Людмила Григорьева
Проект про Башкирию
▼ Скачать
Актуальность проекта
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, красоте, истине.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Он является фундаментом общего развития ребёнка. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить их правилам общения и умению жить среди людей, это идеи нашего проекта, которая направлена на воспитание духовно – нравственных, патриотических чувств у дошкольников.
Публикация «Проект про Башкирию» размещена в разделах
Участниками данного проекта являются : педагоги ДОУ, дети, родители.
Вид проекта : познавательный, среднесрочный
Цель данного проекта : расширять представления воспитанников о родном крае, культуре, традициях людей живущих в Башкортостане, формирование патриотических чувств.
Задачи проекта :
Образовательные:
- ознакомить детей с историей и современной жизнью народов Башкирии;
- познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
Воспитательные:
формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;
Условия для реализации задач проекта : опора на традиции, обычаи башкирского народа, присущие ему нравственные ценности, особенности материальной и духовной культуры.
Интеграция образовательных областей по ФГОС
Образовательная область «Физическое развитие».
Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей
Образовательная область «Речевое развитие».
Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
Образовательная область «Художественно-зстетическое развитие».
Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении
Формы работы
непосредственно образовательная деятельность;
совместная деятельность;
самостоятельная деятельность;
взаимодействие с родителями.
Методы работы
1. Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства башкирского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов батыров воинов).
2. Знакомство с традиционным укладом жизни башкир, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Совместные с родителями мероприятия: праздники, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.
3. Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4. Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализовано - дидактических игр.
5. Знакомство с башкирскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством,
6. Использование новых педагогических и здоровьесберегающих технологий.
Ожидаемые результаты
Сформированность у воспитанников знаний о РБ, названий городов, её природных ресурсах. Умение самостоятельно организовывать дидактические, сюжетно-ролевые игры. Воспитание в детской душе любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей республики, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Подготовка к внедрению проекта :
Подобрать методическую литературу по теме;
Подобрать дидактический материал, наглядные пособия;
Составить перспективный план;
Составить опросники для детей и родителей;
Выполнение проекта.
Этапы проведения проекта
Первый этап (подготовительный) :
1. Формулировка цели и задач.
2. Изучение методической литературы.
3. Подбор материала.
4. Формирование мотивационной готовности детей и родителей к участию в проектной деятельности.
5. Довести до участников важность данной темы.
6. Наметить план действия.
7. Обсудить план проекта с педагогическим коллективом.
8. Информировать родителей (законных представителей) с планом «Любимый мой Башкортостан».
9. Подобрать наглядно-дидактический материал, художественную литературу (по теме проекта).
Проектная часть
Дошкольное детство – яркий период в жизни человека. Какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства! Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? В этом — выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам взрослые передают детям. Но есть еще историческая память поколений. Задача педагога передать её, наполнив детские сердца негаснущим светом народной культуры, знанием истории и традиций своей «малой родины». «Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В. Сухомлинский).
В условиях демократизации общества в нашей стране закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. В связи с этим система образования сегодня переориентируется на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов населения.
Самое главное – приобщить детей дошкольного возраста к истокам национальной башкирской культуры. Но достичь результатов можно лишь в том случае, если воспитатель эту работу будет проводить с большой любовью.
Первостепенное значение я уделяю созданию и постоянному пополнению, обновлению предметно-развивающего пространства, как необходимому условию достижения постановленной цели. При этом обязательным условием считаю представление детям настоящих предметов быта и культуры башкирского народа. В этом мне неоценимую помощь оказывают родители воспитанников и их родственники, проживающие в башкирской деревне
Тематические занятия проводились в следующей последовательности:
Беседа о народах, населяющих Южный Урал, выделение народа башкирской национальности, рассказы об особенностях быта, культуры, традиций, рассматривание иллюстраций, картин, предметов быта и прочее.
Библиография
1. Программа «Мой край – Башкортостан», Ф. Фазлыева, Уфа, 2003
2. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду», М. Новицкая, Москва, 2003
3. «Родной край», Р. Жуковская, Н. Виноградова, Москва, Просвещение, 1985
4. Журнал «Учитель Башкортостана» № 5 – 2004
5. «Башкортостан», краткая энциклопедия, Уфа, 1996
6. «Башкирские народные сказки», Уфа, 1997
7. «Детский фольклор», Уфа, 1994