Марина Маркина
Проект в старшей логопедической группе «Открытый космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
в старшей логопедической группе
«Открытый космос».
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников инструктор по физкультуре.
Актуальность проекта :
«Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
Публикация «Проект в старшей логопедической группе „Открытый космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
а затем завоюет себевсе околосолнечное пространство»
К. Циолковсковский.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шаговпо земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым.
Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем у старших дошкольников посещающих нашу группу…
Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляется через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Цель проекта : Формирование у дошкольников первичных представлений о Вселенной, планетах, звёздах, о роли человека в изучении космического пространства.
Задачи проекта :
Для детей:
Образовательные:
Дать представление о Солнечной системе и порядке расположения планет вокруг солнца, познакомить с названиями планет.
Дать представления о звёздах и созвездиях.
Расширить знания детей о государственных праздниках;
Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
Развивающие:
Развивать стремление к поисково-познавательной, исследовательской деятельности;
Развивать умение получать необходимые сведения из разнообразных источников;
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать
выводы.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию Вселенной, развивать любознательность;
Вызвать радость от открытий, полученных из экспериментов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Для родителей:
• привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка,
создание альбома с созвездиями;
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений.
Для педагогов
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Продукты проекта :
Для детей:
• книжки-самоделки «О Космосе», «Загадки о космосе»
• конструирование ракеты из счетных палочек, из бумаги, из коробок, из бросового материала, конструирование летающей тарелки;
• лепка из пластилина «Ракеты».
• Рисование на тему: «Путь к звездам»,
• Аппликация на тему «Полет ракеты в космосе»;
• коллективная работа – аппликация «Этот загадочный космос».
• выставка книг о космосе;
Викторина для детей «Кто больше знает о Космосе» (с участием детей разновозрастной группы);
• Спортивный досуг-соревнование «Мы готовимся в космонавты»
(с участием детей разновозрастной группы)
Для педагогов:
• разработка тематического проекта по теме : «Космос» для детей и взрослых;
• подбор компьютерных презентаций;
• выставка книг, энциклопедий о космосе;
• подбор материала для родителей;
• подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
• изготовление картотеки подвижных игр, физминуток, динамических пауз по теме;
Для родителей:
• информационные стенды, посвященные Дню космонавтики;
• выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
Ожидаемые результаты по проекту :
Дети
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе
реализации проекта
• Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной
активности: вместе с родителями находят информацию по теме,
рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала,
конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление
творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить
имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, представить свои рисунки, поделки.
Родители
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий.
Краткое содержание проекта.
В данном проекте представлено знакомство с нашей планетой Земля, с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация проекта осуществляется через игровые занятия, организацию исследовательской деятельности.
Для создания художественного образа был представлен наглядный материал: глобус, карта звездного неба, иллюстрации, фотографии, презентации о космосе и космонавтах.
Этапы реализации проекта :
1 этап - организационный.
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта.
3. Создание развивающей среды в группе, планирование.
4. Привлечение родителей к предстоящей творческой работе.
На первом этапе проводились беседы с детьми, читали рассказы о космосе, рассматривали иллюстрации и энциклопедии по теме «Космос».
Дети задавали очень много вопросов, например:
- Почему нельзя достать до неба?
- Звезды круглые или квадратные? Почему мы их ночью видим, а днем нет?
- Кто такие космонавты? Почему они летают в космос?
Анализ вопросов, которые задавали дети о космосе и космических объектах, позволили сделать ряд важных выводов:
• Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
• Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
• Дети задают много вопросов о космосе, звездах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное будоражит детскую фантазии.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
Дети предложили попросить мам и пап найти картинки про космос в
интернете, в книжках, сходить в библиотеку.
Слава решил попросить родителей рассказать то, что они знают о космосе,
сделать книгу и по ней рассказать детям своей группы о космосе.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников.
2 этап – деятельностный.
Был составлен план реализации проекта (системная паутинка) в соответствии с образовательными областями.
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: глобус, карта Солнечной системы, иллюстрации, картинки. В процессе деятельности дети учились рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли – Юрий Гагарин.
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планированияв том, что:
• при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
• все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
• родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала.
Для познавательного развития с детьми мы проводили ежедневные беседы на темы: «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Земля – наш дом во Вселенной». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.
• Занимаясь художественной деятельностью ребята лепили веселых марсиан, космические корабли, делали аппликацию «Полет ракеты в космосе»; рисование «Путь к звездам», коллективную работу – аппликацию «Этот загадочный космос».
Все эти работы выставлялись на выставке.
Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космос. С помощью родителей была создана книга «О космосе», «Загадки о космосе» и различные поделки на космическую тему из бросового материала. Родители и дети проявили большую фантазию и творчески подошли к этому заданию.
У них даже появился некий соревновательный элемент, что очень помогло им в работе.
3 этап – практический: изготовление поделок, рисование, лепка.
4 этап – итоговый.
Итогом нашей работы по проекту стали :
- Математическое занятие для детей «Большое космическое путешествие»;
- Викторина для детей «Кто больше знает о Космосе» (с участием детей разновозрастной группы);
- Спортивный досуг-соревнование «Мы готовимся в космонавты»
(с участием детей разновозрастной группы).
Детям обеих групп было очень интересно и весело. Ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения.
Таким образом, в процессе реализации проекта «Открытый космос» у наших
ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный
запас, расширились представления о космосе, развились творческие и
физические способности.
Приложения.
Приложение 1.
Системная паутинка к проекту.
Образовательная область «Физическая культура».
• Спортивный досуг-соревнование «Мы готовимся в космонавты»
(с участием детей разновозрастной группы)
Подвижные игры.
Образовательная область «Познание».
РОМ «Земля – наш общий дом»;
ФЭМП «Большое космическое путешествие»;
Викторина для детей «Кто больше знает о Космосе»,
Образовательная область «Коммуникация».
«Ракета летит к звездам»;
Презентация на тему «Планеты солнечной системы».
Образовательная область «Художественное творчество».
• лепка из пластилина «Ракеты».
• Рисование на тему: «Путь к звездам»,
• Аппликация на тему «Полет ракеты в космосе»;
• коллективная работа – аппликация «Этот загадочный космос».
• Конструирование «Наш космический корабль».
Чтение художественной литературы:
Чтение рассказа «Первый в космосе» В. Бороздин;
«Малышам о звездах и планетах» Е. Левитан;
«Тайна третьей планеты» К. Булычев;
«Незнайка на Луне» Н. Носов.
Стихи для заучивания наизусть в свободное время.
«Космонавт».
На луну летать мы будем, В небе скучно ей одной,
Непременно нужно людям, Познакомиться с луной.
«Ракета».
В небо ракета Стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит Сильный и смелый.
«Ракета и я».
В парке новая ракета, Краскою побелена.
В парке новая ракета На луну нацелена.
Я не струшу, Я рискну, Я отправлюсь на Луну.
На Луне моря сухие, Значит, я не утону!
Досуг-викторина на тему «Знатоки космоса»
Программное содержание
Цель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.
Задачи
Образовательные:
Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике
Обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т. д.)
Развивающиеся:
Развивать интеллектуальные способности детей
Развивать силу, выносливость
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу
Создавать эмоционально благоприятную атмосферу
Материал: Картины о космосе, соответствующие загадкам
Рисунок - картинка (ракета) для конкурса капитанов «Собери разрезную картинку»
Спортивный инвентарь для соревнований
Мольберт для каждой команды с изображением планеты и названием команды
Звезды – бонусы за правильные ответы
Предварительная работа:
1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.
2. Разгадывание загадок.
3. Чтение книг.
4. Рисование ракеты.
5. Просмотр презентации о планетах.
6. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.
Ход викторины
1. Вступительная часть. Беседа.
Воспитатель: Ребята! А вы знаете, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День космонавтики). Правильно! Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?
Воспитатель: А вы ребята знаете что-нибудь о космосе? Сегодня у нас будет командное соревнование между двумя группами. Одна команда называется «Звезда», а другая команда - «Ракета» (команды говорят свои девизы).
Вы будете отвечать на вопросы, которые задаю вам, и за это вы получите звезды,
Будете соревноваться в разных конкурсах и тоже получите за это звезды.
В конце нашей соревнования, мы их подсчитаем, и та команда у кого будет больше звезд, та и выиграла. Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, все вместе отвечать, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, и кто первый поднимает руку, тот и отвечает.
2. Викторина. Вопросы.
• Как звали человека, который заинтересовался и основал космос? (Циолковский)
• А какого числа отмечают день космонавтики? (12 апреля 1961 год)
• А почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)
• А какие главные герои летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)
• Как звали человека, который впервые полетел в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
• На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)
• Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
• Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
• Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров,
• А как люди находят в космосе? (в невесомости)
• Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)
• Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
• Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)
• Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)
3. Физкультминутка. Эстафета «Быстрые и сильные»
Воспитатель: Ребята! Что делают космонавты, перед тем как отправится в полет?
(Они готовятся, тренируются на тренажерах). Правильно! Мы с вами сейчас тоже
немного подготовимся! И проверим, какая команда сильней, быстрей и выносливей?
1 задание: Прыжки на одной ноге. (выполняют капитаны команды).
2 задание: Ходьба с предметом (мячиком)
3 задание:
Воспитатель: Молодцы, Ребята! Вы все сильны, быстрые, а главное в вас присутствует командный дух.
4. Загадки. Игра «Дополни словечко»
Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сегодня вам нужно не
только отгадать загадку, но и найти ответ на картинках.
Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб Нужен мощный … (телескоп)
На корабле воздушном, Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер, Несемся на… (Ракете)
У ракеты есть водитель, Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт», А по-русски … (космонавт)
Самый первый в космосе, Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень, Наш космонавт … (Гагарин)
Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна, В небе светит нам … (Луна)
Планета голубая, Любимая, родная.
Она твоя, она моя, А называется… (Земля)
Он дружит с ветром и водой, Она – с Полярною звездой.
Никак не могут встретиться Медведь с Большой … (медведицей)
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник, Летит по орбите … (спутник)
В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света, А зовут объект… (комета)
Что видим мы, взглянув в оконце,
Нам ярким светом светит … (солнце)
5. Капитанский конкурс.
Воспитатель: Сейчас будет задание для капитанов. Нужно выполнить задание правильно и быстро. А остальные из команды поддерживают своих капитанов.
Задание. Вам надо собрать разрезанную картинку и сказать, что у вас получилось. Кто сделает первым и все правильно, та команда и получит звездочку.
Дополнительные вопросы капитанам:
- На чем летают космонавты? (ракета)
- Как называется место, откуда стартует ракета? (космодром)