Татьяна Чернова
Проект мини-музея «Мои первые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : долгосрочный (август 2019 года – май 2021 года, творческий, познавательный, групповой. Срок реализации проекта 48 месяцев.
Участники проекта : дети группы «Ромашка», родители детей, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Актуальность.
Публикация «Проект мини-музея „Мои первые сказки“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Мы знаем, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы.
Сказки - самые древние творения человеческого духа, это один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе. Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. В русской народной сказке заключено богатое содержание — и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности, которые дети используют в своей речи, что способствует развитию ее образности, ее обогащению, развитию творчества; и в отношении нравственно- эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.
Одна из главных задач в развитии и воспитании младших дошкольников состоит в том, чтобы с помощью художественной литературы, в частности сказок, прививать детям интерес к художественному слову, формировать ценностные ориентации, нравственные начала, составляющие духовную основу их личности, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать, любить свою страну.
Цель: Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Воспитывать интерес к сказкам.
Задачи: Способствовать формированию интереса к сказкам;
- создать условия для инсценировки и драматизации небольших отрывков из народных сказок при помощи воспитателей; Приобщение детей к театральному искусству, эстетическое развитие. Знакомство детей с разными видами театра.
- развивать связную речь, обогащать словарь образными словами и выражениями посредством сказочного материала;
- закреплять навыки изобразительной и конструктивной деятельности, развивать мелкую моторику, творческие способности детей младшего дошкольного возраста.
-развитие эмоциональной сферы, речи, воображения.
- создание мотивации для совместной творческой деятельности ребёнка и взрослого (изготовление декораций, костюмов).
- привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.
- расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.
-воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
- обогащение предметно-развивающей среды детского сада.
- создание условий для психологической разгрузки детей.
Документы:
- Закон РФ «Об образовании»
- ФГОС ДО
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция дошкольного воспитания
Принципы:
Принцип интеграции – мини-музей должен учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
Принцип природосообразности – мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип научности – представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности
Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Принцип регионального компонента – мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с природным содержанием региона.
Новизна: вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.
Предполагаемый результат: Дети проявляют интерес и любовь к сказкам и театральной деятельности; знают и называют прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль ; знают различные виды театров и умеют показывать их; умеют использовать различные средства выразительности; умеют самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап: составление перспективного плана работы по реализации проекта, разработка критериев оценивания знаний, умений и навыков детей.
2. Основной этап: планирование работы, формирование тем для занятий, проведение занятий
3. Заключительный этап: выставки работ детей, фотоотчет, родительское собрание «Итоги года».
Виды работы с детьми в мини-музее «Мои первые сказки» : чтение сказок и их рассказывание, инсценировка сказок (маски, би-ба-бо, куклы, рисование, лепка, аппликация сказочных героев, составление рассказов, разгадывание и сочинение загадок, заучивание стихотворений, считалок и др.