛЕНИЯ
Методика 15. «Нелепицы»
Методика 17. «Что здесь лишнее?»
Методика 19. «Раздели на группы»
ПСИХОДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ у ДОШКОЛЬНИКОВ
Методика 27. «Выбери нужное лицо»
Методика 28. «Какой Я?»
Методика 29. «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Педагогическая диагностика
ЗАНЯТИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
2 этап - прогностический
Цели данного этапа:
1. Определить форму организации работы с детьми, состав педагогов, участвующих в проведении психолого-педагогической диагностики и образовательной деятельности с детьми;
2. Определить сроки реализации программы, поэтапно.
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю в изостудии «Семицветик». Данные занятия являются коррекционно-развивающими, проводятся дополнительно, помимо занятий по изобразительной деятельности и не заменяют их. Дети зачисляются в изостудию на основании психолого-педагогической диагностики, наблюдений и отзывов воспитателей и специалистов. Рекомендуемое число детей 6 – 8 человек.
Курс занятий разработан на один год и рассчитан на детей средней группы (4 – 5 лет). Программа ориентированна на повышение творческой активности детей и предполагает продолжить работу на следующем, для детей, возрастном этапе (старший дошкольный возраст).
1. Общее количество занятий в год – 56 (приложение).
2. Психолого-педагогическая диагностика проводится 2 раза в год: вводная - сентябрь, итоговая – май.
3. Продолжительность занятия 20 – 25 минут.
3 этап - экспериментальный
Задачи 3 этапа:
1. Выявить воспитанников, имеющих задатки одаренности в художественной деятельности, средствами подобранных методик (приложение 1, 2);
2. Создать условия для художественного творчества, свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
3. Создать условия для эмоционального сопровождения детей с признаками одаренности;
4. Определить методы взаимодействия с родителями воспитанников;
5. Провести контрольную диагностику для выявления динамики развития творческих способностей и социализации детей.
Структура занятия имеет свои отличительные черты, это обусловлено тем, что занятия построены с учетом психологических особенностей детей.
Часть 1. Вводная.
Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.
Содержание: игры-приветствия, игры с именами, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
Часть 2. Основная.
Цель второй части зависит от цели занятия.
Содержание: художественная деятельность с использованием различных техник рисования и лепки.
Часть 3. Завершающая.
Основная цель – закрепление положительных эмоций от работы на занятии и полученного результата деятельности.
Содержание: предусматривается проведение общей игры, игры прощания.
Необходимые материалы
* Бумага, основа для композиций
* Художественные материалы, инструменты и их заместители
* Бытовой и бросовый материал
* Природный материал
* Оборудование
Предполагаемые источники финансирования:
• Бюджет ДОУ.
• Взносы родителей.
Программа так же предполагает тесный контакт с родителями воспитанников и включает в себя цикл творческих занятий в рамках «Семейного клуба». Для реализации этих занятий (творческих акций) использовали программу М. Г. Дрезниной, О. А. Куревиной «Навстречу друг другу».
Семейные художественно-творческие акции призваны объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.
Основная цель таких занятий – укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, который возможен только при плодотворном общении и сотрудничестве его участников.
4 этап – аналитико-рефлексивный
Цель данного этапа – подвести итоги реализации программы.
Задачи:
1. Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие поставленным целям и задачам;
2. Выработка конкретных предложений и рекомендаций педагогам и родителям.
Первая задача решается при анализе динамики роста диагностических показателей, мотивации личностного роста, поддержании и повышении интереса к продуктивной деятельности.
Предполагается составить программу дальнейшего сопровождения воспитанников изостудии «Семицветик» (детей с признаками одаренности) на следующий, для них, возрастной этап (старший дошкольный возраст).
Родителям может быть предложен ряд консультаций и рекомендаций по темам «Семейное творчество и его значение в развитии ребенка», «Роль семьи в развитии креативности у детей».
Задача взрослых, стремящихся развивать в ребенке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родитель с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно.