Екатерина Зарубова
Проект по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России
▼ Скачать +Заказ
ПРОЕКТ
Приобщение воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России
Цель проекта: Просвещение и воспитание приверженности к национальным праздникам, обычаям и традициям в рамках года «Народного искусства и культурного наследия России»
Срок реализации: 2022 год
Партнеры проекта: ЦБС ГУК Библиотека № 4 Василеостровского района
Публикация «Проект по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2022
Мероприятия проекта: Цикл культурных, музыкальных досуговых мероприятий, художественных мастерских, посвященных национальным традициям России
Этапы реализации проекта:
I Этап – Информационно-прогностический
Задачи:
1. Изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельностью в системе дошкольного образования;
2. Выявление уровня готовности педагогического коллектива в инновационной деятельности;
3. Разработка проекта, выбор методов и форм его реализации;
4. Знакомство родительского сообщества со значение реализации данного проекта в деятельности дошкольного учреждения;
5. Налаживание связей с социально – значимыми партнерами;
6. Выбор наиболее эффективных путей повышения квалификации педагогов;
7. Непрерывное отслеживание результатов деятельности.
Ожидаемый результат I этапа
• Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта;
• Выявление способов достижения положительных результатов реализации проекта : анкетирование, создание творческих групп, наблюдение и контроль педагогического процесса;
II Этап – Информационно-преобразующий
Задачи:
1. Организация целенаправленной системы педагогической деятельности в ходе реализации регионального компонента;
2. Привлечение родительского сообщества к реализации проекта в результате сотрудничества;
3. Выявление степени удовлетворённости детей, педагогов, родителей воспитательным процессом и его результатами.
4. Дальнейшее сотрудничество с социумом.
5. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса (дополнительный компонент выступает как дополнение и конкретизация содержание образовательной программы, реализуемой ГБДОУ);
6. Обновление педагогического процесса в результате реализации программы, разработка перспективного планам и обучение новым формам и методам работы;
7. Апробация новых подходов к организации содержания технологий педагогического процесса, через педсоветы, семинары-практикумы, открытые мероприятия, обмен педагическим опытом, результаты достижения целевых ориентиров.
Ожидаемый результат II этапа
• Успешная реализация разработанного плана в деятельность дошкольного учреждения;
• Оснащение пополнение материально-технической базы, методического обеспечения;
• Промежуточные результаты достижение целевых ориентиров.
III Этап – Информационно-аналитический
Задачи:
1. Сбор аналитического материала;
2. Оформление и трансляция опыта работы;
3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок;
4. Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей, имиджа дошкольного учреждения;
Ожидаемый результат III этапа
• Создание единой воспитательно-образовательной среды, выработка наиболее эффективных мер воспитательного воздействия, обеспечивающих оптимальное развитие ребенка;
• Установка эмоционально-положительного климата и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
1. Предполагаемый результат
Реализация проекта позволит активизировать потребность педагогов в приобретении и накоплении нового передового педагогического опыта. Это приведет к положительным сдвигам в целом ряде областей:
- интеграция детской деятельности;
- расширение кругозора;
- работа с педагогическим коллективом приведет к углубленному изучению историко- педагогической литературы, составление картотеки методической литературы, анкетирование для выявления отношения к теме истории и культуры, подбор диагностического инструментария, изучение опыта работы педагогов по данной теме, анализ состояния предметно развивающей среды и т. д. ;
- работа с воспитанниками станет специально организованной непосредственно образовательной деятельностью, игровой и театральной деятельностью, целевыми и познавательными мероприятиями, литературными викторинами и виртуальными путешествиями и другими формами работы с воспитанниками;
- работа с родителями будет осуществляться в форме родительских собраний, конференции, презентации, круглых столов, клубов, дней открытых дверей, анкетирование, проведение выставок и конкурсов, семейные посиделки в дистанционном формате и т. д.
Главным результатом станет сплочение коллектива единомышленников, существенный рост профессионального мастерства и, как следствие, повышение качества содержания образовательного процесса.
2. Критерии оценки результатов проекта
Воспитанники, участвующие, в реализации проекта достигнут следующих целевых ориентиров:
- осознание ценности истории родного края; ценность быть патриотом своей Родины, знать свои генетические корни, край, в котором живешь, иметь интерес к тому, что тебя непосредственно окружает (от природы до творения рук человека, любить и желать сберечь и преумножить все это;
- умение эмоционально откликаться на художественные, музыкальные и литературные произведения, выражая отношение к ним в чувствах, настроениях, продуктах детского творчества;
-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию;
- владение рядом компетентностей (региональной, патриотической, нравственно-эстетической и т. д.).
Весь накопленный и разработанный материал будет представлен в виде программы, тематических материалов, размещенных в электронной базе знаний учреждения, создание электронных презентаций в ходе работы и других форм ЭОР.
3. Ресурсное обеспечение программы
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе, которые составляют ресурсное обеспечение проекта:
РЕСУРСЫ
1. Информационное обеспечение
2. Кадровое обеспечение
3. Материально-техническое обеспечение
Информационное обеспечение – это, прежде всего, современная методическая, научно-публицистическая литература, отражающая суть регионального компонента
Литературные источники:
* Детям о культуре и традициях русского народа Куликова С.
АННОТАЦИЯ
В книге, посвященной русской культуре, народному творчеству и народным традициям, особое место уделено семейным отношениям и народным играм с участием в них детей. Поговорки, пословицы, загадки дополняют рассказ о главных праздниках народного календаря — Рождестве, Святках, Крещении, Сретении, Масленице, Пасхе, Троице, Иване Купала, августовских Спасах, Покрове. Книга адресована детям, родителям и педагогам, работающим с детьми.
Издательство ООО "Издательство "Паритет", 2021 г
*Мифы русского народа Науменко Георгий Маркович
Книга о необыкновенных существах, призраках, духах, богах древних славян; персонажах народных сказок, смешилок, быличек, страшилок — таинственных, фантастических жильцах лесов, болот, рек, полей, сельских дворов и изб, а также героях, противостоявших тёмным, зловещим силам. Рассказал о них собиратель фольклора и писатель Георгий Маркович Науменко. Издательство АСТ, 2019 г
*Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор: наглядно-методическое пособие для родителей и воспитателей ДОУ. ФГОС
Пособие представляет собой альбом из 11 картин, со скрупулезной точностью представляющих быт и обычаи народов, населяющих Россию, и методические рекомендации, которые помогут педагогу или родителю познакомить детей с этнографической картой нашей страны. Издание предназначено для практических работников детских учебных учреждений, родителей детей-дошкольников и младших школьников. Издательство Детство-пресс, 2021 г
Материально-техническое обеспечение отвечает современным требованиям.
В ГБДОУ есть компьютеры и ноутбуки с прямым доступом к сети Интернет. Музыкально-физкультурный зал оснащен переносной мультимедийной установкой, звукоусиливающей аппаратурой, микрофонами. В методическом кабинете имеется ламинатор, принтер, сканер.
Во всех возрастных группах имеются наглядно-дидактические пособия, дидактические игры - (Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего города», «Угадай, где я нахожусь», «Я начну, а ты продолжи» «Костюмы народов России» и т. д.).
Разработан сборник бесед краеведческого цикла – «Наша дружная семья», «Государственная символика города и области», «Достопримечательности нашего города» и т. д.
Педагогами собраны и составлены фотоальбомы – «Санкт-Петербург», «Природа Ленинградской области», «Животные Ленинградской области», «Костюмы народов России», «Национальные музыкальные инструменты», «Сказки народов России», «Народная музыка» и т д. Во всех возрастных группах расположены уголки природы, экспериментирования, патриотического воспитания, мини-музеи, в которых находится оборудование, отвечающее требованиям ФГОС.
4. Система управления проектом
РУКОВОДСТВО инновационной деятельностью ДОУ
Координационно – методический совет: Творческая группа педагогов ГБДОУ
Для успешной реализации проекта необходимо запустить универсальный механизм, позволяющий реализовать идею или разрешить проблему с оптимальным использованием ресурсов. В нашем случае таким механизмом является Творческая группа педагогов ГБДОУ, главной целью которого является целенаправленное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса, направленное на его оптимизацию. Творческая группа выбирает тактические направления (план действия) по реализации проекта, т. е. это стратегическая команда, созданная для обеспечения реализации Программы развития ГБДОУ на 2020-2025 годы.
«Творческая группа» - это новая форма организации деятельности педагогических работников детского сада по разработке и внедрению нововведений, обеспечивающих режим развития учреждения по приоритетным направлениям. В ходе деятельности данных групп все педагоги детского сада вовлечены в инновационную деятельность и управленческий процесс. В течение реализации проекта осуществляется контроль и методические заседания групп, на которых рассматриваются проблемные вопросы реализации инновационной деятельности, заслушиваются отчеты специалистов, обсуждаются материалы передового педагогического опыта, проводятся творческие мастерские, стимулирующие совершенствование образовательных процессов.
Наставничество – необходимая составляющая инновационного процесса в дошкольном учреждении, а так же педагогов, занимающихся реализацией проектов в деятельность детского сада. В нашем дошкольном учреждении наставниками выступают старший воспитатель и опытные педагоги. Целью наставничества является оказания помощи в профессиональном становлении, тесное вовлечение педагогов в инновационный педагогический процесс с учетом индивидуальных наклонностей воспитателей, формирование в ГБДОУ кадрового ядра. Педагоги-наставники обеспечивают процесс адаптации педагогов к инновационной деятельности, поддерживают педагогов эмоционально, укрепляют веру в себя и начатое дело. Используют эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства, обеспечивают информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками. Оценивают и выстраивают стратегию профессиональной деятельности, осуществляют контроль над правильностью и целесообразностью намеченного плана инновационной деятельности.
5. Дальнейшее развитие проекта
Вне зависимости от политики, экономики, на протяжении истории человечества не теряют своей актуальности истинные общечеловеческие ценности: такие как доброта и красота, любовь к ближнему и преданность Родине, они остаются неизменными. Перед педагогическим коллективом, родителями и детьми стоит задача сохранения истории, традиций родного края, города и страны в целом.
В перспективе мы планируем создать центр познавательно-исследовательской деятельности, где разместим материалы, собранные в ходе реализации проекта об истории и культуре малых народов Ленинградской области. Планируем расширить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родительского сообщества, продолжить сотрудничество с библиотеками района, разработку цикла занятий о родном крае, начать подбор интерактивных форм работы с детьми и взрослыми.
6. План мероприятий по приобщению воспитанников и их родителей к народному искусству и нематериальному культурному наследию России
2022 год
Народного искусства и культурного наследия России
Циклограмма мероприятий
В течение года
Чтение и исполнение произведений фольклора
Воспитанники всех возрастных групп
Воспитатели, Музыкальный руководитель
Задачи
1. Познакомить с жанрами и видами русского народного устного творчества
2. Познакомить с характерными чертами русского фольклора
3. Развивать любознательность, речевые умения
Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа
Январь
Традиционный театрализованный музыкальный досуг «Святки-колядки»
Воспитанники старших и подготовительной групп
Воспитатели групп
Задачи:
1. Закрепить знания о традициях русского народа
2. Закрепить знания о характерных чертах русского фольклора.
3. Развивать любознательность, речевые умения.
4. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
5. Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой
Февраль
Русская народная традиция Кудесы
Творческая продуктивная деятельность
«Подарок домовому»
Воспитанники младшей группы «Непоседы» и средней группы «Радуга»
Воспитатели
Задачи:
1. Познакомить детей с персонажем фольклора – Домовой
2. Развивать мелкую моторику рук посредством рукоделия
4. Воспитывать произвольное внимание и аккуратность в работе
Февраль Творческая мастерская «Богатыри земли русской» Воспитанники
Средней группы «Теремок» Воспитатели 1. Познакомить детей с народным былинным эпосом
2. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа
3. Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой
3. Знакомить детей с традициями народных богатырских игр
4. Познакомить детей с национальными орнаментами
Февраль
Опрос педагогов
Реализация регионального компонента в 2021-2022 учебном году Воспитатели Старший воспитатель
Задачи:
Проанализировать работу педагогов по реализации регионального компонента.
Составить аналитический отчёт
28 февраля-6 марта
Серия развлечений «Масленница»
Воспитанники всех возрастных групп
Воспитатели групп, Музыкальный руководитель
Задачи
1. Приобщать детей к праздничным традициям русского народа
2. Создавать благоприятные условия для самореализации детей и педагогов в процессе подготовки праздничных мероприятий
3. Воспитывать гражданскую позицию, гуманизм через приобщение к истокам русской народной культуры
4. Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой
Март
Развлечение «Сороки»
«Дети вышли птиц встречать,
Да весну привечать»
Воспитанники всех возрастных групп
Воспитатели, музыкальный руководитель
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с праздничными традициями русского народа
2. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа
3. Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой
4. Обучение приемам традиционной лепки из теста
Апрель
Творческая продуктивная деятельность «Во поле берёзонька стояла»
Воспитанники подготовительной группы
Воспитатели
Задачи:
1. Познакомить ребят с материалом – береста, рассказать о свойствах, способах изготовления посуды
2. Воспитывать интерес к народным традициям
3. Развивать мелкую моторику рук с помощью ручного труда
Май
Развлечение «Соловьиный праздник»
Воспитанники старших и подготовительной групп
Воспитатели
Задачи:
1. Создать условия для погружения в культуру русского народа
2. Продолжать знакомство с обычаями и традициями русского народа
3. Расширить знания о повадках и среде обитания соловья
4. Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой
Июнь
Развлечение «День Солнцеворота»
Воспитанники всех возрастных групп
Воспитатели
ИФК
1. Продолжать знакомство с обычаями и традициями русского народа
2. Учить ребят взаимодействовать
3. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа
4. Обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой