Светлана Стюхина
Проект «Проектирование процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья»
▼ Скачать
ПРОЕКТ «Проектирование процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья»
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА…3
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ…. 4
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ…5
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ… 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА …9
ЛИТЕРАТУРА ….10
Публикация «Проект „Проектирование процесса ознакомления детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья“» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2012
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В условиях поликультурного региона, каким является Среднее Поволжье образование должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов.
Как мудро замечает католикос армянской церкви Вазген II : «Человек, ушедший от своего народа, никогда не придет к другому». А ведь культуры взаимодействуют не только на языке знания, сколько на языке чувств. И это особенно важно в работе с дошкольниками.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут- русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы и т. д.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель проектируемого процесса : познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья.
Задачи проектируемого процесса :
Задачи проектируемого процесса на детей :
1.1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
1.2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
1.3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Задачи проектируемого процесса на родителей :
2.1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
2.2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
2.3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий.
Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:
3.1. Разработать подходы к созданию в ОУ образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах народов Поволжья.
3.2. Пополнить предметно-развивающую среду группы продуктами деятельности детей.
3.3. Оформить стенд для родителей по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья»
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ – ДЕЙСТВИЯ
Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о народах Поволжья.
Критерии:
1. Когнитивный критерий
Показатели:
• знания и представления детей об обычаях и традициях народов Поволжья
• знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья
• знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов Поволжья
2. Эмоционально-мотивационый критерий
Показатели:
• Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Поволжья
• Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Поволжья
• Эмоционально – положительное отношение к народам Поволжья
3. Деятельностный критерий
Показатели:
• Умение детей организовывать народные игры
• Умение детей действовать с предметами быта народов Поволжья
• Умение детей изготавливать народные игрушки
Методы исследования (диагностики)
• Беседы с детьми
• Разбор ситуаций
• Интервьюирование
• Педагогическое наблюдение за особенностями в поликультурных сообществах, решение ситуаций
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Этапы Цель, задачи Способы и формы работы Деятельность Результат
Педагога Детей Продукт Эффект
I этап
Когнитивный
Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления о народах Поволжья
Задачи:
В соответствии с показателями когнитивного критерия
1. Сформировать знания и представления детей об обычаях и традициях народов Поволжья.
2. Сформировать знания и представления детей
о разновидностях фольклора народов Поволжья.
3. Сформировать знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов Поволжья.
1.1. Беседа о народах Поволжья
1.2. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья.
2.1. Посешение краеведческого музея (экскурсия)
2.2. Проведение тематического праздника: «День народного единения»
3.1. Театрализация народных сказок.
3.2. Просмотр слайдов на тему: «Национальные костюмы народов Поволжья» Разрабатывает план беседы, организует беседу.
Организует просмотр.
Организует экскурсию.
Разучивает с детьми песни, стихи. Проводит праздник.
Ставит спектакль, создает декорации, костюмы.
Организует показ. Участвуют в беседе
Обсуждают увиденное.
Посещают музей.
Участвуют в празднике.
Участвуют в спектакле.
Просматривают слайды. План беседы о народах Поволжья.
DVD диск
Программа экскурсии.
Сценарий праздника.
Сценарий спектакля.
Слайды. Знания и представления детей об обычаях, традициях народов Поволжья.
Знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья.
Знания и представления детей о национальных костюмах народов Поволжья.
II этап
Эмоционально-мотивационный этап Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.
Задачи:
В соответствии с показателями эмоционально-мотивационного критерия
1. Вызвать у детей желание изучать обычаи, традиции и фольклоре народов Поволжья.
2. Вызвать у детей интерес к изучению национальных костюмов народов Поволжья.
3. Вызвать у детей желание создать эмоционально – положительное отношение к народам Поволжья.
1.1. Чтение сказок народов Поволжья.
1.2. Творчексая встреча с писателями Поволжья.
2.1. Создание фото альбома «Национальные костюмы народов Поволжья».
2.2. Изготовление стенгазеты «Национальные костюмы народов Поволжья».
3.1. Экскурсия по Самарской Луке. Подбирает, читает сказки. Организует обсуждение сказок.
Приглашает писателей, организуют встречу, составляют сценарий, подготавливает необходимое оборудование.
Подбирает фотографии, составляет фото альбом.
Подбирает иллюстрации, материалы для рисования, аппликации.
Привлекает родителей — спонсоров, руководителей к организации экскурсий, организует экскурсию, составляет план экскурсии. Слушают, обсуждают содержание.
Участвуют в беседе, задают вопросы, высказывают своё мнение.
Подбирают, приносят фотографии, помогают составлять фотоальбом.
Выбирают картинки, рисуют, вырезают, приклеивают.
Едут на экскурсию, участвуют в беседах, обсуждениях, задают вопросы. Книги, иллюстрации.
Сценарий, DVD, CD аппаратура, диски
Фотоальбом.
Стенгазета «Национальные костюмы народов Поволжья».
Экскурсия, план экскурсии. Знания и представления детей об обычаях, традициях и фольклоре народов Поволжья.
Знания и представления детей о национальных костюмах народов Поволжья.
Знания и представления детей об эмоционально — положительном отношении к народам Поволжья.
III этап
Деятельностный этап Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о народах Поволжья в деятельности
Задачи:
В соответствии с показателями деятельностного критерия
1. Формировать у детей умение организовывать народные игры.
2. Побуждать детей действовать с предметами быта народов Поволжья.
3. Побуждать детей обогащать среду группы народными игрушками.
1.1. Знакомство с играми народов Поволжья.
1.2. Досуговое мероприятие «Игры народов Поволжья».
2.1. Выставка «Предметы быта народов Поволжья».
2.2. Просмотр слайдов «Предметы быта народов Поволжья».
3.1. Посещение выставки «Игрушки народов Поволжья».
3.2. Игры с игрушками народов Поволжья. Разучивает с детьми игры народов Поволжья.
Организует мероприятие, составляет сценарий.
Создаёт экспозиции, лепит с детьми предметы быта народов Поволжья, организует выставку.
Организует показ, обсуждение, подбирает слайды.
Организует посещение выставки, привлекает родителей, составляет сценарий.
Подбирает игрушки, организует игры. Участвуют в играх, помогают их организовать.
Участвуют в играх, развлечениях.
Лепят предметы быта народов Поволжья, помогают создавать выставку.
Просматривают слайды, обсуждают.
Посещают выставку, рассматривают игрушки.
Играют. Сборники игр, атрибуты.
Сценарий мероприятия.
Экспозиции выставки.
Сценарий.
Игрушки народов Поволжья. Знания и представления детей о содержании игр народов Поволжья.
Знания и представления детей об использовании предметов быта народов Поволжья.
Знания и представления детей об игрушках народов Поволжья.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
• Организовать встречу с работниками библиотеки
• Пригласить музейного педагога из краеведческого музея г. Тольятти
• Организовать творческую встречу с писателями Поволжья
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
• Привлечь родителей-спонсоров к созданию фонда поддержки «Музея народов Поволжья».
• Привлечь родителей-спонсоров на приобретение:
экспозиций мини – музея, костюмов, предметов народного быта.
• Привлечь руководителей, родителей-спонсоров к организации экскурсии по Самарской Луке.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Приобрести:
• Интерактивную доску
• Видео, аудио аппаратуру
• Дидактические пособия, игры
• DVD, CD диски с народным фольклором, обычаями, традициями
• Научно-художественную литературу
ПРАВОВЫЕ РЕСУРСЫ
• Утверждение проекта педагогическим советом МБУ детский сад №27 «Лесовичок».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
• Разработка перспективно-календарного планирования, конспектов занятий, дидактические игры, пособия, сценарии развлечений, праздников, сценарии совместных досугов, спортивных праздников с родителями
• Разработка диагностического пакета: диагностики, конспектов занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметзянова, Ю. А. Татарские блюда / Ю. А. Ахметзянова. – Казань, 2008.
2. Вареничева, Т. В. Т. В. Ставропольская слобода «Богатырь» на территории детского сада: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т. В. Вареничева. – Тольятти, 2010.
3. Додонова, Н. Л. 300 чувашских блюд / Н. Л. Додонова. – Чебоксары, 2007.
4. Загайнова, О. Ю. Волжская земля – Родина моя / О. Ю. Загайнова. – Тольятти, 2007.
5. Заббарова, М. Г. Поликультурное воспитание в технологическом образовании школьников / М. Г. Заббарова // Современное образование: реалии, традиции, инновации, перспективы: мат. междунар. науч. конф. ; отв. ред. Е. А. Гринёва. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. - С. 527 - 530.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И А. Зимняя. – М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010. – 448 с.
7. Ковалёва, И. И. Русская кулинария / И. И. Ковалёва. – Москва, 2007.
8. Сафина, Н. М. Башкирские костюмы / Н. М. Сафина. – Уфа, 2009.
9. Сановнина, Г. И. Удмуртские традиции / Г. И. Сановнина. – Ижевск, 2009.