Ольховская Марина Юрьевна
Проект для старших дошкольников «Профессии наших родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Профессии наших родителей»
Тема проекта : ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.
Тип проекта : познавательный
Участники проекта : дети старшей группы «Колокольчик», воспитатели, родители
Продолжительность проекта : долгосрочный
Публикация «Проект для старших дошкольников „Профессии наших родителей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
через ознакомление с профессиями родителей воспитанников.
Задачи:
Для детей:
- формировать представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание
взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- помочь детям осознать важность, необходимость каждой профессии;
- развивать интерес, любознательность у детей к труду взрослых через ознакомление с
профессиями родителей;
- воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
- стимулировать развитие познавательной активности.
Для родителей :
- принимать участие в реализации проекта по рекомендации педагогов;
- участвовать в совместной деятельности с педагогами и детьми;
- участвовать в создании атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- способствовать сплочению родительского коллектива.
Для педагогов:
- обогатить РППС группы для реализации проекта;
- составить план проекта, осуществить его реализацию в разных видах деятельности;
- привлечь родителей к участию в проекте;
- оказать помощь в оформлении презентаций для выступления;
- публиковать фото – и видео материалы в социальных сетях и на сайте.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : педагогическое мероприятие выставка
рисунков «Профессия моих родителей», выставка книжек-малышек «Профессии наших родителей».
Совместный круглый стол (родители, педагоги, воспитанники) «В мире профессий».
Актуальность проекта : ознакомление детей с окружающим миром и трудом взрослых
начинается с дошкольного возраста. В этот период дети знакомятся с различными профессиями.
Мир профессий в обществе - сложная, постоянно развивающаяся система. Ещ несколько лет
назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, но
на современном этапе этого недостаточно.
У людей с детства заложена профессиональная ориентация. Ранняя подготовка формирует
представления о мире разнообразных профессий, чтоб упростить его выбор в будущем. Следует
формировать у реб нка уверенность в себе, поддерживать его первые начинания, в любой
понравившейся ему деятельности. Уже в старшем дошкольном возрасте у реб нка складываются
представления о мире профессий, дети могут оценить свои возможности, если ранняя подготовка
пройд т эффективно и будет включать различные методы и формы работы.
Детский сад является первым этапом формирования первоначальных представлений о мире
профессий, знакомит детей с их многообразием. Эти базовые знания помогут детям расширить свои
знания о работе своих родителей, узнать, чем они занимаются на работе.
В рамках проекта дети знакомятся с профессиями своих родителей, близких родственников
(дедушка, бабушка, узнают о специфике их труда. Также очень важно познакомить реб нка с
новыми профессиями, мало ему знакомыми. Сделать выбор будущей профессии ребенку помогут
сформированные в дошкольном детстве представления о разнообразии мира профессий.
Методологическая основа при реализации проекта. Проблема приобщения дошкольников к
труду отражается в работах выдающихся педагогов прошлого.
3
К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в
которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. Основными задачами
воспитания в труде и для труда Он считал привитие детям уважения и любви к труду вместе с
привычкой трудиться. Для воспитания уважительного отношения к труду необходимо вырабатывать
у детей серь зный взгляд на жизнь и на труд как на основу.
А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так
как труд всегда был основой жизни.
В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы.
С. А. Козлова и А. Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к
труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей
(нужно довести груз, приготовить обед).
М. В. Крулехт, В. И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о
продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее
распространенными в конкретной местности.
Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе рекомендуют знакомить с профессией и с личностными
качествами представителей этих профессий.
Проблема: Рассматривая с детьми фотографии г. Иркутска Ваня указал на знакомое здание и
сказал, что рядом работает его мама в Банке. Дети тогда спросили Ваню, а что она делает на работе?
Ваня ответил, что не знает, но она работает с деньгами. Следуя за детьми, нами была организована
беседа, в процессе которой мы выяснили, что не все дети знают о профессиях своих родителей.
Тогда возник вопрос, а что мы можем сделать, чтобы узнать? Л ня предложил спросить у родителей.
Мы уточнили: «Ребята, а вам интересно узнать, где работают родителей ваших друзей?» Дети
согласились. Ваня сказал: «Моя мама может прийти и рассказать о своей работе». Многие дети
проявили инициативу и сказали, что тоже позовут своих родителей. После чего на родительском
собрании было предложено познакомить детей с профессиями родителей посредством проектной
деятельности.
Предполагаемый результата проекта :
Для детей:
- расширятся представления о мире профессий;
- обогатится сюжет, ролевые диалоги сюжетно-ролевых игр;
- появится уважение к труду взрослых и гордость за своих родителей;
- дети активные участники в трудовой деятельности;
- пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы;
- расширится активный словарный запас прилагательными, глаголами.
Для родителей :
- примут участие в реализации проекта;
- примут участие в совместной познавательно-исследовательской деятельности с ребенком;
- повысят педагогическую компетентность.
Риски:
- низкая родительская активность;
- недостаточная педагогическая компетентность родителей.
Ход проекта:
1 этап - подготовительный:
- опрос детей о профессии родителей «Что значит трудиться?», «Какие профессии ты знаешь?»,
«Кем работают твои мама, папа?»
- метод «Интеллект-карта» и системная паутинка;
- привлечение родителей к подборке материала, фотографий, подготовка презентаций;
- подбор литературы, игр, наглядного материала, исходя из запросов детей.
Алгоритм ознакомления с профессией.
Название профессии.
4
Место работы.
Материал для труда.
Форменная одежда.
Орудия труда.
Трудовые действия.
Личностные качества.
Результат труда.
Польза труда для общества.
2 этап – основной – познавательно-исследовательский
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта (системная паутинка)
№ Образовательные области/ виды деятельности
Форма организации
Содержание
1. Познавательное развитие
1.1 Просмотр презентаций «Профессии», «Все
работы хороши», «Дело мастера боится»
Беседы: «Кто работает в детском саду»,
«Мир профессий», «Предметы и инструменты,
нужные людям различных профессий».
Воспитатель рассказывает детям о различных
профессиях, материалах и инструментах,
которые необходимы для работы.
1.2 Рассматривание репродукций, иллюстраций,
альбомов на тему «Профессии», изготовление
коллажей «Профессии моих родителей»
Дети рассматривают познавательную
литературу, энциклопедии. Воспитатель
подбирает материал для изготовления
коллажей.
2. Художественно-эстетическое развитие
2. 1 Аппликация: «Украсим платье»,
«Парикмахер»
Воспитатель в совместной деятельности
предлагает детям изготовить поделку, украсить
платье, сделать прич ску из бумажного
(нитяного) макета.
2.2 Конструирование из лего «Ферма» Конструирование помогает закрепить
представления детей о профессии фермера, его
трудовых действиях.
2.3 Чтение «Чем пахнут рем сла?» Д. Родари, «А
что у вас?» С. Михалков
Подбор загадок о профессиях, пословиц и
поговорок
Родители и воспитатели читают детям
художественную литературу.
2.4 Мастер маникюра Укрась ногти
3. Речевое развитие
3.1 Речевые д/и «Кто, что делает?», «Подскажи
словечко», «Подбери родственные слова к
слову», «Кто, чем занимается?», «Дополни
предложение словами», «Составь
предложение».
Воспитатель предлагает детям подобрать слова
- прилагательные, обозначающие качество
(обогащение активного словаря, придумать
родственные слова к словам «учитель», «банк»
(словообразование, расширение словаря.
3.2 Обучение рассказыванию по схеме «Расскажи
о профессии»
Дети составляют описательный рассказ по
схеме.
4. Социально-коммуникативное развитие
4.1 Сюжетно-ролевые игры «Банк», «Салон
красоты», «Дом моды», «МЧС спешит на
помощь», «Магазин» и др.
Дети учатся работать совместно, обговаривают
ролевые диалоги, с помощью воспитателя
изготавливают атрибуты к игре.
4.2 Д/ и: «Назови профессию», «Что кому нужно
для работы?», «Угадай профессию» «Угадай
кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше
расскажет о профессии!», «Угадайте, что я
делаю?», «Что сначала, что потом?»,
«Помощник и разрушитель»
Через дидактические игры воспитатель
способствует расширению представлений
детей о различных профессиях, способствует
развитию ассоциативного мышления.
5
4. 3 Экскурсии: аптека, магазин продуктов,
библиотека, школа, ферма, почта.
Посещение социальных объектов за пределами
детского сада способствуют расширению
представлений детей о той или иной
профессии, комментируя трудовые действия
взрослых, воспитатель акцентирует внимание
детей на этих действиях.
5. Физическое развитие
5.1 п/и «Рыбаки и рыбки», «Веселый фермер»,
«Водитель и пешеходы», «Регулировщик»
пальчиковая гимнастика «Профессии»,
«Путаница», «Строители»
Дети через двигательную деятельность закрепляют
представления о профессиях
6. Взаимодействие с семьями воспитанников
6.1 Профессии родителей : юрист,
парикмахер, банковский
служащий, водитель, сварщик,
мастер маникюра, швея, фермер,
учитель, полицейский, спасатель
МЧС.
Родители проводят встречу с детьми, рассказывая о своей
профессии, подготавливают необходимые предметы своего
труда, презентацию.
«Юрист» Формирование представлений о профессии юриста,
знакомство с трудовыми действиями юриста. Беседа о
правах и обязанностях.
«Банковский служащий» Формирование представлений детей о профессиях
банковских служащих. Какое учреждение называется
банком? Банковские работники: экономисты,
кассиры, кредитные консультанты. Это учреждение, где
производят действия с деньгами, их хранение. Экскурсия в
банк.
«Парикмахер» Вспомнить о трудовых действиях парикмахера
«Мастер маникюра» Формирование представлений детей о профессии мастера
маникюра, его трудовых действиях, материалах для работы.
«Швея» Формирование представлений детей о творческих
профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды,
побуждать к самостоятельному выбору художественного
оформления деталей одежды. Знакомство с трудовыми
действиями, материалами, инструментами.
«Водитель», «Таксист» Формирование представлений детей о профессии шоф ра,
водителя, дать понятие, что вс, что делают машины, можно
осуществить только благодаря деятельности шоф ра.
Воспитывать уважение к труду шоф ра. Напомнить
трудовые действия: водит машину, сгружает грузы,
приводит в порядок машину, заливает воду, ремонтирует –
накачивает, меняет колесо. Шофер должен знать хорошо
правила дорожного движения; чтобы стать шофером нужно
учиться.
«Сварщик» Формирование представлений у детей о профессии
сварщика, е особенностях, правилах безопасного
использования сварочного оборудования.
«Полицейский» Формирование представлений у детей о профессии
полицейского. Воспитывать интерес к трудной, героической
профессии. Прививать навыки безопасного поведения на
улицах города.
«Продавец» Формирование представлений у детей о труде работников
магазина – продавец, кассир. Продавец – это человек,
который продает нам различные вещи и продукты. С
6
кассиром мы расплачиваемся за купленный в магазине
товар. Воспитывать в детях чувство уважения к людям
труда.
6.2 Оформление атрибутов пошив
костюмов к сюжетно-ролевым
играм «Салон красоты»,
«Инспектор ДПС»,
«Автомастерская»
Родители участвуют в пошиве костюмов, изготовлении
макетов
6.3 Изготовление книжек-малышек Родители вместе с детьми изготавливают и представляют
книжки-малышки
7. Подготовка к итоговому
мероприятию
Создание презентации
3 этап – заключительный – обобщение материалов проекта
- презентация проекта «Профессии наших родителей»
- выставка книжек-малышек «Профессии моих родителей»
- проведение итогового мероприятия круглый стол с родителями
- подготовка папки с материалами проекта
- представление результатов реализации проекта на РМО, на педсовете.
Перспективы использования развития и проекта.
Данный проект может быть использован педагогической и родительской общественностью.
Содержание проекта может быть расширено на образовательное учреждение полностью