Александра Владимировна Землянуха
Проект для детей 5–6 лет «Удивительные дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проектной деятельности.
Название проекта: «Удивительные дома»
Вид проекта: исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели
Участники проекта: дети 5 -6 лет, воспитатели.
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Удивительные дома“» размещена в разделах
Актуальность проблемы: Человек с давних времен имел жилища, сначала это были древние пещеры в скалах, потом люди научились строить дома из подручных средств и материалов. Дома бывают разные, некоторые знаменитые дворцы и усадьбы стали известны всему миру. Другие – самые обычные. Какие бывают дома и чем они отличаются друг от друга?
Проблемное поле. Жилье человека, зависимость вида жилья от места проживания.
Цель проекта: расширение представлений детей о жилище человека;
Развитие любознательности и поисковой активности; формирование умений работать в команде.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап.
Беседа с детьми о роли дома в жизни человека, назначении, в каких домах живут люди.
Просмотр видео «Энциклопедия для детей. Такие разные дома», «Какие бывают дома»,
«В чем живут разные народы мира? Дома других народов!».
Рассказы детей «Дом, в котором я живу».
Продуктивная деятельность: коллективное конструирование «Мой дом. Моя улица».
Эвристическая беседа «Жилище первобытного человека»; изготовление макета шалаша из природного и бросового материала.
Сюжетные игры: «Путешествие в деревню», «Город», «Играем в индейцев», «Необитаемый остров», «Чум – дом Айоги».
Проблемные вопросы для обсуждения с детьми:
- Что можно использовать в лесу для изготовления временного жилища?
- Из чего строят жилище кочующие жители севера?
- Правда ли, что можно сделать дом из снега и льда?
- Что такое дом на колесах? Как он выглядит и как правильно называется?
- Как выглядит дом на полозьях и как он называется?
- Какие дома называют небоскребами?
- Можно ли назвать палатку домом? Почему?
Основной этап.
Исследование. Узнать о разных видах домов и найти у них общие черты. Почему их можно назвать домом? Для организации исследования дети по выбору делятся на несколько групп. Каждая изучает один из предложенных вариантов: чум, иглу, небоскреб, трейлер, балок.
Вопросы для сравнения разных вариантов домов: «Внешний и внутренний вид жилья», «Где и как используется такой дом?», «История этого дома».
Коллективная работа с привлечением взрослых: изготовление макетов и оформление рисунков в рамках исследования. Макеты: чум, иглу, небоскреб, балок, трейлер. Подготовка сообщений в каждой группе о виде жилища. Макеты можно в дальнейшем использовать в режиссерских играх детей.
Практическая деятельность: «Строим пещеру из снега», «Строим чум из шестов».
Заключительный этап. Обсуждение с детьми особенностей жилья, которые они изучали. Общие выводы: можно ли назвать домом чум, иглу, небоскреб, трейлер, балок? Что у них общего?
Презентация проекта. Презентация исследования «Какие бывают дома?». Все группы по
очереди представляют свой материал, рассказывают об истории этих домов, где они встречаются, демонстрируют макеты.
Практические материалы к организации проекта
Практическое задание:
«Из чего делают дома?» Образцы материалов: дерево, камень, ткань, ветви, глина, пластик, металл. Фотографии различных домов.
Видео для детей.
Это интересно! Первый небоскреб был построен в Чикаго (Америка, и был он в 10 этажей.
Самый высокий дом небоскреб находится в Дубае (ОАЭ) – 162 этажа (башня Халифа).
Иглу – это жилище эскимосов. Строят иглу из плотных блоков снега и льда. Форма в виде купола. Высота – 2 метра, диаметр – 3-4 метра. В поселках несколько иглу соединяют друг с другом. Как вы думаете почему?
Кирпичная кладка была придумана в Вавилоне – кирпичи укладывали в шахматном порядке. В древнем городе были и высокие дворцы, и башни (7 этажей, и небольшие дома. Комнаты освещались в основном через дверь, так как окна были очень маленькие и под потолком.
Жилища, которые были построены по типу шалашей – вигвам, юрта, чум. Они изготавливаются из кустарников, веток и покрываются травой или шкурами.
Знаменитая Денисова пещера на Алтае, служила жилищем первобытному человеку на протяжении тысяч лет, как подтверждают раскопки археологов. Как вы думаете, в каком месте внутри пещеры разводили огонь? Зачем первобытному человеку огонь?