Ирина Горпенко
Проект программы кружка по психологии «Эрудит» (для детей 6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Все родители, конечно же, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению в школе.
В понятие «Психологическая готовность к школьному обучению» входят следующие составные части:
• развитие интеллектуальных способностей;
• развитие произвольности, то есть ребёнок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением;
• развитие познавательной активности;
Публикация «Проект программы кружка по психологии „Эрудит“ (для детей 6–7 лет)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
• развитие мелкой моторики (движение мелких мышц кистей рук);
• развитие мотивационной (внутренней) позиции школьника.
Важным аспектом является положительное эмоциональное состояние ребёнка. В связи с жизненными ситуациями, отношениями в семье, в обществе дети легко возбудимы и раздражительны, с неустойчивым настроением, бывают иногда вспыльчивы или замкнуты, поэтому помощь педагога-психолога им нужна для того, чтобы быстрей адаптироваться в новом коллективе.
Программа «Эрудит» направлена на развитие интеллектуальных способностей ребёнка и коррекцию различных сторон психики детей. Разработаны занятия на развитие логики, фантазии, оперативной памяти и восприятия, концентрации внимания, тренировку мелких мышц. Без хорошей памяти и умения сконцентрировать внимание знания приобретать трудно, а без развитого мышления все приобретённые сведения просто остаются в голове и не используются в жизни.
В программу включён блок специальных занятий – игротренингов. Программа рассчитана для детей 6-7 лет продолжительностью один год. Программа направлена на подготовку успешного, активного школьника.
Цель программы : психологическая подготовка ребёнка к школе.
Основные задачи программы :
• Развитие эмоционального мира детей.
• Развитие словесно-логического мышления при помощи дидактических игр.
• Развитие наглядно-образного мышления при помощи развивающих игр.
• Развитие наглядно-действенного мышления.
• Развитие аналитического мышления.
• Развитие различных видов мыслительных операций.
• Совершенствование зрительной памяти и восприятия при помощи игр.
• Развитие и совершенствования активного внимания.
• Развитие мелкой моторики мышц.
Принципы построения программы :
• Принцип преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования.
• Принцип учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
• Принцип организации активной деятельности каждого ребёнка.
• Принцип постепенности усложнения материала.
• Уважительное, доброжелательное отношение к детям и их потребностям.
• Каждый ребёнок принимается таким, какой он есть.
• Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
Форма организации занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия от 25 до 30 минут.
Среднее количество детей 12-14 человек.
Периоды изучения материала:
• Эмоциональный мир ребёнка – один месяц.
• Память – два месяца.
• Внимание – два месяца.
• Логическое мышление – три месяца.
• Моторика мелких мышц – один месяц.
Формы и методы контроля:
• День открытых дверей.
• Отзывы родителей и педагогов.
• Сравнительная диагностика.
Алгоритм занятий:
(Развитие психологических процессов).
1. Приветствие. Педагог-психолог с детьми в кругу держит игрушку или картинку с каким-либо изображением (животного, птицы или насекомого, предлагает превратиться в определённый образ и при этом акцентирует, что все будут добрыми и послушными, передавая игрушку или картинку, приветствуя друг друга поклоном головы.
2. Задание на развитие определённого психологического процесса.
3. Подвижная игра или разминка.
4. Задание на развитие того же психологического процесса.
5. Психомышечная тренировка.
6. Подведение итогов деятельности каждого ребёнка (определённого образа, персонажа, выбранного ребенком, педагог оценивает и поощряет вербально или вручает определённое вознаграждение (шарики, звёздочки, медальки). Обсуждается, что получилось, а что нет.
7. Прощание с детьми, как и приветствие (поклон головы). Превращение персонажей в детей, высказывание своих впечатлений о занятии.
Алгоритм занятий:
(Развитие эмоциональной сферы).
1. Приветствие в кругу и передача из рук в руки сказочного персонажа.
2. Создание ситуации и эмоциональное ослабление.
3. Этюды на выразительность жеста.
4. Преодоление двигательного автоматизма.
5. Этюды на расслабление мышц.
6. Игры и упражнения на снижение и ослабление негативных эмоций.
7. Прощание с детьми, высказывание своих впечатлений о занятии.
Алгоритм занятий:
(Развитие мелкой моторики).
1. Приветствие – Дети произносят слова и все ритмично выполняют движение. В конце образуют общий замкнутый круг.
2. Упражнение по развитию моторики.
3. Работа в тетради.
4. Физминутка.
5. Работа с мелким материалом.
6. Прощание, высказывание своих впечатлений.
Примечание.
По программе кружка «Эрудит» работа с детьми проводится как в группе, так и в большом зале. По окончанию курса проводится диагностика и подводятся итоги. Всем детям выдаются грамоты.
Учебно-методическое обеспечение.
1. В. Б. Чеснокова «Внимание, память» Москва, Росмэн., 2010.
2. М. И. Чистякова «Психогимнастика». М., 1990.
3. И. А. Андреева «30 уроков развития мелкой моторики руки».
4. О. Н. Громова «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» Москва 2001г.
5. М. М. Миронова «Психология» средний и старший возраст. Изд., Корифей, Волгоград 2006г.
6. О. А. Степанова «Профилактика школьных трудностей» Творческий центр, Москва 2003г.
7. И. А. Андреева «30 уроков для развития творческих способностей и воображения» Минск «Современная школа» 2009г.
8. О. Узорова «1000 упражнений для подготовки к школе». ОООО «Издательство Астрель» 2002г.
Минск «Современная школа» 2009г.