Виктория Волгина
Проект «Приобщение к русской народной культуре» в рамках семейного клуба «Растем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Приобщение к русской народной культуре" в рамках семейного клуба "Растем вместе"
Автор: Музыкальный руководитель I кв. категории Волгина В. Н.
Пояснительная записка
Значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства трудно переоценить. Именно семья - неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности.
Темочки:
Здоровая, крепкая, благополучная семья – залог стабильности и процветания любого общества.
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте.
Ранние формы общения во многом определяют дальнейшее развитие ребёнка, влияют на его отношения к окружающим людям, к себе, к миру. Важно для развития личности ребёнка, чтобы в его семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие.
Нельзя обсуждать тему духовности народа, не зная его истории, не зная его традиции, накопленных нашими предками. Мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок. Как же нам не хватает этих качеств в современном мире! Как важно, чтобы наши дети были в ладу с собой и с другими людьми.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей народной культуры. К сожалению, современная семья утратила многое из старых добрых традиций, включающих и воспитательные функции. С уверенностью можно сказать, что большинство, очень поверхностно знакомо с народной культурой и бытом.
В связи с этим ведущей целью работы семейного клуба «Растем вместе» в 2022-2023 учебном году является приобщение детей и родителей к русской народной культуре, традициям и обычаям.
Задачи:
- способствовать укреплению детско-родительских отношений через игровую и творческую деятельность;
- развивать взаимопонимание взрослых и детей, используя вербальные и невербальные средства общения;
- развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
- развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения;
- расширять представление родителей о развитии и воспитании детей;
- создавать комфортную обстановку для родителей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
Участниками Клуба являются дети дошкольного возраста 4-7 лет, их родители (законные представители, педагоги и специалисты ДОУ.
Обязательное условие детско-родительских встреч: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянная обратная связь, соблюдение этических норм.
Этапы работы:
Сентябрь – организационно-подготовительный
- Анкетирование родителей для выявления запросов и интересов, определения оптимальных форм работы;
- Выбор творческой группы педагогов ДОУ для работы в семейном клубе;
- Тематическое планирование работы семейного клуба на учебный год, написание конспектов, подбор необходимых материалов и игр.
Октябрь- Май – основной этап
Встречи семейного клуба 1 раз в месяц
Июнь –заключительный этап
- Анкетирование родителей с целью определения удовлетворенности родителей работой семейного клуба, определения дальнейших перспектив работы на следующий учебный год.
- Оценка результатов реализации проекта.
- Оформление проекта по результатам работы семейного клуба.
- Распространение опыта среди педагогической общественности в рамках научно-практических конференций, мастер-классов, семинаров, публикаций в СМИ и Интернет, участия в профессиональных конкурсах.
Формы работы:
- игры и упражнения;
- релаксационные и динамические паузы;
- презентации, консультации;
- дидактические и подвижные игры;
- художественно – творческая деятельность;
- мастер-классы;
- дискуссия, круглый-стол;
- викторины, тематические занятия.
Тематический план встреч семейного клуба «Растем вместе» на 2022-2023 учебный год
СЕНТЯБРЬ
Подготовительный этап
- анкетирование родителей:
- выявление запросов и интересов;
- определение эффективные формы взаимодействия с родителями;
- выбор творческой группы педагогов ДОУ для работы в семейном клубе;
-планирование работы.
ОКТЯБРЬ
Занятие 1 «Давайте знакомиться»
- информирование родителей о перспективах и задачах работы ДОУ на 2022-2023гг.
- знакомство с русской народной игрой «Гори, гори ясно»
- Мастер-класс «Зайчик на пальчик»
НОЯБРЬ
Занятие 2 «Наши дети – какие они?»
- познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми, способствующими развитию гармоничных взаимоотношений, создание благоприятного климата в семье;
-осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам воспитания, психического здоровья ребенка
ДЕКАБРЬ
Занятие 3 «Игра и игрушки в жизни ребенка»
- развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности; развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения; снятие мышечных и психологических зажимов, формирование навыков невербальной коммуникации, развитие внимания, воображения, эмоционально-волевой сферы; обучение приемам эффективного взаимодействия посредством игры.
ЯНВАРЬ
Занятие 4 «Чаепитие «Русские посиделки». Круглый стол «Рождественские встречи»
- Знакомство с рождественскими традициями, историей праздника.
- Игры-колядки.
- Театрализованная игра «Рождественская сказка»
- Совместное чаепитие в русских традициях.
ФЕВРАЛЬ
Занятие 5 «Широкая Масленица»
- Познакомить с народными традициями и обычаями празднования Масленицы;
- Знакомить с народным фольклором (потешки, заклички, стихи, частушки, пословицы, народными играми.
- Рассмотреть репродукции картин с изображением масленичных гуляний; - Изготовить куклу Масленицу из лыка;
- Способствовать укреплению детско-родительских отношений; Создать теплую, праздничную атмосферу.
МАРТ
Занятие 6. «Хранитель дома - Домовой»
Познакомить с героями русских народных сказок – Домовым и Домовушкой. Рассказать о русских народных традициях и приметах, связанных с домом и бытом. Знакомить с народным фольклором (потешки, заклички, стихи, частушки, пословицы, народными играми. Мастер-класс - кукла «Крупеничка» (Зерновушка);
Способствовать укреплению детско-родительских отношений; Создать теплую, позитивную атмосферу, вызвать положительные эмоции.
АПРЕЛЬ
Занятие 8. «Светлая Пасха»
Познакомить дошкольников и их родителей с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; создать условия для просвещения родителей и детей через изучение истории, традиций и культуры русского народа. Мастер-класс «Курочка из ниток». Пасхальные игры.
МАЙ
Занятие 9. «Бабушкин сундучок»
Способствовать духовно-нравственному воспитанию через знакомство родителей и детей с народным бытом, народно-прикладным искусством, народной игрушкой. Мастер-класс «Конь-огонь» или «Солнечный конь» из лыка. Игровая и музыкальная деятельность
ИЮНЬ
«Я дарю свое тепло». Получение “обратной связи” (анкетирование); обмен полученными знаниями и опытом; самоанализ; подведение итогов.
Литература:
1. Бойчук И. А., Папушева Т. Н. Программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчество»
2. Боронина Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М. : Владос, 1999.
3. Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург «Детство-Пресс»2001
4. Зацепина М. Б. «Народные праздники в детском саду» Москва; «Мозаика-Синтез»2006
5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Методическое пособие «Народные праздники в детском саду»
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. М. : Творческий центр, 2005 г.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург «АКЦИДЕНТ» ,1997
8. Комарова Т. С. «Народное искусство в воспитании детей», Москва;1997
9. Хазова М. В. «Горенка». Программа комплексного изучения музыкального фольклора. М. : «Владос», 1999.
10. Шорыгина Т. А. «Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание» Москва; Прометей Книголюб; 2003