Екатерина Сигаева
Проект «Профилактика телевизионной зависимости»
▼ Скачать + Заказать документы
Социальный проект
«Профилактика телевизионной зависимости»
Актуальность проекта обусловлена, тем что телевизионная зависимость «лежит в гнезде невротических расстройств, депрессивных состояний, раздражительности, хронической усталости. Эти симптомы все чаще и чаще стали наблюдаться у детей. Основная группа риска телевизионной зависимости – это дети. Помимо неоднократного описания пагубного влияния на детей сцен насилия, телерекламы, опасность представляет то, что дети гораздо легче поддаются телевизионному трансу. В этом состоянии ребенок может часами сидеть у телевизора. Внезапное выключение приводит ребенка в полную растерянность и как будто мир перевернулся. Так же телевизор для ребенка становится альтернативой «живого» заинтересованного общения. Именно с данной целью организовали данную работу по проекту.
Публикация «Проект „Профилактика телевизионной зависимости“» размещена в разделах
Цель проекта : повышение социокультурного потенциала семьи как фактора профилактики психологической зависимости дошкольника от телевизора.
Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:
1. Совершенствование форм взаимодействия в системе «детский сад – семья»
2. Создание условий для профилактики психологической зависимости детей от телевизора.
3. Определение направлений деятельности воспитательной работы и создание развивающей среды для родителей и воспитанников.
4. Разработка плана мероприятий на текущий учебный год и ознакомление педагогов со стартовой диагностикой.
5. Повышение педагогической и психологической грамотности и культурно – образовательного уровня родителей с учетом различного социального положения семей
6. Активное вовлечение родителей и детей в совместную социокультурную жизнь ДОУ, создание педагогически целесообразной семейной среды.
В качестве основных форм реализации проекта были выбраны непосредственно образовательная деятельность и индивидуальный и групповой формах, игры. Беседы, упражнения, тренинги, родительские собрания, выставки.
Реализация проекта предусматривала следующие направления:
1. Просветительское (повышение психолого – педагогической грамотности семьи)
2. Социокультурное (включение родителей и детей в социокультурную среду как средство повышения социокультурного потенциала семьи)
3. Рекреационное (развитие у детей и родителей навыков саморегуляции как основы профилактики телевизионной зависимости)
4. Ценностно – ориентационное (формирование семейных ценностных ориентаций)
Планируя работу над проектом мы предполагали добиться следующих результатов:
• Овладеть навыками саморегуляции
• Сформировать готовность быть участником социокультурных событий
• Создать систему семейных ценностей
• Наладить внутрисемейные отношения
• Стать более самостоятельными
На первом этапе работе были определенны уровни социокультурного потенциала семьи, имеющего большое значение для профилактики телевизионной зависимости детей.
На втором этапе (этапе внедрения) изучались научная и методическая литература по теме проекта и условия функционирования ДОУ, осуществлялся мониторинг по возрастным особенностям с помощью специальной анкеты «ребенок и телевизор», «семейный досуг».
В качестве критериев эффективности проекта были определенны :
- наличие необходимой материально – технической базы, информационно – методического и кадрового обеспечения
- составление плана мероприятий проекта с учетом индивидуальных возрастных и психологических особенностей участников.
- системность проводимых мероприятий
- системное информирование родителей, воспитателей и других участников проекта о времени и цели проводимого мероприятия.
Заключительным этапом проекта стал оценочный. Его результаты определялись в соответствии с диагностической программой включающей количественный и качественный анализ, что позволило сделать вывод о результативности проекта.
План совместной деятельности по проекту «Профилактика телевизионной зависимости»
Мероприятие Цель Содержание Аудитория Срок Результат
Просветительское направление
Родительское собрание «Современная семья: возможности и проблемы ее уклада Знакомство родителей с историко – культурным возникновением семьи Беседа об истории возникновения семьи, этапах ее формирования, типах, проблемах. Родители, педагоги Октябрь Повышение педагогической грамотности родителей
Родительское собрание «семейные традиции» Знакомство родителей с воспитательным потенциалом семейных ценностей» Беседа о культурных ценностях, их роли в жизни человека и общества, способах и методах их формирования. Родители, педагоги Ноябрь Повышение педагогической грамотности родителей
Родительское собрание «Мама, папа, мне скучно!» Знакомство родителей с различными формами и методами проведения семейного досуга и их влияние на развитие ребенка Знакомство родителей с различными формами и методами досуга, правилами их организации Родители, педагоги Январь Повышение педагогической грамотности родителей
Родительское собрание «главней всего погода в доме» Знакомство с родителями с влиянием психологической атмосферы семьи на физическое и психическое здоровье ребенка Беседа с педагогом психологом о влиянии психологической атмосферы семьи на физическое и психическое здоровье ребенка. Обмен опытом между родителями: «Как сохранить в семье атмосферу любви, взаимопомощи и взаимопонимания» Родители, педагоги Апрель Повышение педагогической грамотности родителей
Конференция «Дети и телевизор» Информирование родителей о влиянии телевизора на саморегуляцию ребенка. Просмотр ролика «Дети и реклама». Беседа о влиянии телевизора на ребенка, приведение статистики. Обмен мнениями родителей о влиянии телепросмотра на ребенка. Родители, педагоги Май Повышение педагогической грамотности родителей
Беседа «Верю – не верю!» Формирование у детей критического отношения к просмотрю телевизора Беседа на тему «Для чего нужен телевизор?» Дети Октябрь Критическое отношенея к просмотрю телевизора
Рекреационное направление
Занятие «Дыхалочка» Развитие саморегуляции дошкольников при помощи дыхательных упражнений Выполнение дыхательных упражнений под расслабляющую музыку Дети Ежедневно в течении года Развитие саморегуляции дошкольника, снижение уровня агрессии, негативных поведенческих реакций, улучшение микроклимата в семье и группе
Занятие «Резиновые человечки» Развитие саморегуляции дошкольников средством снятия эмоционально – психического напряжения при помощи психогимнастики Выполнение физических упражнений под расслабляющую музыку Дети Раз в неделю в течении года
Занятие «Ты – мне, я – тебе» Развитие саморегуляции дошкольника средством точечного парного массажа Выполнение детьми точечного массажа в парах под руководством воспитателя под расслабляющую музыку Дети В течении года
Аутотренинг «Слышу, чувствую, живу» Предупреждение негативных поведенческих реакций у дошкольников Выполнение упражнений аутотренинга под расслабляющую музыку Дети Курс 2 недели в течении года
Ценностно – ориентационное направление
Выставка «Семейный альбом» Развитие ценностных ориентаций Оформление стендов с фотографиями из семейных альбомов Родители, воспитатели, дети Ноябрь Привлечение родителей к оформлению выставки, эмоциональный комфорт, улучшение микроклимата в семье и группе
Посиделки «история моей семьи» Развитие ценностных ориентаций Беседа о важности семьи в жизни человеке. Родители, воспитатели, дети Декабрь
Конкурс рисунков «наша дружная семья! Развитие ценностных ориентаций Конкурс на лучший рисунок своей семьи Дети Апрель Эмоциональный комфорт, улучшение микроклимата в группе, осознание детьми семьи как ценности
Социокультурное направление
Праздник «Волшебная осень» Создание атмосферы семейного праздника Беседа о красоте осенней природы. Музыкальные, танцевальные и поэтические номера, подготовленные детьми и родителями, конкурсы. Родители, дети Октябрь Участие родителей в празднике эмоциональный комфорт, улучшение микроклимата в семье и группе
Праздник «Ах веселый Новый год!» Создание атмосферы семейного праздника Музыкальные, танцевальные и поэтические номера, подготовленные детьми и родителями, конкурсы. Родители, дети Декабрь Участие родителей в празднике эмоциональный комфорт, улучшение микроклимата в семье и группе
Праздник «Здравствуй лето!» Приобщение детей и родителей к совместной досуговой деятельности Командное участие детей в конкурсах «Кегельбан», «Прыгалки», «Догони и запятнай» и т. д. Родители, дети Май Участие родителей в празднике эмоциональный комфорт, улучшение микроклимата в семье и группе
Спектакль «Театральный калейдоскоп» Приобщение детей и родителей к совместной досуговой деятельности Посещение детьми и родителями театров Родители, дети Октябрь,
декабрь, февраль, апрель Участие родителей в празднике эмоциональный комфорт, социокультурное развие детей и родителей