ольга литвиненко
Проект для дошкольников «Вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы
Экологическое состояние нашей планеты, а также тенденция к его ухудшению заставляет нас обратить внимание уже с дошкольного возраста на охрану природы. Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, что вода нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект для дошкольников „Вода“» размещена в разделах
Дети ежедневно в повседневной жизни сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить представление о том, что вода - очень ценный продукт. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только чистая вода - из родника, колодца, водопровода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для питья. В водопровод вода попадает из реки : её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря не утекала.
Объект исследования:
В качестве объекта исследования нами была выбрана вода, что обусловлено рядом причин:
- вода окружает нас постоянно, однако дети, как правило, почти не обращают на нее внимание.
- с водой ребенку проще общаться «на равных», легче представить ее своим другом, т. к. каждый ребенок любит развлечения связанные с водой.
Предмет исследования
Предметом исследования данного проекта являются способы сбережения и очищения воды.
Дети мало знают о свойствах воды, зачем и кому нужна вода. Дети недостаточно берегут воду. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель проекта :
Воспитание бережного отношения к воде. Формирование у детей экологической грамотности и знаний об окружающей природе. Показать, что вода – активная среда для жизни животных, растений и человека. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать самостоятельность в процессе исследовательской деятельности.
Задачи проекта :
- совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека);
- формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);
- познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное);
- способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, словесные, дидактические игры, знакомство с произведениями художественной литературы и народного фольклора (рассказы, стихотворения, пословицы, поговорки, загадки, приметы о воде и водных источниках);
- развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности детей;
- воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;
- воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
- развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта;
Гипотеза проекта
Воды на земле станет больше и она будет чище, если к ней относиться бережно и разумно
Ресурсы проекта
С воспитанниками:
-беседы;
-рассказы детей с опорой на схемы;
-детское сочинительство;
-рассматривание картин художников, фотоальбомов, энциклопедий, карт и глобуса;
-наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, снегопад и т. д.).
-просмотр презентаций и видеофильмов, мультфильмов;
-слушание песен, музыкальных произведений;
-чтение русских народных потешек, закличек, сказок; художественных произведений и стихов по теме;
-игры - эксперименты, игры-опыты;
-дидактические игры;
-народные подвижные игры;
-театрализованные и сюжетные игры, игры-инсценировки;
-продуктивная деятельность;
-образовательная деятельность.
С семьями воспитанников:
-создание лаборатории по изучению свойств воды
-творческие задания «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (создание книги полезных советов по экономии воды, ее рациональному использованию);
-творческие задания «Домашняя лаборатория занимательных экспериментов» (создание презентаций и видеороликов о воде и ее свойствах; выступления детей и демонстрация экспериментов детьми);
-мастер-класс для родителей «Чудеса у нас дома» (детское экспериментирование)
-консультация для родителей «Познавательные опыты с водой»
-выпуск буклетов «Берегите воду!».
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
Создание необходимых условий для реализации проекта :
- постановка проблемы
- формулировка целей и задач проекта
- создание условий для реализации проекта
- подбор познавательной, художественной литературы
- проведение бесед
- подборка атрибутов и игр для занятий и экспериментов
II. Основной (исследовательский) этап
Для реализации проекта была создана специальная развивающая среда. Был оформлен центр экспериментирования по изучению свойств воды.
Центр экспериментирования:
С набором необходимых атрибутов, инструментов, схем, картотек и т. д.
Центр познания:
Модели, макеты, фотоальбомы, календари, наглядно- дидактические пособия, дидактические карточки, настольно-печатные игры, набор карточек для моделирования, таблицы – схемы, модели для рассказывания; мнемотаблицы; коллажи по пройденным темам, карточки – подсказки, тематические наборы
Литературный центр:
.Книги и художественные произведения по теме
Центр художественного творчества:
Репродукции картин художников-пейзажистов.
Для самостоятельной деятельности детей подготавливаются:
трафареты по теме, опорные таблицы для лепки и рисования по теме, раскраски по теме;
бросовый материал для рисования в нетрадиционной технике.
Театральный центр:
настольный театр, атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности и сюжетных игр
Центр двигательной активности:
Картотека подвижных игр, атрибуты и маски для подвижных игр.
На основном этапе была организована работа по разработанной модели проектной деятельности по 5 образовательным областям.
Познавательное развитие:
1. Непосредственно образовательная деятельность: «Секреты воды», «Волшебница Вода», «Море бывает в беде».
2. Викторина «Что я знаю о воде»
3. Цикл наблюдений «Изучаем свойства воды» («Рыбки в аквариуме», «О чем расскажет нам растение?», «Тучки по небу плывут», «Снегопад», «Снежинка на моей ладони», «Ледяные дорожки», «Зимние забавы», «Морозные узоры», «Чьи следы?»).
4. Беседы: «Что мы знаем о воде?», «Кому нужна вода?», «Волшебная сила воды» (значение для здоровья человека, «Водоемы родного края», «Что растет в воде», «Что я знаю о морях и океанах?», «Вода – труженица», «Откуда берется вода в водопроводном кране?», «Безопасность на воде».
5. Опыты и эксперименты: «Вода прозрачная», «Вкус воды», «Чем пахнет вода», «Форма воды», «Растворимость веществ в воде», «Вода – это жидкость», «Капельки», «Что такое пар?», «Лед», «Лед и вода, что легче?», «Вода нужна всем», «Растения и вода», «Животворное свойство воды», «Вода способна смачивать и очищать предметы»
6. Игры с водой «Забавные рыболовы», «Тонет – не тонет», «Вылавливаем предметы из воды», «Буря в стакане», «Помоги кораблику доплыть», «Собери воду», «Необычная рыбалка», «Дырявая банка», «Игры с мыльными пузырями».
7. Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Мойдодыр», «Уроки тетушки Совы» («Капля воды»,«Беги, ручеек», «Берегите воду», «Секреты воды», Самый младший дождик», «Земляничный дождик», «Грибок-теремок», «Грибной дождик», «Азбука здоровья», «Русалочка».
8. Дидактические игры: «Моё облако», «Что будет, если исчезнет вода?», «Воздух, земля, вода», «Где спряталась рыбка», «Где снежинка?», «Отгадай, что звучит?», «Кто где живет?», «Ходит капелька по свету», «Где спряталась вода?», «Польза и вред» (явления природы); «Что сначала, что потом?», «Кому нужна вода?», «Пищевые цепочки жителей водоемов», «Когда это бывает?», «Какой бывает вода?»
9. Настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода», «Как избежать неприятностей?», «Что происходит в природе?», «Береги живое», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Четыре сезона», «Тонкий лед».
Речевое развитие:
1. Загадывание загадок, чтение стихов, рифмовок о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге.
2. Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о воде, снеге, дожде.
3. Составление творческих рассказов «Путешествие капельки», «Как ребята речке помогли».
4. Чтение художественной литературы: Э. Шим. «Солнечные капли», Сутеев «Под грибом», И. Урядова «Сказка о воде», Н. Осипов «Кто живет в воде и у воды», А. Тюняев «Все о воде», В. Бианки «Купание медвежат», экологические сказки «Капельки», «Путешествие по воздуху и воде» О. Н. Гаврилова, сказки В. Одоевский «Мороз Иванович», В. Архангельский «Летят снежные пушинки», Н. Сладков «Зачем зимой снег?», А. Дитрих «Откуда ты?», Г. Ладонщиков «Снежинка», Н. Калинина «История про снежный колобок», С. Прокофьев «Сказки про серую тучку»; О. Бундур «Дождь», Е. Эрато «Лето», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», А. Барто «Дождь в лесу», «Река», «Гроза», В. Орлов «Встреча», О. Троепольской, «Град» Е. Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима, «Пар» Н. Михайловой, «Два ручья» О. Н. Гавриловой, И. Р. Колтунова «Голубые глаза озер», О. Н. Лазарева «История жизни болота», Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Как люди речку обидели», М. Н. Данилова «Кто живет в подводном царстве?», А. Стойло «Капелька дождя»
5. Пальчиковая гимнастика «Медузы», «Волновалось сине море», «Рыбки», «Дождик».
Художественно-эстетическое развитие:
1. Совместная деятельность воспитателя и ребенка: занятие по экологии «Что мы знаем о воде?», изготовление напоминающих знаков «Береги воду»; «Черепашка» (поделка из ореховой скорлупы, лепка «Осьминог», «Подводное царство» (коллаж, коллективная работа); «Аквариум с рыбками» (коллективная работа с использованием сыпучих продуктов);«Морской пейзаж» (рисование по сырой бумаге); «Медуза» (выдувание, «Облака плывут по небу» (рисование в нетрадиционной технике «мыльными пузырями»); «Водный транспорт» (поделки из пластиковых бутылок, упаковки для яиц).
2. Прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Времена года», Римский-Корсаков «Море», «Виноватая тучка»
3. Слушание звуков природы: журчание ручья, шум прибоя, шум дождя.
4. Пение: «Тучка» В. Рукашников, Е. Карганова «Дождевые капельки», «Тучка» (закличка)
.Хороводная игра «Как на тоненький ледок», «Пошла млада за водой»
5. Рассматривание репродукции картин художников-пейзажистов И. Левитана, И. Айвазовского, Б. Васнецова, М. Нестерова, Е. Волкова, А. Куинджи, В. Поленова.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Сюжетно-ролевые игры «Морское путешествие», «Отважные спасатели», «В морском царстве».
2. Игра-ситуация «Приключение капельки»
3. Хозяйственно-бытовой труд: «Стираем куклам одежду», «Протрем пыль», «Вымоем посуду для куклы Кати»
4. Труд в природе «Поливаем растения»
Физическое развитие:
1. Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Ручеек», «Мы – капельки», «Снежинки и ветер», игра-эстафета «Очистим реку», «Быстрые водоносы», «Море волнуется», «Морской мир», «Караси и щука», «На болоте», «Превращение воды», «Ручейки, озера, моря, океаны», «Удочка», «Рыбы в сети», «Водолаз», «Выпусти рыбку», «Дедушка Водяной», «Водяные жмурки», «Невод», «Капитан, корабль, рифы», «Русалочки», «Бредень», «Заморозка».
2. Физминутки: «А над морем мы с тобою», «Цапля ходит по воде», «Теплоход», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «Речка», «На болоте», «Как приятно в речке плавать», «Кап-кап»,
III. Заключительный этап
Важное значение для реализации этой задачи в проекте имели творческие задания, которые выполняли дети совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему, изучали ее, и результатом этой работы становились фоторепортажи, картотеки загадок, выставки детских работ, видеоролики и презентации экспериментов, которые дети представляли в группе.
Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
В группе была пополнена развивающая среда по данной теме.
Ожидаемый результат:
- дети будут иметь достаточное представление о свойствах воды и ее значении в жизни всего живого и человека, научатся бережному отношению к воде.
- у детей появятся новые умения и навыки при проведении экспериментов и опытов с водой, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности.
- у детей разовьется познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, творческие способности.
- активизируется и обогатиться речь, дети научатся вступать в активное взаимодействие со взрослыми и другими детьми в процессе общения, при проведении опытов и экспериментов.
- повысится компетентность родителей в вопросах познавательного развития и экологического воспитания детей.
- обогатиться и пополниться новым оборудованием и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы
Продуктами проекта стали :
Создание лаборатории по изучению свойств воды
Акция «Один день экономь воду» (дома, в детском саду)
Буклет «Берегите воду!»
Картотека опытов и экспериментов с водой, картотека дидактических игр, картотека загадок о воде; картотека игр с водой.
Карты-символы «Свойства воды»; карты-схемы «Правила безопасного поведения при проведении опытов»; карты-задания (для проведения экспериментов);
Карточек для моделирования «Круговорот воды в природе»;
Таблицы – схемы, модели для рассказывания; мнемотаблицы; коллажи по пройденным темам; карточки–подсказки (разрешающие, запрещающие знаки); «Что можно, что нельзя»;
Схема с изображением круговорота воды в природе;
Карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком;
Консультация для родителей «Познавательные опыты с водой»
Сделана подборка презентаций «Волшебные свойства воды», «Реки и водоемы нашего края», «Кому нужна вода?», «Кто живет в воде?», «Мир морей и океанов»;
Сделана подборка мультфильмов.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
В проектно-исследовательской работе происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а так же как необходимо беречь воду и для чего. Расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, умение экономично использовать воду, расширяет представление детей о значении и роли воды для здоровья человека. Развивает у детей внимание, память, элементы логического мышления, умение взаимодействовать со сверстниками.
Ребёнок осмысленно, зная о проблеме чистой воды на земле, не пройдёт мимо включенного крана, или крана из которого просто капает вода. Будет бережно относиться к водоемам. Вырастит экологически грамотным человеком. Возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества.
Знакомит детей с познавательными и художественными произведениями о воде, её свойствах, о значении и использовании воды в жизни всего живого на земле.
Развивает творческое воображение детей при создании художественной композиции (рисунок, лепка, аппликация).
Развивает творчество детей при слушании различных звуков воды в природе (журчание ручья, шум льющейся воды из крана, шум дождя, фонтана, водопада и др.)
Научив ребенка просто закрывать за собой кран, мы научим его беречь воду. Свою работу мы проводили в детском саду и в домашних условиях.
Почему была выбрана тема «Волшебница вода»? Эта тема сама привлекла и заинтересовала детей. Ведь мы знаем, что вода первое, что притягивает интерес ребенка. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для использования в сельском хозяйстве. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. В водопровод вода попадает из реки : её качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и холодная, и горячая вода. Вода нужна всему живому на Земле.
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. Деркунская В. А. Образовательная область «Здоровье». Как работать по программе «Детство» : Учебно- методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС»; М. ТЦ «СФЕРА», 2012
4. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О. В. Дыбина (отв. ред.). – М. : ТЦ сфера, 2004.
6. Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Под р е д А. А. Грибовской. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
7. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт. – сост. Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова, И. А. Холодова. – Изд. 2 –е. – Волгоград: Учитель, 2012.
8. Алябьева Е. А. Как организовать работу с детьми летом. Ч. 1. – М. : ТЦ Сфера, 2012. (Библиотека Воспитателя).
9. Как обеспечить безопасность дошкольников : Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. Возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2000.
10. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
11. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2016.
12. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПБ. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
13. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме : «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
14. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
15. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. –СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
16. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2016.
17. Шорыгина Т. А. Беседы о мире морей и океанов. Методические рекомендации. – М. : ТЦ Сфера, 2015.